Что такое стартап — назначение, виды, причины неудач и советы стартаперам

Обновлено 23 января 2024 Просмотров: 20 646 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Даже самый «крутой» бизнес начинается, как правило, с небольшого проекта. Сегодня этот процесс называют «стартап».

Проанализируем в этой статье, что такое стартап, какие виды стартапов бывают, и как выбрать стартап для начала собственного бизнеса.

Стартап

Определение стартапа – что это

Вы, наверно, заметили, что практически все термины в самых разных областях человеческой деятельности имеют корни в иностранных языках. За примерами далеко ходить не надо: «апгрейд», «инфляция», «ваучер», «волюнтаризм», «рецессия» и много-много других.

«Стартап» в переводе с английского означает «стартующий». Перевод очень наглядно отражает основную суть термина: стартап – это начало какой-либо деятельности.

В экономике сущность понятия немного суживается, поэтому в экономическом аспекте стартап означает начало какой-либо коммерческой деятельности (т.е. деятельности, основная цель которой – получение прибыли).

Все они сходятся в одном:

стартап – это новый проект, пусть даже на базе уже реализованного ранее успешного стартапа.

Например, на улицах городов и сел есть таксофонные будки (будки, где установлены телефонные аппараты). Реализацию этой идеи стартапом уже не назовешь. А вот обустройство уличных будок, предназначенных для того, чтобы помолиться, пожалуй, можно назвать стартапом.

Таксофон

Как я понимаю, авторы идеи не стали брать мзду за совершение обряда. Но тот, кто захочет реализовать эту идею, допустим, у нас в стране, сможет брать за моленье небольшую плату.

Но не все так однозначно. Экономика – это наука, и термины, которыми она оперирует, порой толкуются более объемно, чем выглядят на первый взгляд. Посмотрите, как экономисты разных направлений толкуют термин «стартап»:

Наука
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Каждое из определений имеет право на жизнь. Рассмотрим кратко, что подразумевали авторы вышеуказанных определений:

  1. Трактовка первого варианта подразумевает, что новая компания создается для реализации какого-то одного бизнес-проекта, после чего закрывается.
  2. Второй вариант предполагает, что стартап – это коммерческий проект (бизнес-модель), в корне отличающийся от проектов, уже реализуемых на рынке. Итог реализации проекта зависит от актуальности и востребованности бизнес-идеи:
    1. либо проект закрывается как неперспективный,
    2. либо получает дополнительные инвестиции (от владельцев проекта или от внешних инвесторов, не важно) и развивается в полноценную компанию.

    Говоря простым языком, стартап – это «пробник» нового направления коммерческой деятельности.

    Примеры успешных стартапов, реализованных по этому варианту: Фэйсбук, энциклопедия «Википедия» и т.д.
  3. Стартап третьего варианта предполагает, что в качестве бизнес-идеи берется идея, результат реализации которой не предсказуем. Предприниматель не знает, будет ли продукт стартапа востребован, он действует на свой страх и риск.
  4. Четвертый вариант толкования термина подразумевает, что стартап – это бизнес-план, «обреченный» на успех и быстрый рост прибыли.

Кто такой стартапер

Человек, который реализует стартап по какому-либо из перечисленных направлений, называется стартапером.

Возможно 3 варианта:

  1. стартапер генерирует бизнес-идею, на ее основе формирует бизнес-план и продает его;
  2. стартапер – это предприниматель, который начинает дело «с нуля», а затем продает его уже как полноценный работающий бизнес;
  3. стартапер – предприниматель, реализует стартап «под себя», т.е. для развития собственного бизнеса.
Магнит

Стартапером может быть предприниматель-одиночка или же команда единомышленников.

Классификация стартапов

В зависимости от классифицирующего признака, стартапы подразделяются следующим образом:

Классификация

Этапы жизненного цикла стартапа

Стартап – это, прежде всего, коммерческий проект. Поэтому его жизненный цикл состоит из нескольких этапов:

  1. анализ бизнес-идеи, формирование общей концепции стартапа, определение целевой аудитории, которая будет заинтересована в продукте (товаре или услуге), создаваемом при реализации проекта. Этот этап называется посевным;
  2. разработка детального бизнес-плана, поиск инвесторов;
  3. создание пробного продукта (продукции или услуги) для анализа востребованности и для демонстрации потенциальным инвесторам;
  4. тестирование продукта, анализ недостатков, корректировка продукта. На этом и предыдущих этапах есть возможность вернуться к посевному этапу без особых финансовых потерь.

    Возврат к точке посева на более поздних этапах чреват финансовым крахом проекта;

  5. выпуск продукта на рынок. Реализация этого этапа невозможна без инвестиций. Поэтому, если источники финансирования к этому моменту не найдены, то на этом дальнейшая жизнь стартапа останавливается;
  6. анализ востребованности и актуальности продукта;
  7. определение судьбы стартапа в зависимости от предыдущего пункта:
    1. закрытие как неудавшегося проекта,
    2. переход от стартапа к полноценному бизнесу;
  8. дальнейшее развитие бизнеса самим стартапером или же продажа бизнеса третьему лицу.

Причины неудач

Реализация любых бизнес-идей, в том числе – стартапа, не всегда оказывается успешной и начинает приносить прибыль.

Причин тому множество, не всегда успех или неуспех проекта зависит от внешних факторов. Большая ответственность за провал проекта, как правило, лежит на стартапере.

Основные ошибки, совершаемые при реализации стартапа:

  1. неправильное распределение материальных, в том числе финансовых ресурсов. Например, аренда дорогого офиса, «раздувание» штата и т.д.;
  2. создание проекта «для всех», т.е. без ориентировки на потребности определенной целевой аудитории. Например, открытие небольшого магазинчика, в котором планируется продаваться и игрушки, и автозапчасти, и продукты. Посещаемость этого магазина будет очень низкая, следовательно, перспектива развития такого бизнеса практически равна нулю;
  3. отказ от реализации проекта на ранних стадиях его развития из-за возникших трудностей;
  4. нежелание привлекать специалистов для решения вопросов, лежащих вне компетенции стартапера. Например, это может касаться проведения рекламной кампании. Неудачная реклама может свести «на нет» все удачные начинания;
  5. высокий уровень технической сложности стартапа. Так, например, невозможно создать космический спутник, не имея специальных технологий и оборудования. Такой стартап заранее обречен на провал.

Актуальные направления для стартапа

Успех стартапа практически на половину зависит от актуальности и востребованности бизнес-идеи.

Проанализируем, какие направления стартапа сегодня в тренде:

  1. робототехника (как технологии производства, так и готовая продукция);
  2. энергетика (разработка новых видов топлива и минимизация стоимости существующего);
  3. медицина (мед.технологии, разработка новых лекарственных средств, новых методик лечения и реабилитации);
  4. IT-технологии (разработка прикладных программ для различных видов деятельности, создание интернет-платформ для поиска нужной пользователю информации, создание приложений для гаджетов);
    Гаджеты
  5. финансовые сервисы (разработка сервисов для упрощения финансовых операций и анализа финансов);
  6. сельское хозяйство (разработка новых методик для увеличения производительности аграрного и животноводческого направлений сельского хозяйства);
  7. образование (создание новых методик для качественного обучения);
  8. сфера обслуживания (например, новые методы обслуживания в ресторанном бизнесе, новые блюда и т.д.).

Советы начинающим стартаперам

Опытные стартаперы, имеющие на своем счету победы и поражения, рекомендуют тем, кто только планирует заняться стартапом:

Правила
  1. продумать бизнес-идею до мелочей;
  2. привлечь в свою команду людей, имеющих опыт деятельности в области планируемого стартапа (пусть даже в роли наемного работника);
  3. внимательно проанализировать состояние рынка в текущий момент времени и постараться предугадать, как будет меняться положение дел в ближайшем будущем;
  4. не рисковать без особой надобности, но и не уходить от рискованных действий в нужный момент;
  5. рационально подойти к вопросу ценообразования, т.е. не занижать, но и не завышать цену на выпускаемый на рынок продукт;
  6. грамотно выбирать инвесторов, предоставляя им реальные сведения о потенциальной выгоде продукта и о длительности периода окупаемости.

P.S. Есть возможность проинвестировать свой стартап с помощью краудфандинга . Главное выбрать площадку, разобраться с нюансами и правильно все реализовать. Надесюсь, что приведенное ниже видео вам поможет:

Краткое резюме

Стартап – это дело для тех, кто готов к напряженному труду и к возможному поражению. Но мотивация для реализации стартапа – это получение прибыли и возможность создать или преумножить свой капитал.

Идеи

Читайте наш блог, это поможет вам получить недостающую информацию.

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Олег

У нас почти все стартапы сводятся к тому, чтобы купить подешевле, а потом продать подороже, потому многие прогорают, поляна ведь уже занята другими продавцами, а вот фантазии, чтобы создать что-то принципиально новое и выйти с этим на рынок, хватает единицам.

Ксения

Часто слышу этот термин, когда смотрю телевизор, еще одно новомодное словечко, пришедшее к нам с запада. В последнее время их так много, вот что значит глобализация.

Ваш комментарий или отзыв