Эпатаж – что это такое и хорошо ли быть эпатажным
- Суть эпатажа как явления
- Различные проявления эпатажности
- Что значит «эпатажный человек»
- Вместо заключения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этикет – механизм, с помощью которого общество сдерживает личностные порывы, позволяя людям реализовывать собственные амбиции в приемлемой для окружающих форме.
Однако социальные нормы зачастую становятся тяжким бременем, и тогда не только творческие личности, но и публичные деятели совершают поступки в равной степени безрассудные, вызывающие и яркие.
Суть эпатажа как явления
Происхождение одного из коннотационных маркеров слова «эпатаж» непосредственно связано с неким революционным настроем, что вполне объяснимо, поскольку это явление – отголосок социалистической борьбы с прежним общественным укладом.
Звучный жаргонизм «épater les bourgeois» («ошеломить буржуев») приписывают авторству французской творческой интеллигенции примерно 1835 года. Стремление «эпатировать буржуазию» первыми проявили художники-модернисты, поскольку в тот период отношение к традиционному искусству оставляло желать лучшего: классические каноны обесценивались и воспринимались скорее как олицетворение консервативных идей.
При этом оригинальный глагол «e’pater» использовался в основном в сугубо специфических ситуациях, подразумевая действие, схожее с отламыванием рюмочной ножки, – такое действие отождествлялось с демонстративным отказом следовать этикету.
Эпатаж — это запланированное, экстраординарное, самодостаточное нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, имеющее своей целью привлечение внимания.
Эпатаж, сегодня один из основных инструментов пиара. Его цель — завладеть вниманием, удивить, иногда обескуражить. Термин «эпатаж» происходит от французского глагола е’ра1ег — ошеломлять, приводить в величайшее изумление.
Непосредственный перевод слова ограничивался такими трактовками:
- ошеломлять;
- ошарашивать;
- приводить в изумление.
А вот производное «épatage», которое впоследствии было заимствовано носителями русского языка, практически не встречается в литературном французском. Некоторые лингвисты считают превалирующим буквальное значение термина:
- «отколоть ножку рюмки»;
- «ставить подножку»;
- «лишить ноги».
В широком смысле это означает либо «выбивать землю из-под ног», либо «переворачивать все с ног на голову».
Сегодня эпатажность – это:
- любое нетрадиционное поведение, выходящее за рамки приличий и/или общепринятых норм;
- публичные провокации в чей-либо адрес;
- шокирующие поступки (выходки);
- необычный имидж (прически, макияж, стиль одежды);
- манера и суть высказываний.
И если полтора столетия назад эпатажные действия считались грубым нарушением правовых или нравственных норм, то в XXI веке отношение к ним кардинально изменилось.
Различные проявления эпатажности
Эпатаж – это в первую очередь часть модернизма, одна из его ярких особенностей. И хотя многие искусствоведы обнаруживают эпатажные черты еще в античных работах, большинство экспертов придерживается мнения, что именно XX век стал пиком расцвета эпатирующего творческого поиска.
Так, художники «новой волны» (особенно авангардисты) стремились не только перещеголять предшественников, но и вызвать животрепещущую реакцию публики – они шли на все, чтобы поразить поклонников, взбудоражить их или просто шокировать. И чем сильнее были эмоции, тем более значимой считалась работа.
Однако говоря об эпатаже в искусстве в целом, мы подразумеваем некий творческий прием, переворачивающий наши представления как об эстетике, так и о морали и нравственности. Это своего рода не совсем здоровая экспрессия, жесткий эффект, основанный на нестандартности восприятия.
Но даже с постепенным оттеснением живописи на «фоновый» план современное искусство не желало отказываться от такого эффектного и действенного инструмента. Сегодня мировые выставки изобилуют эпатажными полотнами с откровенной провокацией, включая сюжеты однополой любви и сцены намеренной жестокости.
Когда такие вызовы стали нормой, эпатажность вышла за рамки искусства и начала проявляться в самых разных формах:
- в моде;
- в кино;
- в рекламе;
- в публичных выступлениях.
Спорные и запретные темы неизменно привлекали внимание аудитории, провоцировали бурные обсуждения и повышали узнаваемость бренда, продукта, конкретного человека. Со временем даже скандальную или сомнительную популярность стали использовать, чтобы превратить в доход.
Ситуация зашла настолько далеко, что в современных государствах даже начали принимать законы, ограничивающие попытки шокировать публику: например, реклама товаров через тему секса может привести не только к весомым штрафным санкциям, но и к более серьезным последствиям.
Что значит «эпатажный человек»
Трудно переоценить всю широту медийного потенциала эпатажности. Увы, слишком многим из нас импонирует стремление некоторых людей к разрушению устоев социума и традиционных представлений общества о творчестве, об искусстве, о нормах поведения на публике.
Но суть этого явления, как ни крути, остается неприглядной: эпатировать – это в любом случае означает «привлекать к себе внимание», причем не самыми достойными способами.
Обычно арсенал эпатажного человека включает в себя такие «необычные способы самовыражения», как:
- оригинальничанье;
- нарочитость;
- претенциозность;
- вычурность;
- скандальность;
- сенсационность.
Иногда только не совсем понятно, что имеют в виду эпатажные личности, когда они «самовыражаются», нарядившись в «мясное платье» (как Леди Гага) или в бикини-«люстру» (как Майли Сайрус).
Помимо прочего, эпатаж стал орудием для продвижения личного бренда – подобными приемами не стесняются пользоваться ни медийные персоны, ни общественные деятели, ни политики.
Среди ярких примеров последних лет – масса общеизвестных имен, например:
- Дональд Трамп с его громкими и не всегда благоразумными политическими заявлениями;
- Владимир Жириновский с его неоднозначными речами по социально значимым вопросам;
- Родриго Дутерте, назвавший «сукиным сыном» самого Барака Обаму.
Оскорбительная честность, самолюбование и отказ считаться с запретными темами – это тот минимум, что заставляет людей прислушиваться к речам эпатажных персон. Хотя узнаваемость при этом сопровождается как волной критики, так и высокими рисками получить судебный иск за оскорбление.
Вместо заключения
Хорошо ли это – эпатировать? Вряд ли кто сможет дать однозначный ответ. Привлекать внимание провокационными выходками – это по силам каждому, но многие ли способны оставаться в рамках общечеловеческой культуры? Эпатажность в стиле Фаины Раневской и на уровне Никиты Джигурды – это все же чертовски разные вещи!
Ваш комментарий или отзыв