Амплуа — неизвестные грани знакомого слова
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Сегодняшняя тема интересна тем, что, несмотря на кажущуюся осведомленность, детальное погружение в значение слова «амплуа» наверняка откроет нам кое-что неожиданное.
Ведь что по сути мы знаем? Думаю, маловато: амплуа – это что-то связанное с театром и типами ролей, в которых актер выглядит наиболее естественно и реалистично.
И это все, не так ли? Так давайте разберемся!
Что такое амплуа в прямом смысле
Начнем с того, что слово «emploi» пришло к нам из французского языка, где оно использовалось в значении «роль, применение, должность, профессия, занятие». Есть похожий глагол и в английском языке – «employ» («использовать, нанимать, употреблять, держать на службе»).
В современном русском языке «амплуа» – слово нулевого склонения, среднего рода, произносится с ударением на последнем слоге.
Сегодня это понятие используется в основном в трех контекстах – культурном, спортивном и политическом.
Например:
- Нежной, хрупкой и доброжелательной красавице Шарлиз Терон превосходно далось амплуа безобразной женщины-убийцы в картине «Монстр».
- Картер – отличный вингер, но вчера на площадке неплохо проявил себя и в амплуа инсайда.
- Бывший адвокат в амплуа лоббиста – одна из самых распространенных в политике практик.
Понятно, что самая «родная стихия» этого термина – театральная сфера, в которой амплуа как специализация мужчин-актеров начала формироваться еще во времена античной драмы.
Как оно развивалось со временем и как перекочевало в спорт – об этом будет сказано чуть ниже.
В переносном смысле амплуа — это...
Сегодня вне специфического контекста слово «амплуа» чаще используется в переносном смысле.
В Новом словообразовательном словаре Т.Ефремовой амплуа трактуется как круг интересов, сфера деятельности, род занятий, социальное положение или роль в определенном сегменте общества.
Амплуа — что это в театральной сфере
В древнегреческом театре, когда актерами могли быть только мужчины, их «классификация» по амплуа была обусловлена четким разделением постановочных произведений на комедию и трагедию. Каждый из этих видов драмы требовал наличия у исполнителя определенных данных и способностей к соответствующему стилю игры.
Возможно, как раз по этой причине в Древней Греции все актеры были либо трагиками, либо комиками, и свое место в той или иной труппе они получали в зависимости не только от характера своего дарования, но и от целого комплекса внешних данных – роста, степени привлекательности, телосложения, манеры себя держать и даже тембра голоса.
Такой подход к разделению актеров со временем превратился в устойчивую систему типов в драматическом искусстве, которую постепенно переняли почти все европейские театры. Кроме английского.
В XV-XVI веках (и особенно во времена Шекспира) на английской сцене не существовало никакой театральной системы, хотя сам факт, что все женские роли исполнялись мужчинами, создавал достаточно веские предпосылки для ее возникновения.
Однако к XVII веку, с утверждением классицизма во всех видах искусства, в большинстве театров Старого Света появились теоретические обоснования для внедрения системы амплуа.
В этой классицистической системе каждый претендент на роль должен был обладать как можно более полным набором внешних признаков, соответствующих типажу своего будущего персонажа, например:
- герой – привлекательный, выше среднего роста, лицо выразительное и одухотворенное, волосы предпочтительно светлые, широкие плечи, длинные ноги, тонкая талия, голос богатого диапазона. Примерно так же должен был выглядеть и герой-любовник;
- злодей (интриган) – среднего или низкого роста, лицо невзрачное, зачастую с дефектами кожи, голос либо слишком грубый, либо очень высокий, глаза пронизывающие или безразлично-холодные;
- опекун – среднего или высокого роста, достойная осанка, умеренная полнота, волосы с проседью, глаза добрые или немного печальные, голос – предпочтительно баритон;
- инженю – небольшой рост, хрупкое телосложение, искреннее и простодушное выражение лица, волосы предпочтительно светлые, нежный и приятный голос.
Наряду с этим при формировании театральных трупп обязательно набирали специальных актеров, чьи данные подходили под амплуа травести. Это были, как правило, стройные невысокие юноши, исполнявшие женские и детские роли.
Нередко по ходу пьесы им приходилось несколько раз переодеваться, чтобы перевоплотиться в другого персонажа – шута, проказника, фата или статиста.
В русском театре система амплуа даже была письменно зафиксирована – это сделала Екатерина Великая в 1766 году, когда по ее поручению чиновники составили «Роспись» по специализации актеров и актрис для императорских театральных трупп.
Согласно этому документу, в штате труппы должны были присутствовать актеры с такими амплуа, как:
- трагический и комический любовники;
- благородный отец (пер-нобль);
- подьячий;
- старец, старуха;
- резонер;
- два наперсника;
- двое слуг и две служанки;
- несколько любовниц (трагических и комических).
С развитием сценического искусства в театральной практике появились новые амплуа, а при формировании трупп актеров стали дифференцировать и по другим признакам – социально-бытовым, национальным, возрастным и т.д.
В современном театре система амплуа как таковая утратила свою актуальность, хотя негласная типизация актеров все еще имеет место.
Особенно это касается исполнителей, ограниченных в профессиональном плане – то есть тех актеров, кому удается превосходно реализовать образы какого-то одного направления, типа характера.
Амплуа в спорте
У профессиональных игроков и рьяных болельщиков вряд ли вызовет затруднение такая тема, как амплуа в волейболе – они и сквозь сон расскажут вам все о позициях на площадке и задачах каждого из членов команды.
В принципе, разобраться здесь не так уж сложно, ведь амплуа игроков в волейболе всего пять:
- нападающий (он же диагональный) – обычно этот игрок не участвует в приеме, но может участвовать в блоке. Его задача – атаковать, что он и делает со своего места на диагональной линии от краев сетки;
- доигровщик – игрок-универсал, поскольку может участвовать и в атаке, и в приеме, и в защите. Его основная задача – «доигрывать» неудачные и плохо доведенные подачи и осложнять соперникам прием мяча;
- связующий – игрок-плеймейкер или пасующий, который своим ударом по мячу создает для нападающего максимально выгодную позицию;
- центральный блокирующий – обычно это самые быстрые и рослые игроки в команде, обладающие молниеносной реакцией, необходимой для блокирования передач соперника;
- либеро – «свободный» игрок, не участвующий в нападении и блокировании. Его функции – сугубо защитные.
Примечательно, что члены команды владеют всеми игровыми элементами, используемыми на площадке, но их амплуа формируется из особенностей тех функций, которые они умеют выполнять лучше других игроков.
В этом и заключается сходство между амплуа актера и амплуа игрока в волейбол.
Комментарии и отзывы (2)
Не знал, что слово «амплуа» в повседневности мы используем в переносном смысле. Оказывается, у него несколько значений.
В командных видах спорта каждому игроку отведена своя роль, собственно, это и есть амплуа, хотя у меня этот термин все же больше ассоциируется с актёрской, а не спортивной деятельностью.
Ваш комментарий или отзыв