Что такое секуляризация — определение, виды, формы и как он влияет на наше сознание
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Сегодня на нашем «кругозорном» столе поистине гурманское блюдо – разговор пойдет о том, что такое секуляризация и каково ее значение для эволюции общества.
Каковы причины и последствия этого процесса, столь значимого для взаимоотношений церкви с общественными институтами? И почему это так «плохо», когда речь заходит о силе влияния религии на социальную жизнь? Разберемся по порядку.
Определение термина секуляризация – что это
Со времен образования первых общностей людей, государство строилось на светской жизни и религиозной. Эти два столпа всегда имели практически равное значение, хотя и конкурировали.
Где-то религия имела огромное значение, а где-то – меньшее, но она всегда играла свою роль «формирователя» системы ценностей.
И это понятно, потому что именно вера отражает отношение общества к реальной действительности, а заодно к явлениям или объектам, которые расцениваются наукой как догмы , поскольку их истинность и достоверность воспринимается нами безоговорочно, несмотря на их полнейшую бездоказательность.
Однако в современном мире со всем его рационализмом и утрированным здравым смыслом значение веры так или иначе размывается и постепенно атрофируется.
Возможно, это обусловлено в том числе и тем, что наши мировоззренческие позиции становятся все более объективными и прагматичными, а это значительно ослабляет влияние психологических установок, неизбежно присутствующих в любой религии.
Все вышесказанное можно считать основными предпосылками для возникновения процессов, связанных с отчуждением жизни и деятельности общества в целом и отдельно взятого человека от церкви и сферы ее влияния.
При этом отчуждению подвергались не только люди, но и культура, включая семейные институты, и земли, и даже некоторые виды церковного и монастырского имущества.
По сути, это было начало освобождения человека от религиозного сознания, а сам процесс «обмирщения» во всех его проявлениях стали называть секуляризацией.
Но что это за проявления (черты, признаки) и какие разновидности секуляризации существуют?
Слово «секуляризация» происходит от позднелатинской основы «saecularis», которую использовали для обозначения производных понятий от слов «мирской» или «светский».
Само понятие в зависимости от сферы употребления может иметь несколько вариативные значения, но они одинаково крепко привязаны к основному смыслу термина.
Итак:
- В истории секуляризация – это изъятие собственности церкви с дальнейшей ее передачей светскому государству и гражданским институтам.
В России, в частности, начало этого процесса было отмечено на рубеже XIV-XV вв., но только в XVII веке благодаря Уложению «тишайшего» Алексея Михайловича (второго царя из династии Романовых) в этом направлении были предприняты довольно серьезные меры, торжеством которых стал ряд церковных реформ Петра Великого;
- В социологии секуляризация – это процесс снижения влияния религии на жизнь общества и, соответственно, дальнейший переход к рациональным (светским) моделям общественной жизни путем непосредственного отступления от религиозных норм в принципиальном устройстве социума и функционировании государственных институтов.
Само понятие в русском языке появилось только в XVII веке, тогда как во Франкском государстве, например, этим определением пользовались еще в первой половине VIII века, когда великий майордом Карл Мартелл осуществил очередную секуляризацию и передал изъятые церковные земли особо влиятельным представителям знати.
Примечательно, что вплоть до 90-х годов XX века этот термин употреблялся в России исключительно в его историческом понимании.
Столь односторонняя трактовка была связана в первую очередь с политикой правящей партии: коммунистическая идеология, равно как и социализм в принципе, не приемлет ни развития религии, ни ее влияния на общественное сознание.
Виды и формы проявления секуляризации
Процесс «обмирщения» начал проявляться еще в эпоху Возрождения . Общество постепенно отступает от неукоснительных религиозных норм и бесконечных церковных догматов.
Бог, в понимании людей, становится ближе к самому человеку. Появляются понятия «Человекобог», хотя раньше было исключительно «Богочеловек». Само изменение уровня отношений между Создателем и венцом его творения также можно назвать секуляризацией.
Этот процесс может принимать любую форму из нескольких видов:
- отчуждение церковных земель с последующей передачей их во владение государству как юридическое действие в области имущественных взаимоотношений церкви с обществом. При феодализме этот процесс носил спонтанный характер, а в буржуазном обществе стал более упорядоченным и целенаправленным;
- изменение вектора отношений в политической сфере – уменьшение влияния церкви во всех секторах политической жизни на мировой арене;
- передача полномочий духовного суда в государственную (светскую) юрисдикцию;
- утрата церковью монополии на дарование образования и, соответственно, расширение границ светского обучения;
- лишение церкви контроля над развитием науки и культуры в связи с совершенствованием светского образования;
- все большее разграничение мировоззренческих скреп, разделение между светскими и духовными началами.
По мере развития государственных институтов и укрепления светской власти человек постепенно отходит от религиозных стандартов в каждом из этих видов.
А поскольку происходит все это на основе естественных предпосылок, роль церкви неизбежно обесценивается и становится не столь значимой, как, например, два-три столетия назад.
Причины и последствия секуляризации
Секуляризация – это процесс, а у каждого процесса есть свои причины. И они практически одинаковы, вне зависимости от особенностей страны, принципов ее государственного устройства и национального менталитета.
В России, в частности, преобладали следующие:
- огромное количество земель, налоги с которых взимались церковью, а не государством;
- чрезмерное обогащение монашества и его развращение, недостойное поведение;
- слишком существенное сосредоточение власти в церковных институтах, что препятствовало прогрессу и развитию государственных механизмов.
По этим причинам секуляризация проявлялась все чаще в самых разных странах, только в разные времена. Что касается вышеупомянутой эпохи Возрождения, то тогда процесс «обмирщения» был инициирован самой жизнью: католические священники беззастенчиво обогащались, а свое главное дело – служение Создателю – церковь отодвинула на второй план.
Существуют самые разные точки зрения относительно этого социально значимого процесса.
Кто-то говорит о том, что современному государству религия уже не так нужна, как во времена острой необходимости в объединении людей. Другие же скажут, что роль веры всегда будет значимой, ибо без религии не существовало бы ни народа, ни нации, ни вообще государства.
Однако и те и другие словно забывают, что вера и церковь – это все же разные вещи, а зачастую – просто радикально разные!
Возможно, поэтому лучше полагаться на мнение тех, кто определенно сведущ в этих темах. Так, большинство именитых экспертов – социологов, философов и культурологов – озвучивают, например, такие последствия секуляризации:
- Культура дойдет до максимализма, она будет большее значение придавать физическому наслаждению и удовлетворению, а не духовному.
- Понятие и сущность личности утратит свою неприступность. У человека уже не будет понятийного стержня, связанного с духовными ценностями и приоритетам, только ненасытное желание свободы во всем.
- Понятие человека и его личности будет выступать скорее товаром на рынке, чем одной из значимых составляющих активного социума.
Ницше, кстати, рассуждая о вере и последствиях секуляризации, утверждал, что там, где нет Бога, есть свобода человека. Бердяев говорит, что если человек отказывается от Создателя, то он все равно не обретает свободу, потому что оказывается в рабстве какого-нибудь другого толка.
А Бергер писал, что сами заповеди, которые так рьяно проповедует и защищает религия, закономерно становятся основами для любого общества и без них оно уже существовать не может. Кому верить – личный выбор каждого из нас…
Краткое резюме
Секуляризация – это процесс не только естественный, но и, увы, необратимый.
Судите сами: если у человека отсутствуют понятия «ценность» и «святость», то меняется и его мировосприятие, и в целом понимание жизни. Хотим мы этого или нет, но из-за утраты этих ценностей разрушение моральных и духовных норм будет неизбежным, а раз так, это приведет в конечном итоге и к утрате культуры.
С другой стороны, секуляризация может выступать как один из этапов эволюции религии.
Если церковь будет меняться и адаптироваться под измененные запросы общества, то в результате станет неотъемлемой частью нашей обычной жизни, но никогда не исчезнет до конца. Еще одно экспертное мнение о секуляризации представлено на этом видео:
Комментарии и отзывы (1)
У меня набожность ассоциируется не с высокой духовностью, а с отсутствием достойного образования.
Да и вообще, почему считается, что только религия может дать духовность, а литература, музыка, живопись, разве не делают человека духовно богаче?
Общество вполне может обходиться без религии и при этом быть богатым в нравственном и духовном плане.
Ваш комментарий или отзыв