Что такое Летопись — определение, особенности жанра, самые древние летописи

Обновлено 13 июня 2024 Просмотров: 179 195 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Об этом старинном жанре русской историографии приходилось слышать каждому.

В начальной школе ученикам объясняют, что слово «летопись» происходит от старославянского «лето», то есть «год».

Книга

Получается, летопись – это описание годовых событий? Давайте узнаем, так ли это.

Определение понятия Летопись — что это

Летопись – это жанр древнерусской литературы, который представляет собой развёрнутое изложение исторических событий в хронологической (погодовой) последовательности.

Летопись — это историческое сочинение, которое представляет собой запись важных событий в хронологическом порядке. По структуре и содержанию летописи напоминают западноевропейские хроники и анналы.

На Западе подобные письменные свидетельства о событиях истории назывались хрониками или анналами.

Летописанием занимались монахи, так как монастырские школы были единственными центрами письменной культуры в Древней Руси. Наиболее мощный пласт дошедших до нас летописных документов датируется 14-17 веками.

Однако известны и более ранние источники, к которым относится первая киевская летопись «Повесть временных лет» (11-12 века).

Первая русская летопись

События последней восходят к временам сотворения мира, исчисляют начало русской государственности от 862 года и завершаются 1117 годом.

Если сформулировать, что такое летопись, кратко, то можно дать следующее определение:

это исторический документ, сборник письменных свидетельств о государственно значимых событиях каждого года.

При первой встрече с термином на вопрос «Что такое летопись?» в 4 классе допустимо ответить:

«Письменный рассказ об исторических событиях прошлого».

Самые древние летописные списки

В зависимости от того, в каком монастыре составлялась летопись, кем она была обнаружена, какие стилистические отличия от первоисточника имеет, летописания делятся на списки, редакции и изводы.

Наиболее известными среди источников, дошедших до наших дней, считается Лаврентьевская летопись. Она датируется 1377 годом и приписывается монаху Лаврентию.

Более двух столетий этот ценнейший документ хранился в Рождественском монастыре г.Владимира, затем перешёл в частную коллекцию русских древностей, откуда был выкуплен графом Мусиным-Пушкиным.

Лаврентьевская летопись

В историографических очерках Лаврентьевскую летопись иногда называют Пушкинской, но к великому русскому поэту А.С.Пушкину это прямого отношения не имеет).

Мусин-Пушкин передал рукопись в дар императору Александру I, который отправил её на хранение в Публичную библиотеку (ныне – Российскую национальную библиотеку). Там она находится и сегодня.

У документа имеется 6 списков, самый известный из которых — Ипатьевская летопись. Она получила своё название благодаря тому, что была обнаружена в Ипатьевом монастыре под Костромой.

Ипатьевская летопись

В 1809 году историк Н.М.Карамзин нашёл рукопись в Библиотеке Академии Наук. Документ хранится там доныне. Графологи распознали в тексте документа пять различных почерков, принадлежавших разным переписчикам, так что единого мнения о происхождении списка нет.

Помимо Ипатьевской летописи, официально существуют следующие списки Лаврентьевской летописи:

  1. Хлебниковский (Несторовский) – предположительно 1560 год, Киево-Печерская лавра (образ летописца Нестора опоэтизирован А. С. Пушкиным в поэме «Борис Годунов»);
  2. Погодинский – более поздняя (1620 год) копия Хлебниковского, некоторое время принадлежала писателю М. Погодину, который передал её Николаю I;
  3. Список Яроцкого;
  4. Ермолаевский;
  5. Краковский.

Первоисточником летописи монаха Лаврентия было киевское летописание, но записи об исторических событиях создавались и в других городах.

Свои летописи велись в Новгороде, Пскове, Чернигове. Позже были обнаружены белорусские, молдавские, казацкие, Сибирские и Башкирские летописи.

Жанровые особенности летописей

Летопись отличается от других жанров древнерусской литературы несколькими стилистическими и содержательными особенностями:

  1. установкой на достоверность;
  2. анонимностью;
  3. стремлением найти событиям настоящего аналог в библейском прошлом;
  4. обращением к фигурам исторических персонажей (князей, воевод, других государственных деятелей);
  5. оценочностью.

Установка на достоверность предполагала отсутствие вымысла, но не лишала летописца права на собственную трактовку того или иного события.

Например, смерть князя Олега от коня своего, впоследствии пересказанная Н.М.Карамзиным в «Истории государства Российского» и превращённая в балладу А.С.Пушкиным, не может считаться исторически установленным фактом, но при этом считается летописным преданием .

Правила монашеской жизни исключали институт авторства.

Писательство считалось делом богоданным: тот, чьей рукой водил Бог, должен был остаться в тени. Скромность и смирение не позволяли летописцу присваивать произведение себе, поэтому указания имён переписчиков встречаются в текстах рукописей редко.

Христианская картина мира предполагала безусловную веру в то, что происходящие события продиктованы волей Божьей, что они являются частью Замысла, начало которого явлено в событиях Ветхого и Нового Завета.

В изложении летописцев годы неурожаев и болезней соотносятся с нашествием саранчи и другими библейскими испытаниями, посланными народам, прогневавшим Господа.

Несмотря на стремление к объективности, авторы летописей наделяли свои произведения чертами собственного мировоззрения.

Одним князьям они симпатизировали, других награждали нелестными характеристиками. Всё «своё» оценивалось положительно, «чужое» — как правило, отрицательно. Многие летописцы расходятся в оценках одного и того же события, особенно это характерно для описания недавнего прошлого или настоящего (по отношению к пишущим) времени.

Заключение

Стоит хотя бы однажды почитать русскую летопись, чтобы понять, что это за документ.

Любопытно познакомиться с особой летописной интонацией, проникнуться размеренным и величавым духом сменяющих друг друга столетий, вчитаться в события смутного прошлого, из которых складывались судьбы страны, полюбоваться простотой и прозорливостью родного языка, находящего верное имя каждому явлению и лицу.

Летопись – это слепок истории государства в том виде, какой хотели бы видеть её хранители национальной культуры . Здесь много поводов для размышлений над русской душой и характером народа.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Олеся

Не думаю, что через летопись можно почерпнуть достоверную историческую информацию. Ведь события переданы через субъективное восприятие автора.

Яна

Можно уверенно сказать, что новостные порталы — тоже летопись, только современного образца))

Ваш комментарий или отзыв