Что такое Саентология и кто такие Саентологи — определение (секта или религия), основные принципы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На территории России гармонично уживается огромное количество верований. Какие-то из них имеют тысячелетнюю историю, другие стали известны совсем недавно.
Так, в 90-х годах в Россию пришло новое религиозное «поветрие» с не очень понятным названием – саентология.
Что это за идеология, какова ее история, чем отличаются основные принципы саентологии от догматов традиционных религий?
Определение понятия Саентология — что это
Когда приверженцев этого течения спрашивают, что такое саентология, они просто говорят, что это своеобразная квинтэссенция знаний о жизни. Под этим подразумевается все, что окружает человека, включая то, что он видит, и то, что не способен замечать.
Примечательно, что это звучащее по-научному слово произошло от слияния двух древних основ – латинского «scio», что переводится как «знать, знание», и древнегреческого «λόγος» («учение»).
По сути получается, что саентологи исповедуют определенный комплекс знаний о человеке и человечестве, о Земле и вселенной, о науке и Боге, да и вообще абсолютно обо всем.
Саентология как верование появилась сравнительно недавно, но уже привлекла в свои ряды множество адептов из самых разных слоев и сфер современного общества.
Это новое религиозное течение относится к гностическому типу, когда основные доктрины базируются не только на элементах христианства, но и на мифологии, и на других верованиях, проповедующих дуалистические представления о силах зла и добра.
Интересные факты о том, как возникла саентология
История показывает, что становление и дальнейший путь той или иной идеологии во многом зависит от того, кто именно является ее духовным лидером.
В нашем случае основателем этой неоднозначной организации считается писатель-популист Лафайет Рональд Хаббард, сделавший себе имя в 30-40-е годы прошлого века.
В Америке это было пиковое время «золотого века научной фантастики», когда общество с особым аппетитом поглощало все, что имело хоть какое-то отношение к мистике, эзотерике и прочим псевдонаучным практикам и идеям.
В 1950-м, будучи автором шести сотен произведений (как научно-фантастических, так и философско-религиозных), Рон Хаббард издает, наконец, свой главный труд, ставший своеобразным руководством по дианетике. В нем он обобщил результаты собственных исследований в области разума и духа, которыми он занимался с 1923 года.
Вскоре «Дианетика» стала теоретической частью более обширного и углубленного предмета – саентологии, представлявшей собой условную психотерапию, доступную для применения самыми обычными людьми.
Методики этого учения, согласно Хаббарду, призваны нивелировать негативное влияние эмоций и ощущений, испытанных человеком в прошлом. Это все, как уверял автор, – «издержки» реактивного разума, который является скрытым источником ночных кошмаров, некоторых необъяснимых расстройств и нерационального поведения.
Но если убрать последствия психосоматических заболеваний, неуверенности, необоснованных страхов, нежелательных чувств и прочих болезненных моментов, которые Рон называл инграммами, разум человека «очистится» от отрицательной энергии пережитых травм и «перезапустится» в оздоровленном виде.
Это состояние, как говорил Хаббард, будет называться clear, а человек, достигший подобной чистоты, станет свободным.
Возможно, даже сам основоположник этого нового учения не ожидал, что использование дианетических методик обретет столь широкое распространение, но именно так все и случилось, что и побудило Хаббарда к дальнейшим исследованиям.
В ходе более целенаправленных и углубленных изысканий было подтверждено, что люди, практиковавшие дианетические техники (одитинг), смогли достичь особого состояния, когда дух отделяется от разума и тела – это состояние экстериоризации.
Эти сенсационные результаты и стали фундаментом для зарождения саентологии как религии.
Развитие движения саентологов
Люди, далекие от идей Хаббарда, считали саентологию не то культом духа или разума, не то сектантской ересью, но только не религией.
Тем не менее, если трактовать церковь как объединение приверженцев какого-либо религиозного учения, то церковь саентологов имеет право на существование так же, как и любая другая, будь она христианской, мусульманской или иудейской.
И саентология – это определенно религия, поскольку ее последователей объединяет определенная система верований и философско-религиозных практик, призванных помогать верующим в преодолении личностных и жизненных проблем.
При этом для самих саентологов было очевидно, что техники Хаббарда действительно способствуют освобождению человеческого разума, очищению духа и в итоге – повышению уровня и качества духовного сознания.
Так, в целях лучшего удовлетворения духовных нужд верующих в феврале 1954-го была создана первая в мире саентологическая церковь, расположенная в Лос-Анджелесе, а спустя год – Учредительная церковь саентологии в Вашингтоне, исполнительным директором которой стал Рон Хаббард.
Сейчас это религиозное направление разделено на два течения, которые появились после реорганизации саентологии в начале 80-х годах прошлого века:
- Международная церковь саентологии – будучи объединенной с Центром религиозной технологии, эта организация обладает в большинстве своем официальным статусом и пользуется народным признанием;
- «Свободная Зона» – группа отделившихся от церкви саентологии течений, существующих независимо друг от друга. СЗ объединяет верующих с самыми разными воззрениями, которые практикуют только те техники, что существовали при Хаббарде.
Сейчас саентология официально признается как религиозная организация не только в США и Мексике, но и в Великобритании, Португалии, Швеции, Швейцарии, Италии, Испании, а также в Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах.
В России тоже есть религиозные группы саентологов, которые официально функционируют, но статуса церкви они не имеют.
Основные положения и принципы
Саентологи – это обычные люди, живущие как и все. У них нет каких-либо ограничений в выборе профессии, питании или режиме дня. Самые табуированные вещи – алкоголь и наркотические вещества. Главное, что их объединяет, – стремление стать лучше.
Саентологи ничего не проповедуют и ничего не обожествляют, они просто работают над собой, чтобы улучшить собственную жизнь и помогать в этом же другим людям.
В одном из своих трудов – «Саентология: основы жизни» – Хаббард сказал, что главная цель его учения – сделать человека и его жизнь лучше.
Ключевое понятие саентологии – знание.
Человек должен получать полезную информацию и пользоваться ею. В этом же заключается и главная идея: знания – это и руководство по улучшению жизни, и средство для достижения успеха.
Получается, что в саентологии все верования основаны на знаниях и здравом смысле.
Согласно идеологии Хаббарда, человек должен всю свою жизнь собирать знания и заниматься изучением мира. Приобретенные знания должны быть применены на практике, причем с пользой не только для себя, но и для общества.
Сама саентология представляет собой специфический пласт знаний, базирующихся на фундаментальных истинах. Один из краеугольных постулатов звучит просто и понятно:
человек – существо духовное, и наделено оно гораздо более обширными способностями, чем само о себе представляет.
Каждый из нас в состоянии не только решать любые свои проблемы, но и достигать наивысшего состояния сознания, гарантирующего постоянное счастье (то есть духовную свободу).
Именно надежда на духовную свободу формирует определенную стратегию, которая неизбежно приведет к успеху. Путь этот долгий и требует не только целеустремленности и упорства, но и кропотливой работы с применением на практике основополагающих истин жизни.
Главный саентологический символ – восьмиконечный крест с лепесткообразными оконечностями, символизирующими жизненные составляющие.
Это так называемые «восемь динамик», олицетворяющих собой степени выживания, через которые проходит каждое духовное существо на пути к бессмертию:
- Сам человек – его дом, нужды и потребности. По сути, это личное стремление человека к выживанию.
- Творчество – любое творение, созданное для будущего. Сюда входят и семейные отношения, и воспитание детей, и даже секс в качестве механизма, обеспечивающего будущее выживание.
- Выживание группы – здесь определенная группа (друзья, соседи, односельчане, раса, нация, государство) выступает в качестве самостоятельной единицы, стремящейся к выживанию.
- Выживание вида – это стремление всего человеческого рода к выживанию.
- Формы жизни – выживание различных форм жизни ради будущего. Это в основном живая природа, включающая в себя не только животных, но и растения. По сути это усилие, направленное на выживание как таковое.
- Физическая вселенная – это выживание неживой природы, состоящей из материи, энергии, пространства и времени.
- Духовность – стремление к выживанию всех нематериальных возвышенных ценностей, включая нормы и силы духа. Это выживание не только всех духовных существ, но и самих понятий и идей, которые мы называем источником жизни.
- Бесконечность – под восьмой динамикой нередко подразумевают некое Верховное существо (Создателя, Бога), но сами саентологи понимают это именно как Бесконечность, то есть выживание ради последующего обретения бессмертия.
Итак, каждый человек по мере взросления проходит все эти ступени, чтобы прийти к цели, которая сделает и его жизнь, и жизнь общества лучше.
Интересен и тот факт, что в саентологии помимо духовных практик существует несколько психологических тренингов, с которыми связаны довольно необычные термины:
- тэтан – собственно человек (и как духовное существо, и как личность), слово произошло от «Θ» («тета»), восьмой буквы в греческом алфавите;
- одитинг – практика, освобождающая человека от его же оков, это своеобразный маршрут, по которому должен следовать человек, стремящийся к более высокому духовному уровню;
- клир – особое состояние, конечный результат одитинга, либо же человек, освободившийся от реактивного разума и обретший свою исходную индивидуальность.
Примечательно, что саентологи признают и понятие «душа», традиционно характерное для христианства и воспринимаемое как нечто бессмертное. Однако в основах дианетики говорится, что человек не «имеет душу», а является ею, поэтому он так же, как и она, бессмертен.
Краткое резюме
Рон Хаббард говорил, что его учение только в одном схоже с христианством – в стремлении к спасению души.
В отношении к жизни саентологи весьма оптимистичны и верят, что все люди на земле хорошие. Все они стремятся лишь выжить, но сделать это можно только обретая гармонию с собой, окружающими и миром.
Комментарии и отзывы (6)
Не знаком с учением саентологов, потому не могу сказать о них ни хорошего, ни плохого, в средствах массовой информации, если и упоминаются саентологи, то только в отрицательном ключе, хотя, на тоталитарную секту они не похожи.
Вроде бы, они призывают не платить налоги, что конечно является вызовом государству, потому, в нашей стране саентологи находятся не совсем на легальном положении, вроде даже суд запретил их деятельность на территории Российской Федерации.
Вообще, с учётом того, что они исповедуют свою религию и численность саентологов невелика, то их всё же нужно отнести в разряд сект, но в слове секта нет ничего плохого, когда-то и христиане начинали с секты.
Про саентологию чего только не пишут, как хорошего, так и плохого. Слышала, что на западе, особенно в США, саентология имеет много последователей, среди которых немало знаменитостей, включая Тома Круза. Есть версия, что это секта мирового масштаба, своего рода финансовая пирамида...
Я рад что наконец-то есть знание о жизни и именно в саентологии есть все ответы!
Если хотите знать, не стоить тратит дорогостоющего времени,если вы раньше читали «Фауст» Гёте то лучше его ещё раз прочитайте,больше пользу будет. Благодарю за внимание.
Саентология — а разве это не сатанисты?
Если саентология есть то,что я познала из видео пусть процветает.это же хорошо -стремиться к совершенству вопреки обидам,унижениям,несправедливости.Уметь прощать и продолжать любить.
Ваш комментарий или отзыв