Что такое олигополия — определение, условия возникновения, виды, модели, признаки и примеры

Обновлено 2 апреля 2024 Просмотров: 124 926 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Влиять на ценообразование можно по-разному, и не только на государственном уровне. Давайте разберемся, что такое олигополия и какими методами она борется за потребителя.

Олигополия

Уверен, что большинству из вас понятен смысл слов «олигарх», «картель», «сговор» и т.д. И хотя, в отличие от них, термин «олигополия» не так распространен, но зато не менее актуален.

Определение понятия олигополия — что это

Олигополия — это вид конкуренции, при котором на рынке существует лишь несколько продавцов, предлагающих дифференцированную или стандартизированную продукцию, например рынок провайдеров интернет-услуг, мобильной связи. Продавцы взаимозависимы в принятии решений о ценах на свою продукцию. Обычно выход на такой рынок новых продавцов затруднён, это связано с большими денежными вложениями.

Все просто: в нынешних реалиях мы – не просто люди, для которых создаются товары и которым предлагаются услуги, но еще и целевые объекты воздействия. И если о механизмах работы вездесущей рекламы многие из нас более или менее уже осведомлены, то олигополистические «приемчики» знакомы далеко не всем.

Оно и понятно, ведь этот термин напрямую связан с экономикой и наших кошельков и повседневной жизни, казалось бы, мало касается. Однако это не так. Давайте разбираться почему.

Само слово oligopoly появилось благодаря сочетанию двух греческих основ – «oligos» (малый, незначительный, малочисленный) и «poleo» (торгую, продаю) – на заре развития торговли.

Как только появилась такая структура, как организованный рынок (еще до нашей эры), начали появляться и продавцы, желавшие доминировать в своей нише. Ну а чтобы контролировать производство и/или сбыт тех или иных товаров, они объединяли свои усилия с конкурентами путем неформальных договоренностей.

Определение

Таким образом, олигополия – это тип рыночной несовершенной структуры, при которой в качестве доминантов выступает малое количество фирм-производителей или крупных продавцов.

При этом остальные потенциальные участники торговли либо вообще не могут проникнуть на рынок, либо их появление на рынке затруднено.

Одна из ключевых характеристик олигополистов – их взаимосвязь в одной отрасли. Другими словами, они не только конкуренты в какой-то области, но и негласные партнеры.

Эти «избранные» компании, составляя дальнейшую стратегию своей работы в подвластных им сегментах рынка, непременно учитывают поведение других олигополистов, что, по сути, является препятствованием развитию совершенной конкуренции.

Иногда бывает, что на рынке оказывается всего один доминирующий производитель (продавец) – это уже монополия. Но если компаний или фирм, предоставляющих одинаковые услуги или продукцию, будет две, то речь идет о дуополии. Правда, в современной рыночной экономике таких примеров очень мало, и встречаются они скорее в теории, нежели на практике.

Олигополия в экономике и ее основные признаки

Олигополии, несмотря на свою суть, противоречащую антимонопольным законодательствам почти всех развитых стран, были и остаются немаловажной составляющей современной экономики.

И это понятно – объединения такого рода все-таки способствуют развитию производственных структур (и малых, и крупных), и это не говоря о «сопутствующих эффектах» типа реструктуризации промышленности, стандартизации материалов/комплектующих и ограничению конкуренции среди мелких предприятий.

Характеристика

Олигополию можно определить по значению индекса Херфиндаля. Этот показатель используется для оценки уровня влияния (монополизации) в конкретном сегменте торговли. Если он более 2000 – значит, на рынке присутствует олигополия.

При этом создание объединенных олигополистических структур характеризуется наличием общих признаков, самыми типичными из которых являются такие особенности:

  1. процесс объединения строится на договорной основе (сегодня чаще всего это делается на неформальных условиях) и обычно касается компаний, работающих в определенной отрасли или в конкретной нише рынка;
  2. закрепление определенных в результате сговора рыночных сегментов под олигополистическим контролем;
  3. наличие небольшого количества компаний при большом количестве покупателей. На практике это означает, что всего несколько фирм обладает львиной долей объема всех рыночных предложений и предоставляет их целевым потребителям;
  4. согласованные меры и совместная деятельность, направленная на нивелирование или ограничение конкуренции, включая борьбу с аутсайдерами. То есть для остальных предприятий и структур создается высокий барьер для попадания на рынок, благодаря чему число конкурентов минимизируется;
  5. наличие стандартизированной продукции или товара, который отличается по своим свойствам от всех остальных предложений. В теории рассматривают однородную олигополию, однако если фирма предлагает несколько взаимозаменяемых товаров, то все их можно принимать за однородный продукт;
  6. конкуренты, будучи партнерами в таком сговоре, осознают, что зависят друг от друга, поэтому цены практически не контролируются.

При этом, как правило, всем участникам олигополистического сговора гарантируется сохранение юридических прав собственности на принадлежащие им компании, что обеспечивает им, в свою очередь, и сохранение своей самостоятельности – в юридическом, хозяйственном и финансовом плане.

Современные олигополии: свойства и модели

Вышеописанные признаки весьма схожи с характеристиками картеля, но самое большое сходство этим образованиям придает наличие неписаных уставов и своеобразных «систем принуждения», которые предусматривают не только выявление нарушений условий сговора, но и применение определенных санкций к партнерам, виновным в недобросовестном поведении.

Модели

Кроме того, для олигополистов большое значение имеет ценовая политика на их участке рынка. Обычно фирмы не повышают цены на предоставляемые ими услуги и/или продукцию, поскольку им это невыгодно: покупатели могут уйти к конкурентам. А вот если цены понижаются, все остальные фирмы также начинают снижать стоимость товаров, следуя за «доминантом».

Из-за отсутствия дифференцированного подхода у олигополий не редко возникают настоящие «ценовые войны», которые могут привести к банкротству фирм, особенно мелких или только начинающих развиваться.

Однако сфера олигополистических соглашений для объединений отнюдь не ограничивается установкой цен и координированием ниш сбыта: она распространяется в том числе и на ограничение доступа к потребителю, и (что бывает реже) – на ограничение производства.

Производство

Что касается последнего, то для отдельных компаний-партнеров могут устанавливаться жесткие квоты по объемам выпуска, и делается это как с целью ликвидации «лишних» производственных мощностей, так и с целью их наращивания.

Чаще всего олигополисты – это производители крупной техники. Самые наглядные примеры олигополии – производители самолетов «Эйрбас» и «Боинг».

К прочим свойствам олигополистов можно отнести такие характеристики, как:

  1. доминирование небольшого количества организаций на рынке, предоставляющих одинаковые услуги или схожую продукцию;
  2. типичность ситуаций, когда решение одной из фирм меняет динамику рынка в целом, но при этом зависит от решения других олигополистов. По сути, этот момент и инициирует в большинстве случаев неформальные договоренности среди подобных компаний;
  3. ограничение для доли четырех фирм-лидеров на рынке (эта доля не должна превышать сорока процентов).

Цель и стимул олигополистического взаимодействия – господство в определенном сегменте рынка, выгода от сокращения предельных объемов реализуемой продукции для всех участников сговора и, как следствие, – максимизация прибыли.

Помимо этого существует своя специфика (модели поведения), характерная для олигополистов:

  1. «издержки-плюс» – вычисляются по показателям средних издержек плюс прибыль, которая исчисляется в виде процента от коэффициента средних издержек;
  2. ориентир на лидера в ценах – это значит, что при наличии явного доминанта остальные компании следуют за самым масштабным производителем. Снижает цены лидер – снижают их и остальные участники олигополии;
  3. вступление в сговор – негласное соглашение, которое подразумевает, что доминирующие компании договариваются о ценообразовании и объемах производства;
  4. ломаная кривая спроса – это когда у участников олигополии есть выбор (например, либо они не реагируют на изменения рынка, либо понижают цены вслед за остальными фирмами).
Собрание

Таким образом, после беглого экскурса по основным особенностям, у нас вырисовывается краткое резюме насчет того, что такое олигополия.

Очевидно, что это группа объединившихся в рамках определенных географических границ фирм или компаний, которые вступили в сговор тайного или явного характера с целью согласования дальнейшей монополистической деятельности, начиная с установления цен и заканчивая тотальным контролем над объемами производства.

Вместо заключения

Примечателен и такой факт: банковские системы в большинстве развитых стран устроены по принципу олигополии.

То есть в качестве «доминанта» на рынке выступает центральный банк, устанавливающий для прочих финансовых структур «кодексы чести» и «правила игры». Головное предприятие не только регулирует деятельность своих партнеров, но и тщательно следит за соблюдением всех правил.

Комментарии и отзывы (2)

Андрей

Все ругают монополистов, это правильно. Монополист по сути — это диктатор в какой-то отрасли. Олигополию часто путают с монополией, думают, что это сговор. Да, для конечного потребителя, может, это не супер выгодно, лучше всего совершенная конкуренция, но я за олигополию. Ругайте меня, обижайтесь, мне все равно.

Вот у нас в нашей отрасли 6 производителей внутри страны и 3 мощных международных компании. У них есть ресурсы, деньги, но нет связей с нашими производителями. Все очень просто — мы вшестером просто договорились вести совместную ценовую политику, плюс подключили негласные связи, и постепенно этих грандов вытеснили с нашей страны.

Плохо для потребителя? Да, ибо у них были цены ниже, а качество лучше. Но мы даем людям работу и находимся в нашей стране, и каждый выживает, как умеет. И по сути продукция у нас тоже неплохая, но на свой рынок мы никого не пускаем, хоть камнями нас забрасывайте

Максим

А если взять ОПЕК, там ведь страны договариваются об объёмах добычи нефти, дабы повлиять на её стоимость, вот это можно назвать олигополией на уровне государств или это что-то другое?

Ваш комментарий или отзыв