Что значит утилитарный и что такое утилитаризм – определение и сфера употребления понятий
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Стремление к личной выгоде для современников стало нормой, воспитываемой с юных лет. Где-то такие этические нормы проявляются ярче, где-то – слабее, и единственная разница, что в одних ценностных системах призывают опираться на закон, а в других прививают необходимость учитывать мнение окружающих людей.
На этом фоне в моральной философии выделяется такое направление, как утилитаризм, подчеркивающий важность повышения общего уровня счастья. Разобравшись, в чем его суть, мы легко поймем, что значит «утилитарный» и в каких случаях употребляется это слово.
Понятие Утилитарный – это какой
Утилитарный — это значит имеющий практическое назначение или направленный на достижение практических целей, извлечение материальной пользы.
Значение этого термина непосредственно связано с исходным смыслом оригинальной латинской основы «utibilis», от которой затем и произошло прилагательное «utilitas», трактуемое как:
- «пригодный»;
- «выгодный»;
- «полезный».
Таким образом, «утилитарный» – это подход или знания, имеющие сугубо практическое назначение и/или направленные на такие цели.
Слово чаще всего употребляется в качестве синонима для определений «прикладной» и «выгодный», поскольку его прямой смысл восходит корнями к понятиям:
- «прагматический»;
- «практический».
В общеупотребительном контексте утилитарными обычно называют вещи, непосредственно влияющие на возможность достижения цели с положительным практическим результатом, зачастую связанным с извлечением пользы или получением какой-либо выгоды.
Например, прогулка с друзьями – пустая трата времени на бесполезные развлечения, однако в случае, когда укрепление социальных связей позволит добиться каких-то выгодных целей (более простым путем или вообще в принципе), мероприятие становится полезным в утилитарном плане.
Нередко понятие утилитарности используется применительно к некоторым категориям техники – многие слышали, наверное, такое сочетание, как «утилитарный квадроцикл», «утилитарный снегоход» и т.д.
В этом контексте подразумевается определенный комплекс классических требований («утилитарный» используется как синоним слову «практичный»):
- надежность (способность выдержать экстремальные нагрузки);
- простота обслуживания, включая параметры ремонтопригодности и пул аксессуаров;
- тяговитость;
- доступность для покупки (включая такие критерии, как наличие в магазинах конкретного региона и экономически оправданная цена).
В некоторых случаях имеет место ошибочное смешение понятия «утилитарный» с определением «утилитаристский», подразумевающим прямую связь с утилитаризмом, что не всегда верно.
Определение понятия Утилитаризм в философии
Утилитаризм — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
Утилитаризм – это категория морально-этическая, сформулированная английским правоведом и социологом Джереми Бентамом в начале XVIII века. В этот период шла активная интеграция утилитаристских идей в государственные структуры – в частности, по гуманизации уголовного законодательства и по отказу от чрезмерно суровых наказаний.
Бентам видел суть морали в некой общей пользе, так называемом общем благе, под которым подразумевал «максимум счастья максимального числа людей», и подчеркивал, что эта общая польза никак не связана ни с корыстью, ни с личной выгодой, ни с эгоизмом вообще.
Что касается оценки счастья, то его количество рассчитывается с учетом всех участников, получивших выгоду от последствий некоего события: если единицы оказались в проигрыше, но общество в целом довольно, то действие считается приемлемым.
Например, рассматривается необходимость выселения из родового поместья одной семьи для создания бесплатного санаторно-курортного комплекса – стоит идти на такой шаг или нет? И получается, что да, потому что это вполне коррелирует с концепцией общей пользы.
И это понятно, поскольку главный принцип этой концепции основывается на приоритетности оценки не конкретного поступка, а конечного результата, ориентированного на наибольшее благо (то есть полезность для наибольшего числа людей).
Иными словами, упор здесь делается и на мораль, и на нравственность, а любой выбор действий должен непременно соотноситься с достижением высшей цели, выгодной максимальному количеству индивидов.
По сути, в основе утилитаризма кроются сразу несколько концепций, ориентированных на теорию моральной ценности, связанной с последствиями выбора действия:
- гедонизм – стремление к удовольствию;
- эвдемонизм – стремление к счастью;
- консеквенциализм – нравственность хорошего результата.
В рамках такого синтеза происходит переход от описательной модели к предписательной, когда выбор между личным и общественным вообще не делается. То есть, сторонники утилитаризма стремятся к повышению уровня счастья всех людей на финальном этапе, даже если промежуточный результат может показаться неприемлемым для единичных членов общества.
Историческая эволюция утилитаризма
К рубежу XIX – XX веков идеи утилитаризма получили достаточно широкое развитие в работах авторов из Австрийской экономической школы, которые оказали довольно ощутимое влияние не только на этический подход к товарно-денежным отношениям, но и в целом на политическую мысль нового века.
Теперь утилитаризм затрагивал проблемы не одного лишь репрессивного законодательства, но и поднимал вопросы доступа большего числа граждан к различным социальным благам. Представители направления критиковали государство за упор на идеологию вместо обеспечения людей достаточным набором товаров и услуг.
Наконец, в XXI веке речь зашла о биоэтике и трансгуманизме – теорий, продвигающих гедонизм в качестве основополагающей нравственной ценности, крайне важной для всей биосферы. Особая роль здесь отводится новейшим технологиям и научным разработкам, которые позволяют выявить маркеры удовольствия и частично их настроить.
Сторонники нового утилитаризма предполагают, что при помощи психотропных препаратов и специальных методик можно добиться искусственного изменения психики, благодаря чему человек сможет настраиваться на счастье от полезной – с материальной точки зрения – деятельности.
При этом каждый член общества будет иметь возможность для того, чтобы самостоятельно избавиться от бесполезных негативных проявлений психики, ослабляющих мотивацию, например:
- от боязни полетов – когда это мешает в работе;
- от пристрастия к алкоголю – если это ведет к саморазрушению, отвлекает от семьи и т.п.
Впрочем, поднимается вопрос и о гуманности подобных манипуляций. Существуют «апокалиптические» теории, в рамках которых выбор действий, нацеленных на «общее благо», может оказаться фатальным.
Вместо заключения
Утилитаризм – хоть и востребованная, но достаточно неоднозначная концепция, изобилующая проблемами с моральной стороной вопроса. В частности, как быть с жертвами промежуточных результатов, которые страдают сейчас при том, что плодами утилитарного подхода смогут воспользоваться лишь будущие поколения?
А будут ли довольны люди, ставшие ступенькой к счастью неизвестно кого? Кроме того, по ряду причин высшие цели могут и не быть достигнуты, хотя безнравственные действия ради них уже совершены.
Вот почему важно соблюдать баланс между потенциальной выгодой и способами ее получения.
Ваш комментарий или отзыв