Что такое мюзикл и в чем его уникальность
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Найти универсальный жанр, который бы пришелся по нраву каждому, – задача нереальная.
Однако мюзиклы близки к этому, поскольку сочетают в себе не только танцы, хореографию и любимые музыкальные произведения, но и забавные диалоги, что позволяет удовлетворить запросы максимально широкой аудитории.
Где и когда зародилась эта концепция, как она менялась со временем и чем стала к настоящему моменту, разберемся по порядку.
Уникальное произведение
Термин заимствован из английского языка в советскую эпоху, при этом оригинальное «musical» – результат сокращения от «musical comedy», что буквально переводится как «музыкальная комедия».
Отбрасывание слова «комедия» из названия жанра оказалось пророческим, поскольку сегодня эта составляющая стала необязательной, а само понятие обрело достаточно узкое значение:
Мюзикл – это особый жанр музыкально-сценического искусства, представляющего собой гармоничное сочетание нескольких театральных форматов (драматического, музыкального, хореографического, вокального и пластического).
И хотя мюзикл как жанр считается относительно новым, корни у него достаточно древние, чтобы говорить об античном происхождении. Так, еще на заре V века до н.э. в греческом театре стали практиковать включение музыки и танцев в развлекательные постановки, а чуть позже – элементы политической и социальной сатиры.
Римляне же, переняв практически все формы и каноны греческого театра, добавили в такие постановки и немного своего. Так, в частности, обувь актеров стали подбивать металлическими пластинами, что давало возможность зрителю слышать каждое движение танцоров, а самих постановщиков эта «инновация» заставила задуматься о важности спецэффектов.
Но в любом случае – на всех этапах эволюции жанра – ключевыми составляющими мюзикла были и оставались три компонента:
- музыка (обычно это от 4 до 6 основных тематических мелодий или ряд песен, музыкально связанных с основными мелодиями);
- лирика (элемент, который вместе с музыкой формирует музыкальную партитуру);
- либретто (непосредственно «пьеса», она же – «история показа», представляющая собой разговорную/невокальную часть).
Во второй половине XIX века искусствоведы спорили, нужно ли выделять мюзиклы в отдельный жанр, ведь их особенности были почти как у классической оперетты. Однако, если оперетта тяготела к воспроизведению канонов, создатели мюзиклов позволяли себе экспериментировать.
Благодаря этому, мюзикл вскоре превратился в особую театральную форму, где музыке отводится не какая-то из главных ролей, а всего лишь роль одного из средств сценического монтажа – равно как и хореографии, пластике, постановочным эффектам и т.д.
Стремительное развитие жанра
Время шло, стали появляться новые выразительные средства, костюмы и спецэффекты, композиторы все чаще обращались к современным музыкальным направлениям, хореографы старались использовать популярные у обывателя танцы и пластические элементы.
Уже к XX веку все ощутимее чувствовалось влияние таких жанров, как:
- традиционная оперетта (с учетом национальной и жанровой специфики);
- комическая опера (особенно сентиментально-мелодраматического толка);
- водевиль;
- бурлеск.
Нашла свое отражение в развитии мюзиклов и эстрада – например, джазовые мотивы, весьма популярные в начале 1940-х, или возникновение целого направления на основе рока с вплетением библейских сюжетов.
Со временем мюзикл сформировался в самостоятельный музыкально-сценический жанр, пусть и носящий признаки близкого родства с опереттой и следующий традициям преемственности с ней.
Первой вехой в истории зарождения жанра большинство искусствоведов называет постановку «Black Crook», которую зрители увидели на нью-йоркской сцене в сентябре 1866-го.
И хотя этот мелодраматический музыкальный спектакль был отлично принят аудиторией, до конца 19 столетия моду задавали английские представления в духе «Хористки» Джорджа Эдвардса.
Яркими чертами таких постановок стали:
- большая зрелищность – мюзиклы старались превратить в эффектные шоу, как правило, роскошные;
- отсутствие собственной драматургии – в мюзиклах обычно нет собственного сценария, в качестве которого чаще всего используются переработанные либретто опер, истории из жизни, адаптированные литературные произведения либо пьесы, созданные для драматического театра;
- эклектичность – имеется в виду стилистическая раскованность и более богатое музыкальное разнообразие, включая заигрывание с роком, джазом и другими эстрадными элементами;
- динамичность – мюзиклы строятся на драматической коллизии, поэтому в них всегда присутствует и напряжение, и саспенс;
- упор на вокальную составляющую – разнообразие песенных форм;
- привлечение популярных артистов.
Влияние новой американской культуры усилилось в 1920-х с появлением так называемых новых американских композиторов (Д.Гершвина, Д.Керна, К.Портера), в числе которых оказались не менее талантливые эмигранты типа Р.Фримля, В.Херберта, З.Ромберга.
Теперь либретто перестали заимствовать у существующих опер, а начали адаптировать под нужды конкретного спектакля. В музыкальное сопровождение стали чаще включать джазовые композиции, а в хореографию – регтайм.
Это была классика начала XX века, не утратившая своей актуальности по сей день.
Незабытое старое
В период Второй мировой тренды несколько сместились, и вместо комбинации перепевок зрителям начали демонстрировать глубоко проработанную драматургию. Вкупе с выразительной игрой именитых актеров мюзиклы быстро завоевали расположение аудитории, о чем свидетельствуют такие нашумевшие постановки, как:
- «Оклахома!» (1943);
- «Карусель» (1945);
- «Юг Тихого океана» (1949).
Последующий этап развития мюзикла характеризуется возникновением более мрачных, философских настроений и усилением значения хореографии, как это произошло с «Вестсайдской историей» (1957), где драматичный сюжет сочетается с танцевальной экспрессией. Завораживающий контраст оценили даже самые суровые критики.
Настоящим расцветом мюзикла в качестве самодостаточного жанра можно назвать эпоху 1960 –1980-хх. Влияние рока впервые обозначил спектакль «Волосы» (1967), а затем продолжил британец Эндрю Ллойд Уэббер, ставший основным «поставщиком» мюзиклов для постановки в театрах на Бродвее.
Его уникальные произведения (а это около двух дюжин мюзиклов!) и сегодня встречают с восторгом на театральных подмостках во всех уголках мира:
- «Иисус Христос – суперзвезда» (1971);
- «Эвита» (1978);
- «Кошки» (1981);
- «Звездный экспресс» (1984);
- «Призрак Оперы» (1988);
- «Бульвар Сансет» (1993) и многие другие.
И хотя количество постановок периодически снижается, роскошные декорации, костюмы и высокий уровень подготовки артистов до сих пор обеспечивают этим спектаклям полные аншлаги. И это понятно: перед зрителем на сцене буквально разыгрывают полноценный фильм с одного дубля.
К концу прошлого тысячелетия более четко обозначился формат рок-оперы. Новое направление демонстрировало эволюцию мюзиклов и давало толчок жанру оперы, используя вместо классической музыки современную и разговаривая с аудиторией на красивом, но близком и понятном языке.
Современный взгляд
Мюзиклы из легкомысленных театральных постановок всего за сотню лет развились в самостоятельный жанр, где есть место и комедии, и трагедии, и прозаической повседневности.
Параллельно существует несколько форматов создания мюзикла:
- переосмысление и переработка чужих историй/песен для включения в новую постановку;
- создание либретто и музыки с нуля (специально под конкретную историю).
Первый вариант обычно используется при создании киномюзикла, тогда как театральные версии чаще базируются на втором.
Не знаете, как развлечь себя и близких? Попробуйте мюзиклы: шутки, любовные истории, детективные перипетии – там есть все!
Ваш комментарий или отзыв