Что такое Сюрреализм – определение, история возникновения, примеры художников сюрреалистов
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Творческий поиск – как явление тотальное – не прекращается ни на мгновение, порождая все новые инструменты и формы самовыражения. Некоторые из них быстро отживают свой век, другие со временем перерождаются во что-то большее и остаются с человечеством даже на обывательском уровне.
Одним из самых неоднозначных направлений в художественной среде можно назвать сюрреализм, зародившийся около сотни лет назад и остающийся актуальным в работах современников. Но что это за «особый взгляд» и в чем суть столь необычной трактовки реальности?
Определение понятия Сюрреализм — что это
Сюрреализм — это авангардное направление в мировом изобразительном искусстве, возникшее в 1920-е годы во Франции.
С помощью иносказаний сюрреалисты изображали:
— тайные мысли, желания и страхи;
— бессознательные фантазии;
— детские и любовные воспоминания;
— сны.
Таким образом художники создавали на холсте некую высшую реальность, которую им подсказывало подсознание.Своё название направление получило от французского слова surrealisme — «сверхреализм»
Работа с парадоксальным, максимальное дистанцирование от привычных образов и заигрывание с психологическими аспектами серьезно захватили творческую элиту еще в самом начале XX века.
Тем не менее оригинальное французское слово «surréalisme» впервые прозвучало лишь в июне 1917-го, когда один из театров на Монмартре представлял премьеру «Груди Терезия» – «комической фарс-драмы» известного авангардиста Гийома Аполлинера.
Буквальное значение нового термина непосредственно связано с обобщенным смыслом двух понятийных маркеров – sur- («над, сверх») и réalisme («реальность, реализм»), что и дало в итоге такие понятия, как:
- сверхреализм;
- суперреализм;
- надреализм.
Однако сам автор предпочитал использовать этот термин в еще более узком значении – «по ту сторону реальности». Именно этот тезис и поставил во главу угла другой француз – талантливый поэт-эпатажист Андре Бретон, ставший автором первого «Манифеста сюрреализма», опубликованного в 1924 году.
Благодаря Бретону началось «официальное» формирование сюрреалистической идеологии в среде художников и литераторов, стремившихся к познанию глубин человеческого подсознания, чтобы использовать его для отражения другой реальности, абсолютно не похожей на привычную.
Так, используя эти характеристики, можно заключить, что сюрреализм – это, простыми словами, особое направление в искусстве, одно из актуальных течений европейского авангардизма, последователи которого пытаются превзойти обыденность существующей реальности и общаться с окружающим миром на уровне чистых эмоций.
Корни идеологии
Что касается самого процесса формирования этого нетрадиционного движения, то здесь следует отметить важность исторических предпосылок. Прежде всего уточним, что сюрреализм – это своеобразная «издержка» логического развития дадаизма, его идейная эволюция.
Краткий период превалирования дадаизма (примерно 1915 – 1923 гг.) ознаменовался стремительным разрушением канонов традиционной эстетики. А поскольку тогда они строились сугубо на красоте естественной, постепенно художники сместили сферу фокусирования с физического мира на измерения психологические.
Немало тому поспособствовала и атмосфера активной событийности в социальной, политической и культурной жизни, подкрепленная весьма популярными в творческой среде теориями психоанализа З. Фрейда, особенно его аналитические выкладки по исследованию сновидений.
Сюрреализм — это совмещение сна и реальности. Абсурдное и противоречивое сочетание натуралистических образов. Корни этого слова обнаруживаются во французском языке (сверхреализм). Это художественное направление сформировалось в мире искусства в начале 1920-х годов. Для него характерно пристрастие к причудливому иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам.
По определению Андре Бретона, сюрреализм есть чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли, диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений.
Стремление поставить духовность в пику материальности толкала сторонников нового течения на неожиданные и, как правило, вызывающие эксперименты. Например, к началу тридцатых годов особенно широкое распространение получило так называемое «автоматическое письмо», когда карандашом или кистью руководил не разум, а рандомный набор подсознательных реакций.
Зачастую, чтобы подстегнуть творческий процесс, многие не гнушались применять весьма сомнительные практики типа:
- погружений в транс;
- аутотренингов;
- профессиональных и любительских гипнозов;
- различных психостимуляторов.
Некоторые использовали даже последствия голодания в надежде на то, что ослабленный организм быстрее спровоцирует состояние, напоминающее и/или приближенное к сомнамбулическому.
Хотя со временем сюрреалистические образы утратили новизну – сначала в изобразительном искусстве, а затем и в литературе, – режиссеры продолжали использовать наработки автоматизма и «визуального обмана» при создании кино вплоть до конца 1960-х.
Сюрреализм в искусстве: особенности и отличительные черты
Идеи сюрреализма призывают смело обращаться за вдохновением ко сну и подсознанию – вещам, которые сложно назвать реальностью, но и отделить от окружающей действительности невозможно.
Пока на улицах леворадикальные группировки призывали свергать правительство, в богемных салонах пытались перевернуть собственное сознание для освобождения от устаревших представлений о прекрасном.
Это освобождение – причем от любых оков сознания, равно как и произведенной им цивилизации, – стало конечной целью сюрреалистов, а сам сюрреализм – направлением, пытавшимся перенести на полотно мыслительный поток художника без навязанных классической школой условностей.
Вместо выверенной логики и строгих связей, авторы предлагали зрителю и/или читателю откровенный разговор через ассоциации, активно используя как аллюзии, так и парадоксальные комбинации форм.
Многие работы именитых сюрреалистов и вовсе не предлагают никакого заочного диалога, а просто отображают гротескные или вообще противоестественные, внутренне противоречивые миры. Такие картины легко узнаваемы и по другим характерным чертам:
- неконтролируемость (автоматизм) при создании сюрреалистических произведений;
- абсурдность сочетания реальности и иррациональных образов подсознания;
- частое обращение к магическим, ироническим и эротическим мотивам;
- эпатажность;
- попытка разрушения устоявшихся стандартов;
- фантасмагория в таких полотнах – неписаная норма.
Особенно четко выражается сюрреализм в живописи: например, в работах самого «классического» представителя жанра – эксцентричного испанца, примкнувшего к группе Андре Бретона в 1929-м, – Сальвадора Дали.
Но еще более необычными можно назвать полотна бельгийского художника, именовавшего себя «отцом-основателем магического реализма», – Рене Магритта. Невероятная поэтичность, животный магнетизм и флер загадочности в каждом сюжете – вот что такое знаменитый «фирменный стиль» Магритта.
Вместо заключения
Истинные сюрреалисты продолжают бросать вызов канонам и удивлять зрителя и сейчас, поэтому нет ничего удивительного, что в XXI веке появилось сленговое обозначение «сюр», которое так органично перекочевало из лексикона творческой среды в повседневную речь обывателей.
Вот только теперь сюром стали назвать не только представителей художественного направления, но и любую противоестественную или абсурдную вещь, вызывающую шок и недоумение одним лишь появлением на публике.
Даже сейчас некоторые из нас, чтобы выразить удивление или продемонстрировать откровенное неодобрение, пользуются краткой и всем понятной фразой в стиле «Это какой-то нонсенс, чистейший сюр!»
И хотя сюрреализм считается самым одиозным и неоднозначным экспериментом над современным искусством, лучше оставаться верным старой мудрости о том, что все хорошо, если имеет меру.
Сюрреалистические работы действительно эпатажные, поэтому часто не находят понимания у окружающих. Особенно это актуально в случаях, когда чья-то деятельность никак не связана с творчеством, а человек просто заскучал на офисной должности и решил развлечься, бросая вызов предписаниям и нормам.
Ваш комментарий или отзыв