Что такое олигофрения и кто такие олигофрены — определение, причины, симптомы, виды и лечение
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Когда в семье рождается ребёнок с подозрением на умственную отсталость, родители испытывают сильную тревогу по поводу его будущего, и не знают чего ожидать.
Олигофрен – кто это, всегда ли это низкий уровень жизни, как улучшить ситуацию, и можно ли этого избежать?
Определение понятия олигофрения — что это за болезнь
Олигофрения – это врождённое или рано приобретённое (до 3 лет) слабоумие, которое характеризуется недоразвитостью всей психики, интеллекта преимущественно.
Возникает из-за несформированных участков головного мозга при рождении, которые потом не прогрессируют либо делают это очень слабо и медленно. Или сильного нарушения взаимодействия нейронов в раннем детстве.
Олигофрения отличается от деменции, поскольку она возникает в более зрелом и пожилом возрасте.
При этом заболевании страдают такие сферы, как:
- мышление;
- речь;
- эмоционально-волевая сфера;
- моторная.
При тяжёлой степени олигофрении (1-3% от общего числа) заболевания человеку дают инвалидность.
Более часто встречается лёгкая форма, при которой можно исправить некоторые изъяны в когнитивных функциях. Можно адаптировать человека к внешней среде и бытовым процедурам.
В США и западной части Европы детей-олигофренов водят в обычные школы, а не отдают в специализированные. Такая практика постепенно доходит и до нас.
Система отношения к таким людям долго не менялась у нас. Начиная с детских садиков, и заканчивая отдельными группами в училищах, поскольку раньше их совсем не брали в высшие учебные учреждения.
На комфорт и благополучие ребёнка-олигофрена влияет адекватное отношение родителей, которые заботятся и уделяют ему должное количество внимания.
Также помогает наличие необходимого опыта у педагогов, понимающих как обращаться с особенными учениками, и толерантное общество вокруг.
Почему дети становятся олигофренами
Причина около 80% заболевания — в нарушениях на генетическом уровне.
Классификация факторов, которые можно унаследовать от родителей:
- хромосомные заболевания (трисомии, болезнь Дауна, Шерешевского-Тернера, синдром Кланфельтера);
- аномалии мозга (микроцефалия, гидроцефалия);
- нарушение эндокринной системы, которые влияют на когнитивные функции – гипотиреоз и гипертиреоз (кретинизм);
- энзимопатия, при которых нарушается выделение и/или активность ферментов (галактоземии, фенилкетонурии).
Олигофрен – это еще и ребёнок, который развивался в утробе при заболеваниях матери и нарушениях беременности:
- при патологиях в положении (нефропатия, анемия, нарушение кровообращения в плаценте, эклампсия, токсикоз второй половины беременности);
- другие заболевания, которые имеют обострение во время беременности (проблемы с щитовидной железой, сахарный диабет, болезнь почек и печени, сердечно-сосудистая недостаточность);
- иммунологический конфликт по резус-фактору между матерью и плодом;
- травма черепа и головного мозга при родах;
- преждевременные роды;
- асфиксия новорожденных;
- некоторые медикаменты;
- употребление алкоголя, сигарет и наркотических веществ;
- инфекционные заболевания матери (гепатит, корь, краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция);
- другие болезни (СПИД, токсоплазмоз, сифилис).
После рождения ребёнок может приобрести умственную отсталость до 3 лет, если получит черепно-мозговую травму. Или переболеет энцефалитом, менингитом .
Симптомы олигофрении у ребенка
Если у ребёнка лёгкая степень олигофрении, то почти невозможно это определить сразу после рождения.
Со временем становится более заметно, что ему сложно придерживаться распорядка дня, повторять и осваивать бытовые навыки.
В садике также плохо получаются несложные задания, ребенок быстро утомляется. Например, в 3 года не может сложить пирамидку, хотя это делают дети в 1-2 года с нормальным развитием. Трудности в контакте и общении со сверстниками.
Речь бедная, развивается с задержкой, потому что дети путают похожие буквы. Как следствие, неправильно пишут и произносят. Связи в области слухового и артикуляционного речевого аппаратов не формируются правильно.
Поскольку концентрация внимания значительно снижена, это затрудняет изучение любой информации и навыков.
Симптом похож на проявление синдрома дефицита внимания и гиперактивности , где дети также даже не пытаются услышать взрослых, понять их указания. Потому что преобладают процессы возбуждения, и нет момента, когда останавливаются и погружаются в задание.
Кроме того, что внимание у ребенка-олигофрена и так страдает, ещё и объём его памяти значительно ограничен. Поэтому запомнить и воссоздать информацию очень сложно.
Детям трудно заучить небольшой кусочек текста, даже если несколько раз медленно его повторить. Не всегда могут уместно применить выученный материал в будущем.
Движения у ребенка с олигофренией вялые, неточные, поэтому страдает мелкая моторика, а с ней связано развитие почти всех когнитивных функций.
Поскольку соответствующие области головного мозга расположены рядом, и не стимулируют друг друга, как это происходит у здоровых детей. Это может влиять на невозможность следить за собой, и за гигиеной в частности, в том числе и в более старшем возрасте.
Взаимодействие с предметами хаотичное. Малыш не может схватить небольшой объект целой ладонью либо пальцами. Поэтому письмо даётся с трудом даже при лёгком уровне олигофрении.
Ребёнка-олигофрена небезопасно оставлять в окружении незнакомых людей, поскольку они очень доверчивы, им легко внушить любое действие. Поэтому среди жертв насилия часто попадаются дети с умственной отсталостью.
Таких малышей часто называют «солнечными», поскольку они часто улыбаются, жизнерадостные и добрые. Даже если не могут высказать свои чувства словами, то обнимают и целуют.
Классификация умственной отсталости
Классификация, где фигурируют названия «дебильность», «имбецильность», «идиотия» — устарела. Поскольку люди начали использовать эти слова в повседневной жизни в качестве оскорблений.
Сейчас умственную отсталость обозначают с помощью уровня выраженности.
- Лёгкая степень олигофрении (IQ = 50—70). Их иногда трудно отличить от людей, у которых развитие находится на нижней границе нормы. Возможны адаптация в обществе, навыки простых рабочих процессов.
Овладение конкретными знаниями обеспечивает механическая память и склонность к подражанию. Но в учёбе они медлительны, отсутствует самостоятельность и желание что-то освоить. Почти нет абстрактного мышления, но речь находится на относительно высоком уровне.
Поведение часто импульсивное, сложно противиться своим влечениям. Хотя в детстве заметно отставание в развитии когнитивных и физических (ходьба, рефлексы) функций, к более взрослым годам разница со здоровым человеком становится не настолько заметна.
- Средняя степень олигофрении (IQ = 20—50). Дети труднообучаемые и не способные работать. Словарный запас около 250 слов, говорят несложными короткими фразами. Элементарными знаниями пользуются очень прямолинейно.
Некоторые дети могут отдельно назвать несколько букв, владеют простой арифметикой. При этом они трудно переключаются, несамостоятельные. Но способны себя обслужить, помыть посуду, убрать в своей комнате.
Эмоциональная сфера очень плоская, могут выразить только 2-3 вида настроения и чувств. Резко негативно реагируют, если приходится сменить привычную обстановку. Легко теряются в новой локации, поэтому им нужна постоянная опека.
- Тяжёлая степень олигофрении (IQ меньше 20). Реакция на адекватные раздражители либо агрессивная, либо полностью отсутствует. Внимания почти нет, поскольку ребёнок-олигофрен не может ни на чём сосредоточиться даже глазами.
Могут говорить только пару слов, или только звуки без осмысления речи. Иногда не отличают родителей от незнакомых людей. Не могут сами себя обслужить. Нередко им сложно жевать и глотать, поэтому приходится кормить жидкой едой или через капельницы.
Проявляют агрессию относительно себя – царапают, бьются головой об стену. Эмоции выражают с помощью крика разной тональности. Когда остаются наедине, могут просто сидеть и смотреть в одну точку, либо раскачиваться и размахивать руками.
Таким людям требуется постоянное наблюдение взрослых для поддержания жизнедеятельности.
Диагностика и возможные ошибки
При диагностике олигофрении изучают развитие всех сфер у ребёнка, как и когда формировались навыки. Специалист уточняет, есть ли психические заболевания у родственников, страдают ли родители алкоголизмом или наркоманией.
Не менее важна информация о том, как протекала беременность. Имела ли женщина инфекционные заболевания, какие медикаменты при этом употребляла, следила ли за сбалансированным питанием, были ли внешние негативные факторы. А также о том, как прошли роды.
Если возникло подозрение на олигофрению, проводят лабораторно-инструментальные исследования и тестирование. В ситуациях, где возможен наследственный фактор как причина умственной отсталости, проводят генетический анализ.
Олигофрению обязательно дифференцируют с детской шизофренией , которая последнее время встречается намного чаще. Поскольку основной признак здесь — нарушение интеллекта.
Также пытаются разграничить с педагогической запущенностью, когда развитием ребёнка никто не занимался, и он был предоставлен сам себе.
Ухудшение когнитивных способностей детей может быть следствием тяжёлых соматических заболеваний (не психических). Организм ребёнка был слишком ослаблен, чтобы иметь возможность развивать мышление.
К тому же токсины болезни могли влиять на головной мозг. Но после лечения пациент всё наверстает, поэтому исключают олигофрению.
Лечение
Не существует таблеток, которые помогут полностью излечить ребёнка-олигофрена. Но есть средства, которые поспособствуют улучшению ситуации. Основная медикаментозная терапия направлена на причину олигофрении.
Если заболевание возникло из-за инфекции, применяют антибактериальные препараты и детоксикационные методы (например, капельницы). При гидроцефалии проводят хирургическое вмешательство.
Врач выписывает соответствующие лекарства от токсоплазмоза, врождённого сифилиса. При нарушении эндокринной системы – гормональные медикаменты. При энзимопатии – ферменты и диету.
Почти все пациенты дополнительно получают ноотропы – препараты, которые помогают улучшать память, внимание, активность мышления.
Вторая часть терапии, которая ведётся параллельно медикаментозной – постоянное занятие с ребёнком, вне зависимости от степени развития заболевания и причины.
Сюда входит:
- тренировка всех когнитивных функций;
- обучение самообслуживания;
- адаптация к социуму ;
- изучение общеобразовательной информации по мере возможностей.
С детьми могут заниматься как родители и родственники, так и специалисты в специальных учреждениях.
Дополнительные сеансы психотерапевта будут только полезны. Также можно вступить в группы мам и пап, которые делятся своим опытом и поддерживают друг друга.
Мама одного из таких детей вовремя заметила певческий талант дочери и после занятий с преподавателями вокала она теперь дает концерты (редко и с небольшим число слушателей).
Согласитесь, что это прекрасно!!!
Профилактика олигофрении у ребенка
Зная, кто такой олигофрен, стоит преждевременно заняться своим здоровьем и профилактикой, чтобы избежать последствий. Нужно исключить нахождение в области с радиоактивным излучением и химическими веществами, которые негативно влияют на репродуктивную систему.
Беременность должна быть запланированная. До этого времени женщине стоит проверить своё состояние и вылечить заболевания. Или же нормализовать показатели, если они хронические.
Основной акцент делается на эндокринной системе. Также нужно вовремя лечь в больницу на сохранение.
Чтобы избежать токсоплазмоза, в квартире должны быть только те животные, которые прошли обследование на паразитов, и не гуляют на улице.
Не употреблять вещества, которые негативно влияют не только на женщину, но и на плод. Придерживаться дозировки препаратов, которые можно принимать беременным.
Комментарии и отзывы (8)
К сожалению, ничего не сказано о том, что олигофрению можно диагностировать по данным специального ЭЭГ-исследования — дисперсии альфа-ритма.
В отличие от всех этих тестов выполнение этого исследовния очень простое, а результаты не зависят ни от культурных, ни от языковых особенностей.
Кроме того, можно отдифференцировать олигофрению от шизофрении.
«раньше их совсем не брали в высшие учебные учреждения». А сейчас берут? Автор, вы о чем?
«Речь бедная, развивается с задержкой, потому что дети путают похожие буквы» Да ну? т.е. дело не в системных нарушениях развития, а всего лишь достаточно научить не путать буквы? А как буквы влияют на устную речь?
Вам бы получше изучить предмет, о котором решили писать.
Здравствуйте! Статью писал специалист (детский психолог) — это к вопросу о знании предмета. А касательно Вузов. Почем нет? Если ребенок набрал нужное количество баллов на ЕГЭ (хотя бы для поступления на платное). Есть Вузы, где важнее талант, чем острый ум...
О каком ЕГЭ может идти речь, если дети с лёгкой умственной отсталостью осваивают адаптированную программу, которая по уровню примерно равна уровню начальной школы? 44 года работаю с этой категорией детей и абсолютно в курсе их возможностей. Правда, есть категория недообследованных, и за родительские деньги они действительно могут закончить вуз. Вот только и работать за них родители будут?
Автор, олигофрения — это врождённое диффузное поражение мозга. Приобрести олигофрению невозможно это врождённое заболевание ,а вот деменция приобретенное заболевание ,например от удара по голове
Мой родственник имеет такой диагноз. Беременность была нормальной, а вот во время родов сестре вкололи препарат, который оставил родовую деятельность, ибо медперсоналу было некогда...
Ребенка выдавливали силой. Выписали, как здорового, а к 2 годам заметили отклонения, по итогу человек инвалид и ничего не докажешь... Вот так легко медики могут сломать жизнь человеку и не понести за это никакой ответственности.
Неприятно, что у нас такой серьёзный медицинский термин по сей день используется, как оскорбление...
Олигофрения – это врождённое или рано приобретённое (до 3 лет) слабоумие, которое характеризуется недоразвитостью всей психики, интеллекта преимущественно.
Посмотрите внимательно:
Черточка обозначает замену слова ЕСТЬ.
После слов ЭТО,ЭТИ, ТО, ТЕ и т.д. также стоит глагол-связка ЕСТЬ.
У вас получилось:
Олигофрения есть это есть врожденное...
Татьяна
Ваш комментарий или отзыв