Инквизиция в истории: средневековая, испанская, святая…

15 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всем нам кажется, будто мы знаем, что такое инквизиция.

И таки да, практически любой человек – даже те, кто почти забыл школьный курс истории, – может поведать о сожжении ведьм на кострах, бесчеловечных пытках еретиков и преследовании католической церковью иноверцев, магов и прочих вероотступников.

Отдельного «спасибо» за напоминание заслуживает и голливудский кинематограф, нещадно эксплуатирующий эту классически-хоррорную тему, хотя такие вещи, как «Инквизитор» С.Гордона, «Жанна д’Арк» Л.Бессона и «Черная смерть» К. Смита довольно близки к исторической правде и по-настоящему интересны.

Инквизиция

Однако вернемся к истории и покопаемся в социальных и политических предпосылках возникновения этого религиозного института и разберемся в его целях и средствах.

А затем, опираясь на исследования Рафаэля Сабатини, изложенные в его труде «Торквемада и испанская инквизиция», попытаемся представить себе мрачный портрет пресловутой «священной канцелярии», миссия которой заключалась в борьбе со свободомыслием и «зачистке» веры от любой ереси.

Инквизиция – как это все начиналось

На самом деле первоначально, еще на рубеже I-II вв., употребление термина «inquisition» было связано исключительно с юридической сферой и к религии (что это?) не имело никакого отношения. Это прежде всего обусловлено его непосредственным значением: с латинского языка слово «inquīsītiō» переводится как «розыски, поиски, расследование».

И лишь спустя несколько столетий, когда антихристианские взгляды и «ложные» учения широко распространились по Западной Европе, понятие «инквизиция» обрело новый смысловой оттенок, связанный с духовными судами и борьбой с различными ересями.

Инквизиция – это...

Точный период начала формирования инквизиции как орудия укрепления папской власти и изощренной машины террора не назовет ни один историк, однако достоверно известны даты первых карательных акций в этом кровавом процессе, длившемся без малого шесть веков:

  1. 316 год – введение первого имущественного наказания, спровоцированное началом раскола в Карфагенской церкви;
  2. 330 год – эдикт Константина Великого, провозгласивший официальный запрет на отправление служб в языческих храмах;
  3. 380 год – сожжение на костре испанского теолога Присциллиана, ставшего первой жертвой инквизиции;
  4. 382 год – введение смертной казни для последователей манихейства;
  5. 385 год – начало гонений на инакомыслящих (адамитов, сиверистов и пелагианцев);
  6. 438 год – публикация «Новых законов» в Константинополе, это был так называемый Кодекс Феодосия, одобренный и принятый к руководству во всех регионах Римской империи. Этот свод законов, помимо прочего, официально закреплял институты борьбы с ересью и провозглашал законной смертную казнь в качестве наказания для еретиков и вероотступников.

Примечательно, что в одном из законов Кодекса Феодосия (статья IX) содержался регламент по введению нового титула, обозначенного как «Инквизитор веры». По сути это было провозглашение политики, отринувшей свободу вероисповедания.

Инквизиция в Средние века

Уже в XI-XII вв. начал ощущаться определенный прогресс в товарно-денежных отношениях, которые вышли на новый уровень благодаря росту городов, секуляризации (что это такое?) образования и распространению свободомыслия.

Все это вкупе сыграло роль спускового крючка, запустившего механизмы первого серьезного кризиса католичества. Церковь была вынуждена пойти на все, чтобы сохранить пошатнувшуюся власть.

В числе наиболее приемлемых мер оказалось идейное обновление и некоторые организационные преобразования.

В 1184 году папа римский Луций III, отчаянно не желавший терять своего влияния, тоже предпринял кое-какие шаги: помимо учреждения нищенствующих (аскетических) монашеских орденов, он наделил своих епископов особыми полномочиями.

Это решение развязывало руки священнослужителям в розыске и разоблачении еретиков и позволяло предавать их суду светских властей. Так появились первые епископские инквизиции.

Суд

Вслед за Луцием и – спустя 15 лет – Иннокентием III аналогичные решения приняли монархи двух сильнейших держав Европы – Фридрих II (германский император) и Людовик VIII Капетинг по прозвищу Лев (французский король). Чуть позже в этих же странах начали практиковать казни еретиков посредством сожжения на костре.

В те времена судьба еретика все еще полностью зависела от гражданских чиновников, которые довольно равнодушно относились к своим новым, не приносящим прибыль обязанностям.

Рвение самих епископов, также подчинявшихся светским властям, было не настолько велико, чтобы тщательно контролировать местечковые суды, поэтому уличенному в ереси достаточно было просто уехать с территории, подконтрольной той церкви, которая его преследовала.

Такое положение вещей стало предпосылкой для закрепления инквизиционных институтов за церковью. Это случилось в 1231 году, когда папа Григорий IX, большой ревнитель чистоты веры и продолжатель традиций Иннокентия III, учредил официальную папскую инквизицию, ставшую постоянным органом церковной юстиции.

Епископ

Просто он посчитал, что ересь относится не к светским делам, а к проблемам канонического права.

Примечательно, что изначально ресурсы инквизиции направлялись на борьбу с альбигойцами, вальденсами, маврами (катарами) и новообращенными евреями. Однако позже этот церковный трибунал стал преследовать другие ереси и секты, а потом и всевозможных колдунов, магов, ведьм и просто богохульников.

Таким образом, 1231-й вошел в историю как год основания инквизиции, а сам Григорий IX – как ее основатель.

Апогей инквизиции

Пика своего расцвета инквизиция достигает в XIII веке. Жестоко преследовались все, кто хоть в чем-то не соглашался с католической церковью. Далее краски на картине становятся и того ярче:

  1. всего через 10-12 лет после судьбоносной «григорианской буллы» пал последний оплот альбигойцев – тогда на «священных кострах» погибло более двух сотен «ведьм» и около трехсот «еретиков»;
  2. 1245 год – Ватикан издает буллу, наделяющую инквизицию правом на «взаимное прощение прегрешений». Иными словами, организация объявлялась практически безгрешной, несмотря на все жертвы и пролитую кровь;
  3. 1252 год – оглашение папой Иннокентием IV своей жесточайшей буллы «Ad extirpanda», которая давала инквизиторам полномочия применять пытки к обвиняемым в ереси;
  4. 1302 год – Данте Алигьери, преследуемый инквизицией за осуждение жестокости церковных трибуналов и критику папской политики, был вынужден навсегда покинуть родные места и отправиться в изгнание. Он был приговорен к сожжению на костре «заочно»;
  5. 1415 – сожжение на костре чешского мыслителя Яна Гуса, который, будучи обвиненным в ереси, отказался от предложения инквизиторов получить помилование, если покается и отречется от своих убеждений;
  6. 1431 год – в Руане сожгли на костре «Святую Орлеанскую ведьму». Жанна д’Арк – 19-летняя национальная героиня Франции, заклейменная еретичка и объявленная судом ведьма. Но это и та, кто помогла Карлу VII взойти на престол. Воюя за будущего короля, была схвачена англичанами, передана инквизиции и обвинена в ереси.

Позже на эту кровавую страницу истории попали имена Николая Коперника, его последователя Джордано Бруно, изобретателя телескопа Галилео Галилея и одного из инициаторов Реформации католицизма (что это такое?) Мартина Лютера. Все эти люди предпочли умереть, но не отказаться от своих идеалов.

Сожжение на костре

Со временем простой люд начал восставать против институтов инквизиции. В Германии был убит инквизитор Конрад Марбургский, во Флоренции – Пьер Веронский, в Тулузе – Жак-Поль Аннаньель…

Сам папа не желал таких последствий и постарался ограничить беспредел церковных трибуналов. Инквизиция подверглась реформированию буллой Климента V. Папа обязал инквизиторов проводить судебное разбирательство перед тем, как приступать к допросам с пытками.

Испанская инквизиция

Второе дыхание организация получила в Испании в XV веке.

Инквизиция очень активно и жестоко боролась как с мусульманским населением, так и с марранами (новообращенными евреями). В те годы погибло под пытками и на кострах без малого 35 тысяч еретиков и «колдунов», а около 300 тысяч обвиненных подверглись другим наказаниям.

Обвиненный

Большинство кровавых «заслуг» испанской инквизиции история связывает с именем рьяного поборника веры – Томазо де Торквемады. Этот доминиканец, одинаково ловко носивший и белый колпак монастырского поваренка, и красную камилавку «его преосвященства», был своего рода первопроходцем, потому что это он открыл новую эру в ослабевающей инквизиционной практике.

Именно он, этот серый кардинал, ставший добровольным орудием борьбы испанских монархов за власть, сумел довести эту практику до узаконенной жестокости и превратил инквизицию в инструмент религиозной нивелировки, абсолютно пригодный для политических целей.

Став духовным наставником Изабеллы Кастильской, когда та была еще 7-летней инфантой, Торквемада сделал все, чтобы усадить свою подопечную на испанский трон и тем самым обрести власть, равной которой не было ни у одного из отцов церкви ни до него, ни после.

Это по его наущению Изабелла с Фердинандом обратились к папе Сиксту IV с просьбой наделить их полномочиями для учреждения «собственных» инквизиционных трибуналов.

Понтифик согласился и в 1478 году даровал монаршей паре право на специальную юрисдикцию инквизиции, что и было закреплено в папской булле, известной как «Sincerae devotionis». Этот момент считается «днем рождения» испанской инквизиции.

Изабелла

И именно благодаря Торквемаде инквизиция превратилась в изощренную машину террора, незаменимую для укрепления монаршей власти и разрешения множества политических проблем.

Мрачная слава, которую обрела святая инквизиция в Испании, затмила собой даже самые жестокие злодеяния, совершенные католическими трибуналами во всем остальном христианском мире.

Конец страшной истории

С удачным приходом эпохи Реформации (и затем – Просвещения) ужасы инквизиционных расправ стали уходить в прошлое. Институты инквизиции растеряли львиную долю власти в ряде стран Европы:

  1. Португалии;
  2. Франции;
  3. Италии;
  4. Испании.

Датой окончательного краха католических трибуналов можно считать 1834 год, когда Мария-Кристина Бурбонская, будучи регентшей при своей 4-летней дочери, подписала специальный указ, упраздняющий все инквизиционные учреждения.

На то время оставалась только Священная канцелярия, основным занятием которой было отлучение от церкви.

Инквизиция – это страшное явление эпохи Средневековья, которое навсегда оставило свой след в истории.

В 2005 году понтифик Иоанн-Павел II принес покаяние от лица церкви за «грехи нетерпимости» и все грехи, совершенные инквизицией за время ее деятельности. Ну что ж, как говорится, лучше опоздать, чем не осознать…

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Десерт
* Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Комментарии и отзывы


Текст Вашего сообщения:

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписаться на новые комментарии к этой статье