Что такое классицизм — определение, особенности и примеры в литературе, архитектуре и живописи
«Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным».
Рене Декарт, французский философ
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если вы любите порядок, симметрию, логику и четкие пропорции, стремитесь к возвышенным идеалам и гармонии, то классицизм придется вам по вкусу.
Жаль только, что время его расцвета в мировой культуре давно миновало, зато сохранились великие произведения классицизма в литературе, живописи и архитектуре, поражающие наше воображение вот уже четвертый век подряд.
*В центре Петербурга образцы классицизма на каждом шагу.
Казанский собор, 1811 г., архитектор А.Н.Воронихин
Определение понятия Классицизм — что это
Классицизм — это направление в искусстве, распространившееся в ведущих европейских державах начиная с XVII и заканчивая началом XIX века. Это масштабное явление зародилось на стыке Ренессанса и Просвещения.
За два века классицизм вобрал в себя черты обеих великих эпох и прошел несколько этапов.
Рождение классицизма
Новый стиль родился во Франции при Людовике XIV, том самом, который получил прозвище «король-солнце» и за почти 73 года своего правления сформулировал главный тезис абсолютизма: «Государство — это я».
Абсолютная власть короля требовала мощной пропаганды, и искусство должно было решать эту задачу.
*Пьер Миньяр, портрет Людовика XIV,1665 г.
Происхождение термина
Термин «классицизм» произошел от прилагательного «классический», а оно, в свою очередь, от латинского classicus — образцовый. Классическими в эпоху Возрождения называли произведения и авторов, достойных изучения в классах, и эти образцовые творения были родом из античности.
В середине XVIII века Вольтер смело назвал классическими авторов предыдущего XVII столетия. С тех пор начинает формироваться определение классицизма, как особого стиля, противопоставленного зарождающемуся романтизму.
Причем романтики с пренебрежением называли классиков старьем и слепыми подражателями античному искусству, а себя молодцами и новаторами.
Окончательное понимание того, что такое классицизм, сложилось в конце XIX века, когда основными его чертами назвали опору на античное искусство и воплощение идеологии абсолютной монархии.
Русский классицизм
Расцвет европейского, а особенно французского классицизма пришелся на XVII век, а до России эта волна докатилась только к концу XVIII века, но такое запоздание вполне объяснимо — ни Ренессанс, ни Реформация, сыгравшие важную роль в формировании классического стиля, не задели нашу страну даже по касательной.
В конце XVIII века при Екатерине II в России расцветает светская культура. Императрица лично общалась с европейскими просветителями Вольтером, Дидро, д’Аламбером, собирала коллекции живописи, увлекалась литературой.
*Рокотов Ф. С., Портрет Екатерины II, 1770 г.
Неоклассицизм эпохи Просвещения
Русский классицизм по времени совпал с европейским неоклассицизмом — вторым всплеском увлеченности античным искусством. В 40-е годы XVIII века произошел бум археологических раскопок в древнеримских городах, среди которых были Помпеи и Геркуланум, уничтоженные в одночасье извержением Везувия.
И если ранний классицизм смотрел на античность через призму Ренессанса, то после раскопок стало доступно подлинное античное наследие — архитектура и предметы декоративно-прикладного искусства.
*Мечта археолога: Помпеи — город, погребенный заживо
XVIII век стал великой эпохой Просвещения. Идеи равенства людей перед Богом и законом, победы разума над верой, возврат к естественному человеку и оптимистический взгляд на историю наложили свой отпечаток на классицизм этого времени.
Особенности и основные признаки (черты) классицизма
Основной признак классицизма обоих столетий — обращение к античности как к идеалу, неподвластному времени, оттуда черпались темы, сюжеты, конфликты и характеры, которые наполнялись новым содержанием и идеями.
Наиболее характерные черты:
- рационализм — произведение искусства должно создаваться разумно и подчиняться логике;
- правдоподобие — мир воссоздается не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть;
- воспитательная роль искусства;
- идеи национальной государственности и патриотизма;
- долг — человек является слугой своего государства, поэтому в приоритете общественные, национальные интересы перед личными амбициями;
- готовность к борьбе за высокие цели.
Эстетика классицизма стоит на трех китах: РАЗУМ, ОБРАЗЕЦ, ВКУС.
Исходя из этого, произведения искусства — это не какие-то плоды мифического вдохновения, фантазии и прочих непонятных состояний, а результаты работы разума, анализа классических образцов и соблюдения правил хорошего тона.
Истоки такого подхода к творчеству лежат в философии Рене Декарта — отца-основателя рационализма.
Рациональная эстетика классицизма стремилась упорядочить искусство, ввести определенные правила, очертить границы жанров.
Именно под влиянием классицизма складываются основы национальной литературы европейских стран и России, закладываются основы театра, создается новый подход к планированию и облику городов.
Классицизм в литературе
Манифестом классицизма в литературе называют работу «Поэтическое искусство» французского поэта и теоретика литературы, придворного историографа Людовика XIV Никола Буало.
Стихотворная поэма-трактат вышла в 1674 году, состоит из 4 песен, в которых автор излагает принципы поэтического искусства.
- Лаконичность формы.
- Разумное содержание.
- Правдоподобие.
- Благопристойность.
- Талант и порядочность автора.
- Обязательная жанровая иерархия.
- Соблюдение «трех единств».
*Гиацинт Риго, Портрет Никола Буало, 1704 г.
Теория трех единств
Один из главных принципов классицизма в литературе, а особенно в драматургии — это теория трех единств, идеи которой взяты у Аристотеля и его последователей и направлены на достижение гармонии драматического произведения.
- Единство времени.
Действие длится не больше суток. - Единство места.
Действие происходит в одном и том же месте. - Единство действия.
Описывается только одно событие.
Иерархия жанров
Классицизм разложил по полкам хаос литературных жанров. Правда, пристальное внимание было уделено поэзии и драме , проза не очень-то интересовала поклонников античности. Для каждого жанра определялся достойный выбор темы и героев, а также языковые нормы.
К высоким жанрам относилась королева драмы — трагедия, испытавшая небывалый расцвет в эпоху классицизма, эпические поэмы и торжественные оды. Персонажи здесь сплошь героические, события исторические, темы жизненно важные, философские.
Герой ставится перед выбором между долгом и личными интересами, и от этого выбора зависит, хороший ли перед нами персонаж или так себе. Естественно, истинный герой выбирает служение отчизне и долг.
*Алиса Коонен в роли Федры в постановке трагедии Ж.Расина «Федра»,
Камерный театр Таирова, 1922 год
Низкие жанры — сатира , басня , комедия. Персонажи здесь попроще, события описаны заурядные, а темы — волнующие обычных торговцев, буржуа, ремесленников.
*Эскиз костюма Дон Жуана к комедии Мольера «Дон Жуан, или каменный гость»
В произведениях низких жанров уместен разговор о чувствах и пороках людей.
Национальные особенности литературы в стиле классицизма
В разных странах классицизм в литературе имел свои особенности.
Во Франции он сложился в стройную систему, а наиболее яркие представители французского классицизма стали флагманами в своих жанрах.
Пьер Корнель и Жан Расин— отцы французской трагедии, Мольер — создатель классической комедии, Жан де Лафонтен — главный баснописец Франции, Вольтер — великий «многостаночник». Без этих классиков мировая литература пошла бы по другому пути.
В Германии, растерзанной Тридцатилетней войной, в XVII веке более распространен стиль барокко с характерными для него мотивами душераздирающих страданий. Феодальная раздробленность страны не способствовала полноценному развитию классицизма, но все же и здесь находятся его приверженцы.
Мартин Опиц продвигал идеи классицизма на немецкой почве. Он настаивал на воспитательной и познавательной роли литературы, призывал поэтов писать на родном языке, избавляя его от просторечного мусора, проводил реформу стиха, добиваясь строгости формы.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Особняком стоит этап под кодовым названием Веймарский классицизм, который случился в самом конце XVIII века благодаря совместной работе двух великих немецких поэтов Гёте и Шиллера, к этому времени несколько умеривших свои бунтарские настроения периода «Бури и натиска».
Оба гения оказались в немецком городе Веймар, где совместными усилиями составили программу, повлиявшую на всю литературу Германии. Главные тезисы до боли знакомы:
- задача искусства — содействовать духовному подъему и национальному самосознанию;
- необходимо стремиться к гуманистическому идеалу, гармонии и прекрасному, а все это можно найти в античном искусстве.
*Памятник Гёте (слева) и Шиллеру (справа) в городе Веймар
Классицизм в русскую литературу пришел стараниями литераторов А.Д.Кантемира, А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского. Они переводили труды французских классиков и подстраивали теорию под отечественные реалии.
Условно говоря, с классицизма началась русская светская литература — Россия активно включилась в мировой литературный процесс.
Русский классицизм не стал калькой с французского, со временем он приобретает самобытные черты:
- источником вдохновения становится не античность, а национальная история и фольклор ;
- очень популярны жанры сатиры и оды: критиковать и восхвалять — традиционная русская забава;
- тема патриотизма проходит красной нитью через все произведения эпохи.
Ярчайшие представители классицизма в русской литературе — М.В.Ломоносов, создавший теорию «трех штилей», на долгое время определившую развитие отечественной литературы,
А так же Д.И.Фонвизин, написавший первые в России бытовые комедии «Недоросль» и «Бригадир», Г.Р.Державин, последний русский классицист и первый русский поэт.
Классицизм в архитектуре и живописи
Главная тема архитектуры классицизма — это рациональное планирование городов. Опираясь на античные образцы, а иногда копируя их (неогреческий стиль), архитекторы проектировали не только церкви и дворцы, но и общественные здания — рынки, театры, больницы, тюрьмы.
В этот период рождается урбанистика, как мы понимаем ее сегодня, с продумыванием парков, площадей, удобным расположением улиц.
Признаки классицизма в архитектуре встречаются во всех крупных городах Европы, России и Америки:
- элементы ордерной системы античной архитектуры: колонны с капителью, портики, скульптура, рельеф;
- симметрия, правильная геометрия;
- четкость пропорций;
- простые формы;
- практичность.
*Версаль — канонический образец классицизма
Говорящие позы, идеализированное изображение человеческого тела, античные сюжеты или прозрачные намеки на всем известные мифы — по этим признакам можно определить классицизм в живописи.
Парижская Академия художеств, открытая в 1648 году, ввела своеобразный кодекс чести истинного классического живописца, отступление от которого не приветствовалось.
- Предмет искусства — прекрасное и возвышенное.
- Эстетический идеал — античность.
- Композиция — ясная и уравновешенная, со смысловым узлом.
- Сюжет — логический.
- Форма моделируется линией и светотенью.
- Пространство выстраивается параллельными планами.
- Позы и жесты — ясные, «говорящие».
Как и в литературе, признаком классицизма в живописи становится четкое жанровое разделение.
Высокие живописные жанры:
- исторический,
- мифологический,
- религиозный.
*Жак Луи Давид, Клятва Горациев, 1784 г.
Низкие живописные жанры:
- портрет,
- пейзаж,
- натюрморт,
- бытовая картина.
*Клод Лоррен, Порт на закате, 1639 г.
Роль классицизма в мировой культуре
Классицизм — первое в истории мировой культуры направление, которое сложилось в целостную систему и осознавалось как особый стиль самими участниками событий.
В этот период происходит взлет многочисленных жанров в основных направлениях искусства, рождается национальная литература разных стран, проводится работа по систематизации теоретической базы в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе.
Классицизм утратил лидирующие позиции в XIX веке, но его черты обнаруживаются в искусстве XX столетия, даже сейчас классический стиль с его рационализмом и гармонией востребован в дизайне.
Автор статьи: Елена Румянцева
Комментарии и отзывы (2)
Не знаю, что рационального в этой классической архитектуре, скорее наоборот, много лишнего, сделанного лишь для красоты, а вовсе не практической пользы.
Меня вообще удивляет этот подход, неужели люди раньше денег не считали? Строились такие сложные архитектурные ансамбли, даже сейчас, при современных технологиях, такое строительство стоило бы огромных денег, а уж в то время, когда труд был ручным, даже и говорить не приходится.
Эх, было же время! Классицизм можно назвать настоящим искусством, в отличии от того, что принято считать искусством в наши дни!
Ваш комментарий или отзыв