Что такое дзен простыми словами: секреты непостижимого в буддизме
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
В последнее время в лентах социалок, различных ток-шоу, да и просто в обыденном общении, все чаще мелькает трендовое слово ДЗЕН, смысл которого для многих из нас остается несколько размытым.
Термин – красивый и однозначно интригующий, но чтобы использовать его в правильном контексте, недостаточно просто предполагать, что дзен – это что-то, связанное с буддизмом.
Понятно, что в той или иной конфессии всегда имеются дополнительные учения и ответвления. Это касается не только христианства, изобилующего множеством направлений, но и ислама, иудаизма, буддизма.
Особенно богато на разнообразие и вариативность верований древнейшее буддийское учение, истоки которого берут начало за 4-5 столетий до рождества Христова.
Примечательно, что именно эта религия стала своеобразной колыбелью для одного из наиболее популярных сегодня учений под название дзен, неуклонно набирающих сторонников, несмотря на заметно выраженный мистицизм и наличие множества условностей и допущений.
Предлагаю вместе разобраться, какова суть этого учения, чем интересна история его происхождения и почему оно так близко даже рационально мыслящим современникам?
Дзен — что это за философия
Будучи одной из самых многочисленных и главных школ в буддизме, эта философская система сформировалась на Востоке приблизительно в IV-V вв. до н.э. благодаря первому буддийскому патриарху Будде Шакьямуни.
Затем состоялась так называемая духовная передача откровения Махакашьяпе, одному из достойнейших учеников Будды, которого позже стали называть первым патриархом дзен.
Он поселился в знаменитом центрально-китайском монастыре Шаолинь и оттуда, через множество своих последователей, стал разносить миру свое учение.
Основой становления этой философской системы стали идеи и духовные практики буддизма и даосизма.
Со временем дзен распространился по всей Индии, затем перекочевал в Поднебесную, а оттуда, уже в V-VI вв. н. э., – на Дальний Восток, в Японию, Корею, Вьетнам.
Сейчас это учение представлено несколькими школами, и самая многочисленная и знаменитая из них – японская, которая сформировалась в XII веке.
К текущему моменту дзен становится все популярнее, обретая множество приверженцев на Западе, особенно в Северной Америке и Центральной Европе.
Само определение данного учения может иметь около трех десятков значений в соответствии со своей природой и трактуется не как религия, а как набор духовных практик, направленных на совершенствование внутренней алхимии человека.
Самые непосредственные значения дзен связаны в основном с двумя аспектами:
духовное состояние, под которым чаще всего подразумевают обычную медитацию и погружение в собственную душу ради сближения с божественным. Это состояние сродни просветлению, когда человек ощущает понимание своей природы и основ мирового порядка.
Таким же образом трактуется дзен и в учении дао. Тот, кому удается добиться таких ощущений, становится гуру;философская система – стоит понимать, что дзен – это не религия, а учение, особая форма мышления, объединенная с жизненной философией.
Почему не религия? В отличие от других верований, дзен не учит человека искать смысл жизни, но пытается помочь ему познать законы миропорядка, наделить его способностью видеть свою душу, а через нее – и все сущее.
В целом и общем дзен абсолютно лишен какой бы то ни было обрядности, характерной для всех религий. Здесь нет никаких строгих, неподвижных рамок, устанавливаемых религиозными догмами и канонами, а значит, нет и культовых действий, слепого поклонения божествам или Всесоздателю. Только человек и его разум, готовый постичь непостижимое.
Полезно знать: в русском языке это слово может употребляться как в склоняемой форме, так и в несклоняемой!
Суть учения простыми словами
По своей сути дзен является своеобразной квинтэссенцией нескольких восточно-азиатских векторов буддийской мысли, четко выраженной в Махаяне, одного из основных сводов учений в теории и практике буддизма.
Конечная цель тех, кто следует по пути Махаяны, – просветление, то есть обретение мудрости, получаемой в результате созерцания, самопогружения, сосредоточенности и глубокомыслия.
Именно так и переводится «дхъяна (дзен)» с исконного санскритского, однако сама философия, неизменная в своих основах, в разных регионах Юго-Восточной Азии называется по-своему:
- дзен – в Японии;
- сон – в Корее;
- чань – в Китае;
- тхиен – во Вьетнаме.
Иногда дзен называют «Сердцем Будды» или «Школой сознания Будды», но это лишь смысловые оттенки слова, которым обозначают путь, лежащий перед тем, кто решается на непростые поиски самого себя. Вернее – того самого внутреннего пророка, что непременно присутствует в душе каждого из нас.
Когда мы отрешаемся от простого (рационального) разума, когда мы успокаиваем свой ум и освобождаем его от будничной суеты, то становимся способными проникнуть в свою природу.
А затем, полностью окунувшись в себя и созерцая рельефы своего внутреннего мира, мы обретаем возможность найти истину, испить из кладезя мудрости и почерпнуть ее ровно столько, сколько нам нужно здесь и сейчас.
И только тогда, познав глубины своего подлинного «я» и приняв их «как есть», мы можем достичь главного – сделать размеренность, спокойствие и наполненность духовностью своим образом жизни.
Это и есть дзен, когда посредством духовных практик, переносящих нас за грани рационального, мы становимся лучшими версиями себя.
Многоопытные мастера школы говорят, что этому невозможно научиться, переняв чей-то личностный опыт. Человек, желающий постичь дзен, не должен испрашивать ответов у мудрецов или пытаться отыскать их в книгах. Из этих источников он может взять только советы и ознакомиться со взглядами со стороны.
Отыскать же свой путь возможно лишь благодаря собственным усилиям и личной практике. Считается, что человек достигает вершины учения, если сумеет познать самого себя, понять и принять свою природу.
Просветление в этом контексте – это способность рассмотреть малейшие «водяные знаки» на картине своей души.
Основы практики
Дорога дзен нелегка, но ясна и понятна: раскрыв свою внутреннюю сущность и познав ее природу, ты достигаешь просветления (это особое состояние в буддизме называется сатори). Остается выяснить, как именно это сделать.
Мастера дзен рекомендуют прежде всего усвоить несколько элементарных истин:
- человеческая натура несовершенна – каждый из нас подвержен вожделению и страстям;
- страдания – не кара и не наказание, а всего лишь закономерные последствия поступков;
- все страсти, страхи и желания – дело поправимое, любые негативные переживания можно преодолеть;
- свободный и счастливый человек – это тот, кто сумел отказаться от всего, что мешает добру и совершенствованию.
Так, можно сказать, выглядят основные вехи на пути к дзену. Если вы ясно видите эти метки, то легко заметите и другие указатели на этой дороге, которые подскажут вам, как лучше «вырулить» к своему пункту назначения:
- осознавать главный принцип мироустройства – причинно-следственный. Не реагируйте слишком резко на жизненные неурядицы, не наказывайте, не обижайтесь и не злитесь на тех, кого считаете причиной своих бед;
- научитесь приспосабливаться – умеривайте свою радость при успехах и свою досаду при неудачах, спокойно воспринимайте происходящее;
- гасите страсти – ничего не желайте слишком страстно и ни к чему не стремитесь слишком рьяно, ваши желания и устремления должны быть бескорыстными;
- понимайте Дхарму (свод учений, совокупность правил и методик) и добивайтесь гармонии с ней.
Основная методика на пути к достижению дзена – это медитации. Состояние «чистого разума», отрешенного от рационального мышления, позволяет человеку полностью окунуться в себя для созерцания и самопознания.
Наряду с медитативными практиками система дзен предполагает использование множества вспомогательных средств.
Например, есть один интересный прием, направленный на создание определенного психологического импульса, основанного на интуитивном понимании. Это может быть какая-то притча, краткий диалог или вопрос, не имеющий какой-либо логической подоплеки.
Целью такого упражнения, которое называется коан, является поиск необычного решения для простой задачи, причем любая попытка задействовать логические механизмы неизбежно приводит к противоречиям.
Человек должен без целенаправленных усилий или специальных действий понять духовное значение той или иной ситуации, события, конкретного случая. Один из самых известных коанов – поиск «беззвучного звука» или «сухой воды».
Вместо заключения
Простыми словами учение дзен – это не более чем тренировка ума и выработка навыков самопознания.
А кому из нас не хочется стать спокойнее, мудрее, счастливее? Неудивительно, что последователей дзен становится все больше. Возможно, это связано со своеобразной свободой, которая дается вместе с пониманием этой непостижимой и зачастую парадоксальной философии.
Впрочем, судите сами, посмотрев это интересное видео:
Комментарии и отзывы (2)
Думаю, что Дзен сейчас больше ассоциируется с яндексом, не философией буддизма. Народ, кто считает так, как я?
Спасибо за видео
Ваш комментарий или отзыв