Лобби, лоббизм и лоббирование — что это такое, зачем нужно и есть ли лоббисты в РФ

2 июля 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Красивые иностранные слова завораживают слух, но не мешало бы в точности знать, что они обозначают.

Лобби

Поэтому в этой статье мы проанализируем, сколько значений у слова «лобби», что определяет каждое из них. Остановимся подробней на политической трактовке понятия.

Лобби — это ...

С английского «lobby» переводится как «коридор», с латинского «lobium» — галерея. Лобби как помещение — это изначальное значение слова. Сейчас стало модно так называть фойе, вестибюли, бары. Похожее по значению слово — «кулуары».

Коридор

Второе значение «лобби» имеет иносказательный характер. Так принято говорить о группе людей, которые отстаивают определенные интересы в каких-либо организациях (политических, общественных).

Почему трактовка «лобби» как политического термина имеет «кулуарные» корни? Дело в том, что в Англии члены парламента, перед тем как войти в зал заседаний, собирались в лобби (в кулуарах) и обсуждали проблемы без официоза (как говорится: «Без галстуков»).

Толпа

В этих беседах принимали участие не только члены парламента, но и прочие лица, которые хотели донести свои интересы до сведения парламента. Зачастую в лобби принимались решения, которые затем проводились и утверждались в парламенте.

То есть члены парламента лоббировали какие-либо и чьи-либо интересы (обсужденные в лобби).

Лоббизм — это ...

Лица, занимающиеся лоббированием чьих-либо интересов, называются лоббистами, а их деятельность — лоббизмом.

Лоббистами могут быть как физические лица, так и общественные организации. Их деятельность может осуществляться на любом уровне: от местных органов до международных организаций.

Суть лоббизма — это воздействие на органы власти или местные органы управления с целью принятия решений в пользу лиц (организаций, общественных движений, партий), чьи интересы представляют лоббисты.

Совет

Методы лоббистской деятельности:

  1. легальные:
    1. петиции (письменные обращения, подписанные определенным количеством граждан и (или) юридических лиц),
    2. информационные кампании в поддержку того или иного проекта,
    3. опросы населения,
    4. исследования, подтверждающие необходимость (актуальность, безопасность и т. д.) лоббируемого интереса,
    5. материальная поддержка лоббируемого лица (разумеется, в рамках действующего законодательства),
    6. рассылка писем во властные структуры;
  2. нелегальные:
    1. подкуп чиновников и прочих официальных лиц,
    2. угрозы и шантаж.
Структура

Лоббизм выгоден не только лицам (организациям), чьи интересы «проталкиваются», но и властным структурам, особенно тем, кто не имеет своих экспертов на местах.

Получается, что лоббисты информируют власть о проблемах, имеющихся в субъектах государства.

Депутаты, которых мы периодически выбираем (подробней о выборах можно прочитать в другой статье нашего блога), по сути, лоббируют интересы своих избирателей (может, не делают это по факту, но должны).

В современном мире существует 3 вида отношения к лоббистам со стороны государственной власти (что это?):

  1. Строгий контроль и отчетность (США, Канада).
  2. Существуют некоторые мягкие нормы, без обязательной регистрации (Франция и некоторые другие европейские страны).
  3. Законодательного регламентирования нет (многие страны).

Разрешено ли лоббирование в РФ

Юридического и правового понятия «лоббизм» в России не существует.

Но есть конституционное право иметь свою точку зрения, создавать союзы для защиты своих интересов, подавать петиции (ст. 30, 33 Конституции РФ).

Петиции — это один из методов легального лоббизма, следовательно, лоббизм (речь идет о его законных методах) в РФ не запрещен.

Но специальных учреждений, осуществляющих лоббистскую деятельность на профессиональной основе (как в Канаде и США), в нашем государстве нет.

Особенности

Лоббизм в России существовал с середины 19 века. Союзы предпринимателей выносили свои проблемы и требования на заседания высших правящих структур.

В СССР лоббизм осуществлялся по территориально-профессиональному принципу: руководители областных комитетов партии «продвигали» интересы своих территорий. Так, руководитель Ставропольского края лоббировал интересы аграрного сектора, секретарь обкома Сахалинской области — интересы рыбопромышленного комплекса и т.д.

После 2000 года и до настоящих дней было предпринято несколько попыток четко регламентировать лоббизм в РФ, но успеха эти попытки не имели.

Читайте наш блог, это повысит вашу информированность!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Десерт
* Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Комментарии и отзывы


Текст Вашего сообщения:

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписаться на новые комментарии к этой статье