Что такое концерн — определение, базовые понятия, история возникновения, виды и структура концернов

Обновлено 1 апреля 2024 Просмотров: 128 699 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Знания никогда не бывают лишними, тем более, если они о том, как устроена сфера экономики.

Концерн

Сегодня проанализируем понятие «концерн», узнаем, что это такое, а также рассмотрим принцип организации подобного объединения.

Определение — что такое концерн

Концерн (der Konzern) – слово, пришедшее из немецкого языка. Суть любого заимствованного слова раскрывается при его переводе. В переводе с немецкого «концерн» – это «участие», а с латинского (concernere) – «смешивать».

Так как понятие относится к сфере экономики, то подразумевает участие нескольких коммерческих компаний в едином смешанном сообществе с определенной структурой. Особенность структуры концерна – в объединении компаний, хозяйственная деятельность которых осуществляется в разных отраслях промышленности.

В качестве примера можно привести немецкий концерн Siemens. В его составе функционируют предприятия, специализирующиеся в сфере электроники, электротехники, транспорта, медицинского оборудования и т. д.

Концерн – это объединение предприятий, работающих в разных отраслях промышленности и услуг, имеющих юридическую суверенность (самостоятельность), но осуществляющих свою деятельность под единым руководством (в рамках финансов, снабжения, производства).

Цель создания концернов – это максимизация получения прибыли посредством концентрации финансовых, производственных ресурсов в рамках одного объединения.

Создание концерна

Концерны могут организовываться как внутри одного государства, так и на международном уровне. Они называются транснациональными.

Отличия концернов от других типов искусственной монополии показана чуть ниже:

Формы монополии

Про то, что такое синдикат мы уже говорили, а про картели , конгломераты и тресты поговорим в ближайших публикациях.

История возникновения

Прообразом современных концернов стало объединение компаний Козимо Медичи, созданное в начале XIV века в Италии. Этот политический деятель и крупнейший в то время купец и банкир имел множество компаний с представительствами в других странах. Он соединил торговлю, логистику (транспортировал грузы по Великому шелковому пути) и банки в единую систему.

Общемировое значение этот тип искусственной монополии получил с началом бурного развития промышленности и концентрации производств. В России концерны известны с конца XIX века.

Классификация концернов

В зависимости от особенностей структурной организации концерны классифицируются тремя видами. Рассмотрим их немного подробней.

  1. Вертикальные – объединение компаний, представляющих весь цикл производства продукции: от закупки сырья (добычи) до сбыта. Примером может служить российский нефтедобывающий концерн Лукойл, на долю которого приходится около 2 % мировой добычи нефти.

    Бизнес-модель данного образования представляет собой функционирование множества предприятий, зависящих друг от друга в следующей цепочке производственного цикла: разведка месторождений углеводородов (нефти и газа) → добыча → переработка → сбыт через собственные оптовые и розничные сети.

    Устойчивость концернов вертикального типа обеспечивается независимостью производственного цикла от внешних воздействий.

    Возьмем для примера все тот же Лукойл: на этапе добычи углеводородов централизация производственных ресурсов и финансов позволяет обеспечить низкую себестоимость сырья. Концентрация производства и сбыта под одним руководством (применение единой стратегии) позволяет не зависеть от колебаний мировой цены на сырье и в разы увеличить конкурентоспособность.

    Кроме того, концерн Лукойл диверсифицирует (распределяет) свои риски:

    1. инвестирует (размещает капитал) в производство электроэнергии традиционным способом, используя добытое сырье (такая диверсификация называется связанной);
    2. создает и эксплуатирует мощности возобновляемой энергетики (солнечной и ветряной) (несвязанная диверсификация).
  2. Горизонтальные концерны – это объединение компаний, функционирующих в одной области деятельности, производящих аналогичную продукцию, но для разного потребителя. Например, немецкий обувной концерн «RIEKER». Его предприятия по пошиву обуви и розничные точки продажи расположены во многих странах.

    Концерн имеет высокую конкурентоспособность за счет масштабного географического охвата территорий (предприятия в разных странах), огромного ассортимента моделей для различного контингента потребителей (выпускает модельную, классическую, спортивную обувь).

  3. Смешанные концерны (это уже конгломераты) – форма, встречающаяся в экономике наиболее часто. Это объединение разнородных предприятий вне зависимости от вида их хозяйственной деятельности под единым финансовым контролем.

    В основном конгломераты образуются путем поглощения крупными компаниями более мелких. Примером концерна смешанного типа является японская компания «Hitachi Ltd». В ее составе более 1100 компаний.

Финансовая структура концернов

Финансовая организация в таких объединениях может быть 2 типов:

  1. Схема подчинения предполагает наличие головной (материнской) компании и подчиненных ей в финансовом отношении (дочерних) фирм. Такая структура характерна для компаний вертикального типа. Головная компания разрабатывает основную концепцию развития и хозяйственной деятельности, а дочерние безоговорочно ей следуют.
    Схема подчинения
  2. Схема координации подразумевает, что несколько примерно равноценных во всех отношениях компаний сотрудничают на взаимовыгодных условиях. Технически это осуществляется методом обмена акциями. Таким образом, каждая из фирм как бы немного является собственностью другой. Поэтому стратегические решения принимаются сообща на собраниях акционеров.
    Схема координации

Узнавайте новую информацию вместе с нами – читайте наш блог!

Комментарии и отзывы (1)

Федор

Интересная схема, как я понимаю, формально, предприятия входящие в концерн, являются независимыми субъектами рынка, но только формально, на деле же они подчиняются общему хозяину.

Хотелось бы подробнее узнать о негативной стороне концернов для экономики, ведь раз концерн имеет отношение к монополии, значит, с точки зрения потребителей, ему должны быть присущи все те же недостатки ввиду отсутствия нормальной конкуренции.

Ваш комментарий или отзыв