Сансара или как мы оказываемся в колесе страданий
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас частенько слышал слово «карма», а многие активно употребляют его в своей речи.
Но даже те, кто им пользуется, далеко не всегда догадываются о полноте смысла и значении этого термина. То, что известно большинству – это его индийские корни.
А между тем «карма» самым тесным образом связана с понятием «сансара». И хотя оно встречается намного реже, но обладает гораздо большим смыслом и значимостью.
Итак, благословенная сансара – что это такое, как трактуется традиционным буддизмом, по каким законам существует и можно ли вообще выйти из этого кармического круговорота? Вот об этом сегодня и поговорим.
Сансара — что это
Понятие сансары появилось еще до становления буддизма как одного из ответвлений философского учения. Первые упоминания встречаются в брахманизме в VIII – VII веках до н.э. в Ведах Упанишадах.
В этих древнеиндийских религиозно-философских трактатах излагались идеи о мироздании и законах Вселенной. Позже бхавачакра (воплощение сансары) становится частью буддизма и приобретает более самостоятельный характер.
Теперь сансара наряду с законами кармы объясняет причины и следствия жизни человека.
Она служит базисной основой не только для буддизма, но и для сикхизма, индуизма и джайнизма, а также некоторых других учений и направлений. На бхавачакре строится все понимание мира, его механизмов и особенностей влияния на каждую жизнь.
Все, что случается в нашей жизни – включая то, что должно было произойти, но не произошло, – неизбежно влияет на событийность и состояние нашего будущего.
То есть любые наши поступки, высказывания (и даже намерения и мысли) – это первозданные инструменты и одновременно строительный материал, посредством которых мы создаем собственную реальность.
Копнув глубже, обнаруживаем такую закономерность: каждый из нас, совершая любое деяние или даже только допуская какие-то мысли, непременно ощутит на себе в будущем все последствия, связанные с этими актами.
Такова суть причинно-следственных связей: то, что сегодня происходит, – всего лишь результат прошлых поступков, а то, что ожидает нас в будущем, становится результатом настоящих действий и мыслей.
Это и есть карма – линия судьбы, способная распространяться на последующие жизни. А накопление кармы – это основополагающий закон сансары, подразумевающий страдания, на которые обречен каждый человек, подвергаясь бесчисленным перерождениям.
Больше этих страданий или меньше – зависит от особенностей кармы (хорошая она или плохая).
Хорошая будет у человека, который вел праведную жизнь, совершал благие поступки, допускал только благостные мысли, а причинами плохой кармы становятся нездоровые страсти, невежество, дурные мысли, причиненное другим зло.
Кстати, первые упоминания о карме встречаются еще во времена, предшествующие рождению Христа.
Сансара же (иногда ее называют самсарой), как нечто более значительное, как своеобразное суммирование кармических характеристик, в дословном переводе с санскрита означает «вечное блуждание» или «движение без остановки».
И если карму можно уподобить отпечатку или «генетическому коду» судьбы, которую каждый человек берет с собой в новую жизнь после перерождения (реинкарнации),
то сансара – это непосредственно круговорот жизни, смерти и перерождений.
По сути это состояние души в новом времени и в новом теле.
Колесо сансары и содержание его сегментов
Чаще всего сансару изображают в виде разделенного на неравные сегменты круга.
Воплощение сансары – это образное олицетворение пути каждой души, пока та не достигнет нирваны.
Что касается еще одного названия – бхавачакры, – то оно заключает в себе все страсти, перерождения, трансформации, другие миры, взаимосвязи и привязанности.
Сансара же считается отображением всего того, через что проходит человеческая душа раз за разом, пока не разорвет кармический круг и не станет свободной от негативных последствий. Пока что из людей это удалось только просветленному Будде Шакьямуни.
В этом отображении заключена символическая совокупность всего сущего – всех миров, которых во Вселенной множество, и всего живого в этих мирах, что обязательно взаимодействует в совокупности.
Таким образом, круг сансары – это своеобразная визуализация цикличности событий и бесконечного круговорота мироздания, в котором нет ничего постоянного и неизменного.
Красочные изображения колеса сансары встречаются практически во всех буддистских храмах. Они размещаются при входе и могут исполняться в различных техниках:
- резьба;
- лепнина;
- живописная картина.
Традиционное исполнение чаще всего связано с принципами бхавачакры – ровного замкнутого круга, состоящего еще из четырех кругов, но меньшего размера и с другими изображениями.
Интересно, как располагается содержимое в каждом из кругов:
- круг центральный, или первый – здесь размещены изображения животных, но не всех, а только свиньи, петуха и змеи. Каждый образ олицетворяет человеческие пороки (то есть яд) – алчность и невежество, привязанности и страсти, злость и ненависть соответственно;
- второй – разделяется на две половины. Слева размещены изображения монахов и праведных мирян, а справа – изображения существ, которые стали оплотом греха;
- третий – делится уже на шесть неравных частей, олицетворяющих собой уровень сознания или мира (небеса, божества, люди, неупокоившиеся духи, животные, преисподняя). В каждой части, несмотря на ее значение, присутствует изображение просветленного Будды. Это символ, напоминающий о том, что спастись (выйти из круга мучений) может каждый;
- четвертый, последний и обрамляющий – олицетворяет 12 связей, которые сопровождают человеческую душу, проходящую свой собственный путь.
Вот таким содержанием наполнен символический океан жизни с водами, то поднимающими ввысь каждое живое существо, то опускающими его в бездну. И эти процессы рождения, взросления, старения, мучений и смерти находятся в бесконечном циклическом движении.
Это и есть сансара – замкнутая и неразрывная цепочка совокупностей и беспрерывных перерождений. Как говорил Будда, начало этой цепи – самый первый момент – увидеть (или хотя бы определить) невозможно.
!!! За время своих странствий, отшельничества и медитаций Будда Шакьямуни открыл немало истин. Именно соответствие им позволяет человеку обрести свободу, разорвав круг сансары.
Как разорвать бхавачакру
Прежде всего нужно избавиться от трех ядов, которые неизменно отравляют сознание человека. Очистившись таким образом, нужно сосредоточиться на духовном развитии.
И речь не только о том, чтобы соблюдать все правила буддизма и не пренебрегать его канонами – нужны определенные усилия для объективного самоанализа, который поспособствует разрушению причинно-следственных связей, замкнувших человека в колесе сансары. Как это делается:
- попытайтесь осознать, из-за чего вы оказались в круге страданий – какие поступки, помыслы или деяния были отравлены алчностью, невежеством или злостью;
- определите условия, при которых вы могли бы освободиться от бхавачакры и перейти в другой, лучший сегмент колеса;
- совершите необходимые действия – избавьтесь от недостатков, верните долги, извинитесь перед людьми, которых обидели, и т. д.;
- далее неуклонно следуйте восьмеричному пути, который подразумевает постоянное преодоление препятствий в виде невежества, привязанности, гнева, глупости, ревности, зависти, гордыни, заблуждения.
Возможно ли полностью разорвать сансару и достичь нирваны? Пожалуй, нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Верить или не верить – каждый решит для себя сам.
Так или иначе, мудрость Будды учит самому хорошему в жизни. Совсем не важно, разомкнется колесо или нет. Важно то, каким человеком ты будешь.
Краткое резюме
Круг сансары напрямую связан с законами кармы. Нынешняя жизнь человека зависит от прошлой, а будущая – от нынешней.
Эта закономерность говорит о том, что если человек ведет праведную жизнь, то он сможет в следующей жить лучше – например, иметь более высокое положение в обществе. Если же сейчас человек не благочестив, живет неправедно, то следующая жизнь будет намного хуже. Это один из главнейших догматов буддизма.
Видео поможет лучше понять, как вернуться на правильный путь и освободить душу от плохого «генетического кода»:
Комментарии и отзывы (9)
Благодарю за этот текст! Маленькая поправка. Не только Гаутама Будда вышел из круга перерождений — сансары, но он также объяснял — и это есть в сутрах Палийского канона — что и до него были будды и после его паринирваны тоже на земле будут рождаться те, кто станет буддой. А во время жизни Будды Шакьямуни очень многие его ученики стали архатами. Как видно из многочисленных текстов сутр Палийского канона — учения Тхеравады, повествующих о проповедях Будды, архат — это тот, кто освободился от колеса сансары и уже никогда не родится вновь.
Благо дарю за статью. С Вашей помощью привожу в порядок своё мироощущение. Благо дарю за всю информацию, которую вы размещаете в блоге. Очень интересно и познавательно.
Хотелось бы верить, что с людьми случается именно то, чего они заслуживают. Но, в эту концепцию совершенно не вписывается тот факт, что богатые люди, которым доступны любые блага часто отнюдь не обладают высокой моральностью.
А что хорошего в жизни праведника? Они же во всём себе отказывают, живут отшельниками, только высшим силам молятся каждый день. Вот такая пустая жизнь и есть самое большое наказание.
Чушь это всё, смотрите, якобы благочестивый человек в следующей жизни займет более высокое положение, но это положение занимают олигархи и политики, извините, но более мерзких личностей себе трудно представить.
Можно не верить в карму и сансару, но я бы посоветовала все-таки придерживаться этих советов. Если помнить про это и не делать некоторые поступки — хуже от этого не будет!
То что сегодняшние поступки влияют на будущее — это бесспорно, но вот что касается будущих жизней, тут в чистом виде вопрос веры, поскольку знать мы этого не можем, можем только верить.
Вера в то, что душа постоянно перевоплощается просто делает смерть не такой ужасающей. Вся эта теория создана для самоуспокоения. Жить легче, если считать каждую случайность предначертанной.
А ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ, ЕСЛИ РАЗОРВАТЬ КРУГ САНСАРЫ ?
Ваш комментарий или отзыв