Что такое демпинг — определение, цели, виды и последствия, плюсы и минусы демпинга, борьба с ним
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Живя в эпоху рыночной экономики, невозможно не пытаться понять суть и перспективу развития сложных процессов рынка .
Сегодня мы разберем, что такое демпинг, в чем он выражается, и какие цели преследует.
Определение понятия демпинг — что это
Демпинг — это продажа товаров по ценам ниже затрат на их производство. Эту практику используют, чтобы получить конкурентное преимущество и захватить долю рынка или избавиться от излишков товара. Такие действия могут пошатнуть ситуацию на рынке и привести к убыткам компаний-конкурентов.
Сложное нужно рассказывать простыми словами, поэтому начну с примера. Допустим, пошли вы однажды в магазин прикупить себе пару кроссовок и увидели, что на витрине обувь от производителя «Х» в 3 раза дешевле равноценных кроссовок от производителя «Y».
Естественно, что вы и другие покупатели, не раздумывая, купили продукцию марки «Х». Это и есть демпинг со стороны производителя «Х», он сознательно пошел на резкое снижение цены для завоевания рынка сбыта.
Другой пример: многие россияне делают покупки на сайтах иностранных интернет-магазинов. Несколько лет назад популярный ныне китайский сайт с помощью небывало низких цен практически полностью «увел» российских клиентов из аналогичных магазинов других стран.
Впоследствии цены немного поднялись, но «прикормленные» клиенты остались покупателями китайского поставщика. То есть продавец демпинговал для формирования рынка сбыта.
Вывод: демпинг – это способ конкурентной борьбы с целью увеличения товарооборота и в результате к увеличению доходности компании.
В прямом переводе с английского языка (dumping) «демпинг» означает «сбрасывать». То есть это сознательное действие, направленное на «сброс» цен или товара.
Подобный прием используется производителями (продавцами, поставщиками) как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Как правило, демпинг применяется в краткосрочном режиме, долго держать цены на уровне себестоимости или даже ниже ее затруднительно даже для крупных компаний.
Не всякое снижение цен на товар следует относить к демпингу.
Стоимость может быть снижена и вследствие следующих причин:
- минимизация затрат на производство товара;
- оптимизация продаж;
- эффективность применяемых приемов маркетинга (в том числе – акций).
Признаком того, что снижение цены демпинговое, является направленность воздействия на конкретный объект, а именно: на конкурентную среду (на конкурентов).
Из-за чего начинают демпинговать
Принято различать несколько видов демпинга в зависимости от причин, для которого данный прием применяется:
- Спорадический возникает из-за необходимости избежать перепроизводства продукции или для того, чтобы продать излишки со складов. Например, снижение цен на сезонную продукцию (так, яблоки во второй половине лета практически в 2 раза дешевле, чем зимой);
- Преднамеренный заключается в умышленном снижении цены. Например, для вытеснения конкурента с рынка;
- Взаимный предполагает встречное демпингование со стороны внешних или внутренних поставщиков (производителей).
Плюсы и минусы демпинга
Положительные моменты:
- это позволяет потребителям приобрести товары или услуги по низким ценам;
- демпингуя, малый бизнес может занять свою нишу на рынке сбыта;
- низкая цена привлекает внимание к новому товару на рынке.
Отрицательные последствия демпинга:
- снижение доходов компании, применяющей данный прием и как следствие, истощение (нет возможности вкладываться в развитие);
- негативная реакция конкурентов (возможно встречное демпингование и скатывание в ценовые войны);
- негативная реакция потребителя на демпинговый товар после установления на него нормальной цены (отказ от приобретения).
Сложно ли демпинговать в России
Запрета на демпинг в РФ нет, но государство следит за тем, чтобы иностранные поставщики (производители) не продавали в нашей стране продукцию по демпинговым ценам.
Это достигается методом применения антидемпинговой пошлины на ввозимые из-за рубежа товары. Пошлина устанавливается индивидуально после проведения специального расследования, в зависимости от убытков, причиненных демпинговыми ценами отечественному производителю.
Что касается демпинга на внутреннем рынке, то его негативные последствия при проведении тендеров (конкурсов на выбор поставщика товара или услуг) регулируются Федеральным Законом (ФЗ) РФ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
В частности, данный ФЗ регламентирует, что при проведении тендеров поставщик товара или услуги должен доказать свою благонадежность, а не просто выставить минимальную цену и выиграть торги.
Закон обязует каждого претендента на победу в торгах внести страховую сумму, в 1,5 раза превышающую сумму контракта. Если размер контракта меньше 15 млн. руб., то свою благонадежность поставщик может подтвердить, предъявив уже выполненные аналогичные контракты. Эта мера позволяет защитить потребителя от недобросовестных поставщиков.
Итого
Вывод: демпинг – это эффективный инструмент в экономике. Его разумное применение способно помочь начинающему предпринимателю занять свою нишу на рынке. Но иногда демпинг может спровоцировать крах даже крупной компании.
Читайте наш блог, вы получите много полезной информации!
Комментарии и отзывы (2)
Ничем хорошим для потребителя демпинг точно не закончится, ведь когда крупная компания расчистит себе поляну от конкурентов, цены поднимет так, что всё отыграет, а вот потребитель, оставшись наедине с монополистом, проиграет.
«Чёрная пятница» — это тоже демпинг, хотя и очень краткосрочный. Почти никто не покупает товары по нормальным ценам — все топают туда, где «сумасшедшие скидки». Хотя по факту, остаются в проигрыше — так как купили туфту какую-то.
Ваш комментарий или отзыв