Что такое Гетто — определение, история появления, назначение и современные примеры гетто
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Иногда, чтобы разобраться в проблемах современного общества, необходимо заглянуть в прошлое.
Многие понятия и/или связанные с ними явления прошли через несколько веков развития, подчас приобретая совершенно новый смысл.
Наглядный тому пример – термин «гетто», под которым обычно подразумевают изолированные районы города, куда принудительно заселяли евреев во времена Второй мировой.
Однако большинство обитателей XXI века, ассоциируя это слово с нацизмом и Холокостом, даже не догадывается об изначальном значении этого понятия.
И хотя печально известный фюрер, помешанный на чистоте своей расы, использовал технологию, обкатанную долгим историческим опытом, придумана она была вовсе не для дискриминации людей «не той категории».
Определение понятия гетто — что это и как появилось
Первое официально подтвержденное появление термина датируется началом XVI века. Языковеды до сих пор не сошлись в определении его точной этимологии, но, судя по академическим словарям и Википедии, предпочтение отдается итальянской версии.
Ведь именно на северо-востоке Италии в те времена в большом ходу были фразы, эквивалентные оригинальным значениям понятия ghetto:
- еврейский квартал;
- обособленное поселение;
- огороженный/изолированный район города.
И такой разброс в понятийном сегменте существовал даже несмотря на то, что корни понятия кроются в венецианском диалекте, на котором исходное слово «ghetum» обозначало всего лишь литейную фабрику. Напрашивается закономерный вопрос: тогда при чем здесь евреи?
Дело в том, что представители еврейской диаспоры, будучи весьма сплоченной – в силу и социальных, и религиозных причин, – этнической общностью, всегда старались селиться компактными группами. Так они могли сохранить свои традиции даже в условиях агрессивного окружения с периодическими гонениями на иноверцев.
Уровень развития культуры и ремесел в таких анклавах зачастую был существенно выше, чем в «вольных» частях города, однако этот фактор практически не влиял на материальное благосостояние евреев, которые испытывали нужду и жили в постоянном страхе из-за систематических погромов и расправ со стороны местных жителей.
Хотя попытки дистанцироваться от «чужаков» существовали во все времена, сам факт выделения обособленных мест для проживания дискриминируемых меньшинств имел место задолго до XVI века.
Впервые это явление было закреплено юридически в 1239 году, когда власти испанского сообщества Арагон отдельным указом заставили еврейское население жить и работать исключительно в пределах выделенного для этого городского района.
Итак, разделение такого рода уже существовало, но названия для него еще не придумали. Эта сомнительная честь принадлежит итальянским властям, решившим спустя три столетия перенять арагонскую практику притеснения евреев, руководствуясь их религиозными и национальными «несоответствиями».
Так, в Венеции местом для еврейского поселения оказался островной райончик Ghetto Nuovo – окруженная тремя мостами и достаточно обособленная территория вокруг только что построенной литейной мастерской.
Когда в 1516-м власти издали специальное предписание, запрещающее евреям селиться вне пределов выделенного для этого квартала, возникло понятие Ghetto di Venezia. Именно оно впоследствии стало нарицательным. Почему?
Что это по сути
Официальному закреплению, равно как и популяризации термина и явления, способствовал папа римский Джанпьетро Карафа (он же – Павел IV), имевший большой инквизиторский опыт.
Именно он, едва водрузив на свое чело папскую тиару, в 1555 году издал буллу, в силу которой на всех подконтрольных Святому Престолу территориях начали изгонять евреев из «вольных» районов и принудительно поселять их в особых кварталах.
На выходах из таких районов непременно стояли стражники, а еврейскому населению воспрещалось покидать гетто с наступлением темноты и во время христианских праздников. Зато в дневное время выйти можно было почти без проблем, если только на выходящем был специальный отличительный знак (обычно желтый) и иудейский головной убор.
И хотя многие обитатели таких поселений оказывались весьма зажиточными, на их благосостояние ощутимо влиял дополнительный запрет: территорию гетто нельзя было расширять. Однако с постепенным ростом населения ухудшалась и инфраструктура гетто, и социальное положение:
- дома разрастались;
- улочки сужались;
- уровень жизни катастрофически падал;
- риск возникновения эпидемий возрастал многократно.
Неудивительно, что впоследствии слово «гетто» стало ассоциироваться с рассадником грязи, заразы и нищеты. Несмотря на это и другие факторы – например, ужасающие условия и проблемы с гуманностью, – подобная система обособления еврейской диаспоры достаточно быстро распространилась по другим странам.
И хотя в соответствии с требованиями времени европейские многие гетто стали обносить глухой стеной, постепенная либерализация общества поспособствовала упразднению большинства еврейских кварталов уже к рубежу XVIII—XIX веков. Часть закрылась окончательно, в иных меры были ослаблены до возможного минимума.
Ну а сама система, просуществовавшая несколько столетий, начала утрачивать былую актуальность к середине XIX века. Это постыдное явление постепенно сдавало свои позиции более совершенным и гуманным системам, и в первую очередь – системе гражданского права, вводимую Наполеоном I на завоеванных им территориях.
К 1870 году на большей части Европы гетто были ликвидированы, а сама система – упразднена. Но увы – эта практика возродилась с приходом мировых войн…
Новейшая история гетто
Понятно, что для любой власти жизненно важно укрепить свое положение, а еще лучше – распространить свое влияние как можно более всеобъемлюще.
Так, в частности, для Третьего Рейха еврейские кварталы превратились и в основную цель, и в перевалочные пункты, через которые сотни тысяч людей направляли в концентрационные лагеря.
В Германии, например, еще известно франкфуртское гетто, образованное еще в 1460 году, откуда было депортировано более 11 000 евреев и откуда, кстати, берет начало династия Ротшильдов.
Однако гораздо более печальную славу обрело знаменитое варшавское гетто, созданное нацистами в 1940-м и вмещавшее в себя около 450 000 евреев на территории в 4,5% от площади Варшавы.
Трагедия в том, что за два года существования гетто его население сократилось до 37 000 человек, а как именно были уничтожены остальные – это самая черная страница истории человечества.
Что касается современной практики разделения, то как явление гетто оказались на редкость живучими и все еще встречаются повсеместно. Правда, не всегда поселение в них принудительное – иногда это происходит в добровольном порядке, только с использованием более «лояльных» определений.
Например, все чаще в контексте с гетто можно услышать слова «анклав», «квартал», «резервация». Те же китайские кварталы в США – практически достопримечательность, куда можно сходить за экзотическими товарами или просто с туристическими целями.
Одновременно с этими образованиями существуют «цветные» и «черные» гетто (испанские, латиноамериканские, индейские, афроамериканские и т.д.), и все они поражают уровнем преступности.
Это постоянный источник социальных конфликтов, когда люди не могут интегрироваться в окружающее общество и продолжают жить по диким законам небольшой замкнутой системы, вызывая недовольство местного населения.
Вместо заключения
Как и семь веков назад, существующие сегодня гетто непосредственно связаны с диаспорами. Проблема религиозной принадлежности стоит на третьем месте после расовой сегрегации и национального вопроса.
И только выверенная государственная политика и наша с вами личная толерантность способны сохранить баланс.
Знакомство с культурой, обычаями других народов, учебные программы могут стать спасением. Жить в ладу с теми, кто рядом, – этому ведь тоже нужно учиться!
Комментарии и отзывы (3)
В отличии от ситуации в нацистской Германии, сейчас ведь никто насильно не сгоняет людей определённой национальности в замкнутые пространства, приезжие сами селятся скученно, им так проще выжить в чужой стране. Такие места, которые можно назвать Гетто, есть и в Москве, я как-то в такой район зашёл, там живут выходцы из СНГ, таджики, узбеки, мне там не очень понравилось, как будто в другую страну попал.
Сейчас еврейских гетто и не сыскать, всё больше разные беженцы и эмигранты отгораживаются от коренного населения. Не знаю потворствуют ли этому власти принимающей стороны, но будь я на месте властителей, не допустил бы такой обособленности внутри городов.
Считаю, что иностранцев нужно ассимилировать, а для этого они должны быть погружены в соответствующую общественную атмосферу, их дети должны посещать обычные школы и эти семьи должны жить среди аборигенов, а не в своем отдельном мирке.
Гетто — это признак нетерпимости и отсталого мышления. Надеюсь, подобная практика больше никогда не повторится.
Ваш комментарий или отзыв