Что такое местничество в истории — определение, истоки, особенности и оценка и отмена местничества
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В допетровские времена порядок назначения должностных лиц был совершенно иным.
Он зависел не от деловых и личностных качеств чиновника, а от знатности его боярского или княжеского рода.
Подобная практика называлась местничество и была отменена только в конце XVII века царем Федором Алексеевичем.
Давайте вместе посмотрим в чем заключался такой порядок, каковы его преимущества/недостатки и почему в итоге он был заменен на «Табель о рангах».
Определение понятия Местничество — что это
Местничество — это порядок распределения государственных должностей в соответствии со знатностью рода, который был распространен в России до 1682 года.
Оно привело к монополизации власти князьями и представителями боярского сословия, одновременно сдерживало включение во властную вертикаль поместного дворянства. Отчасти было заимствовано из законодательства Литвы и Польши.
Система местничества формировалась с середины XV века после включения в Государев Двор (институт социальной организации феодального сословия) князей служилых, статус которых нужно было соотносить со старомосковскими боярскими родами.
Окончательно местничество сложилось в середине XVI века.
На протяжении всего периода существования система постоянно изменялась благодаря включению в нее новых возвышавшихся родов.
Истоки и суть местничества
Определение местничества подразумевает следующую логику назначения на должности: чем выше по статусу род, тем более высокий пост в государственной иерархии занимал его представитель.
Также принималось во внимание, какие должности имели предки и как долго они на них находились. Например, наличие деда боярина ценилось выше, чем отца. Учет шел исключительно по мужской линии.
Большое доверие к чиновникам из знатных родов объяснялось их хорошим образованием, уровень которого в допетровские времена зависел от положения семейства в обществе.
Однако подобная практика создавала условия для складывания закрытой боярско-княжеской группировки, которая монополизировала право на власть и нередко действовала только в своих интересах.
На основании норм местничества осуществлялось назначение на основную массу государственных должностей. Отслеживали правильность процедуры разбиравшиеся в генеалогии родов дьяки Разрядного приказа, фиксировавшие все назначения. Все данные каждый год заносились в разрядные книги и влияли на очередные назначения.
Особенности местничества по сферам управления
В зависимости от сферы управления и органа госвласти система местничества действовала неодинаково.
- Центральное управление. Через местничество в основном назначались судьи, в приказной системе оно проявлялось меньше, так как более низкие по статусу должности родовитые не занимали.
- Воинская служба. Порядок назначения определялся «Приговором о местничестве» 1550 года. Наиболее высоко в иерархии стоял воевода большого полка, на должность которого и назначался самый знатный кандидат.
- Придворная служба. Местничество в этой сфере «разбавлялось» сложившейся практикой назначения на посты руководителей дворцовых ведомств фаворитов правящей династии или лиц, связанных с ней родством.
- Боярская дума. Местничество отсутствовало, так как процедура вхождения в этот орган не регламентировалась разрядами.
Историческая оценка местничества
Большинство историков рассуждая, что такое местничество в истории, дают негативную оценку этому явлению.
Формирование категории служилых людей по родовитости нередко приводило к непродуманным, ошибочным и неэффективным решениям.
Особенно остро этот недостаток проявился во время Смуты, когда бояре зачастую действовали непатриотично, пренебрегая интересами государства.
В числе положительных сторон местничества называется способность этой системы приводить к компромиссу служилую аристократию, точно определяя уровень должности для каждого претендента.
Так как знать на Руси включала представителей старомосковского боярства, родов из вновь присоединенных территорий, беглых литовско-русских аристократов и служилых татар была велика вероятность борьбы за право занимать вышестоящее положение.
Существование регулирующей системы снижала вероятность подобного противостояния.
Местнические споры
Между представителями аристократических группировок иногда возникали споры, основным предметом которых был вопрос о том, кто знатнее, и кто вправе занимать тот или иной пост. Вопрос решался самим монархом либо служилыми Разрядного приказа.
В 1559—1584 годы известно не больше 50 фактов подачи челобитных либо споров о местничестве. Так как в ряде дел принимали участие несколько лиц реальное количество споров за этот период не превышает 35. Все они связаны с противоречиями военных чинов. По поводу придворных должностей было всего 3 челобитных.
Чаще всего челобитчик проигрывал и получал назначение ниже рангом, чем ответчик. Иногда воевод специально рассылали в разные города (разводили), чтобы они не пересекались друг с другом.
Отмена местничества и его место в истории
Год отмены местничества в России — 1682. Это было сделано во время совещания служилых людей по отечеству, которое имело статус, аналогичный Земскому собору.
По замыслу царского правительства Федора Алексеевича уход от практики назначения на должности по родовитости должен был укрепить вооруженные силы страны.
Местничество в истории — это система, которая около двух веков определяла порядок назначения на государственные должности. Ее существование позволило сформировать аппарат чиновников, исключив тяжелые войны за власть.
При этом игнорирование личных и деловых качеств кандидатов часто приводило к ошибочным решениям. Отмена местничества привела к формированию новой системы продвижения по госслужбе, основанной на принятом в 1722 году «Табели о рангах».
Комментарии и отзывы (1)
В той системе была определенная логика, чтобы так распределять государственные должности, хотя бы из-за образования, но отсутствие конкуренции явно не мотивировало на безупречную службу.
Ваш комментарий или отзыв