Что такое СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — определение, симптомы, причины и способы коррекции СДВГ
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Ваш ребёнок как стихийное бедствие? Несётся со скоростью света, сметая на своём пути всё?
С ним не знаешь, что такое «тихий час» во всех смыслах этой фразы? Игрушки давно забыли, где должны лежать?
Всегда теряются линейки и даже портфель? Не прекращается поток неловких вопросов незнакомым людям?
На самом деле, каждый из нас сталкивался с таким персонажем либо в школе, либо у себя же дома.
Поэтому стоит знать о СДВГ, что это такое у детей, чем опасно, можно ли этого избежать, и как укротить ходячую катастрофу?
Определение и расшифровка понятия СДВГ — что это за болезнь
СДВГ – это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Является неврологическим расстройством, которое можно диагностировать примерно с 5 лет.
Характеризуется снижением концентрации внимания, что влечет за собой нарушения в формировании других когнитивных способностей (восприятия, памяти, речи). А также постоянной хаотичной подвижностью.
Такой дефект психики приводит к большим трудностям в усвоении новой информации и навыков, соблюдении социальных норм и правил, личностном и профессиональном развитии.
Выявляют СДВГ у детей в 8-11% случаев. Психотерапевты утверждают, что процент значительно ниже, чем указан. Причиной служат неточные критерии и неосведомлённость в данной теме.
Чаще синдром гиперактивности диагностируется у школьников до 12 лет, чем у подростков. Реже он встречается у девочек, чем у мальчиков. Относительно территориального распространения, то СДВГ больше подвержены страны Европы и Северной Америки, меньше – Африки и Ближнего Востока.
Гиперактивность является фактором-катализатором для частого попадания в травматологический пункт. Такие дети часто не могут окончить среднюю школу, начинают раньше всех курить и употреблять спиртные напитки, а потом попадать раз за разом в аварии.
Из-за синдрома дефицита внимания у них могут развиваться другие психологические расстройства: аффективные, асоциальные и поведенческие нарушения, повышенная тревожность, суицидальные наклонности.
Причина возникновения синдрома дефицита внимания
Как и в большинстве случаев расстройств психики и нервной системы, основная причина гиперактивности у детей – это генетическая предрасположенность (до 75%).
Родители такого ребёнка и другие близкие родственники часто рассказывают, что замечали за собой в детстве схожее поведение.
Дополнительными факторами выступают повреждение плода во время беременности, родов или первых лет жизни ребенка:
- иммунологическая несовместимость по резус-фактору ;
- угрозы выкидыша;
- употребление наркотиков, алкоголя, курение беременной;
- травмы живота будущей матери;
- токсикозы, гестозы;
- гипоксия плода;
- инфекционные заболевания и лекарства, которые принимала женщина;
- внутриутробные нейроинфекции;
- задержка внутриутробного развития;
- преждевременные, затяжные, скоротечные роды;
- отравление наркозом;
- неправильное предлежание плода, обвитие пуповиной;
- лечение младенца сильными препаратами при лихорадке;
- заболевания в раннем возрасте, которые нарушают кровообращение головного мозга: сердечная недостаточность, астма, нарушение работы почек;
- нарушение работы эндокринной системы, щитовидной железы в частности;
- искусственное вскармливание;
- дефицит минеральных веществ и витаминов.
Есть теория о СДВГ, говорящая, что это заболевание возникает у детей вследствие употребления большого количества сахара, красителей и консервантов в составе разных продуктов.
Также вероятно, что причиной выступают нарушения в катехоламинергических и серотонинергических нейронах.
Важную роль играют и внешние факторы среды, воспитание.
По статистике, СДВГ-симптомы часто наблюдаются в неполных семьях, с необразованными родителями, низкой зарплатой или безработицей.
В детских приютах риск также возрастает: наследственность соединяется с социальными условиями.
Основные симптомы СДВГ
Синдром подразделяется на 3 типа, в зависимости от черты, которая преобладает:
- I тип – невнимательный;
- II тип — гиперактивно-импульсивный;
- III тип – комбинированный.
В чистом виде первые два типа встречаются редко. Наиболее частый вариант — это комбинированный тип с преобладанием одного аспекта.
Чтобы поставить диагноз, из каждого кластера должны наблюдаться как минимум 6 признаков на протяжении полугода.
Симптомы невнимательности:
- сложно концентрировать внимание при выполнении задания или в игре;
- много случайных ошибок, пропускает мимо важные детали;
- не может закончить уроки или свои обязанности по дому (тут нужно исключить сознательное непослушание и непонимание задачи);
- постоянно отвлекается на посторонние стимулы;
- кажется, что ребёнок не слушает, если к нему обращаются;
- сложно самому организовать выполнение заданий;
- рассеян в бытовых и привычных ситуациях;
- оттягивает время, чтобы не садиться за уроки, когда его ждет длительная умственная работа (то, что у взрослых называют прокрастинацией);
- часто теряет свои вещи.
Симптомы гиперактивности:
- болтливость;
- подрывается со стула во время уроков в школе, дополнительных занятий и в других ситуациях, в которых нужно было сидеть на месте;
- постоянно находится в движении;
- бегает и лазит там, где это запрещено по правилам учреждения или социальными нормами;
- если что-то делает, то очень шумно;
- ерзает на стуле, нервно дергает руками, ногами.
Симптомы импульсивности:
- пристает к другим, мешает им работать или играть;
- отвечает не подумав на вопрос, не дождавшись его окончания;
- не может спокойно выстоять в очереди.
СДВГ – это синдром, который мешает нормально развиваться, поэтому имеет сопутствующие нарушения:
- обучения (ребенок не справляется с письмом, чтением, счётом, распознаванием символов);
- моторики (неспособность безопасно выполнять обычные физические упражнения);
- коммуникативные (нарушение экспрессивной речи и фонации, заикание).
Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности
СДВГ можно скорректировать медикаментозно и психотерапией.
Лечение назначают в зависимости от симптомов и степени выраженности. Но лучший эффект дает комбинация этих двух направлений лечения.
Фармакотерапия предлагает использовать ноотропы, препараты пептидного ряда. Они положительно действуют на обменные процессы в нервной системе, помогают сформироваться регуляторным и тормозным механизмам.
Также применяют такие группы медикаментов:
- стимуляторы головного мозга;
- клонидин;
- антидепрессанты;
- анксиолитики.
Атомоксетин (Страттера) – препарат из адрено- и симпатомиметиков. Способствует нормализации передачи норадреналина и дофамина на уровне рецепторов. Капсулы хорошо себя зарекомендовали непосредственно в лечении СДВГ.
Важно! Данные препараты имеют побочные эффекты. Поэтому применять строго по рекомендации врача после глубокой диагностики.
Без психотерапии получить хороший результат от лечения СДВГ практически невозможно. Специалист в формате игры и творческой деятельности учит постепенно выполнять задания.
Из направлений эффективно поведенческое и бихевиоральное.
С помощью поощрения, наказания, вдохновения и принуждения психотерапевт формирует социально принятые поведенческие шаблоны, или искореняет те, которые мешают нормально развиваться.
Семейные сеансы же помогают определить куда лучше направить энергию ребёнка.
Диетотерапия – немаловажный аспект, которым часто пренебрегают. Если у ребёнка частые головные боли, расстройства кишечника, то можно заподозрить аллергию, которая усугубляет синдром гиперактивности.
Поэтому стоит отказаться от продуктов, которые содержат искусственные красители и ароматизаторы. Нужно также контролировать уровень употребляемого сахара.
Что делать, если вы учитель или родитель
Если вы учитель, и в вашем классе есть ребёнок с СДВГ, то:
- Если позволяет его успеваемость, то ребенку можно разрешить крутиться на уроке, ходить (если никому при этом не мешает), сидеть в проходе. Таким образом, школьник утолит свою гиперактивность и сможет лучше сконцентрировать внимание.
- Посадить его за первую парту возле себя, чтобы он был под контролем в случае чего, и вы смогли бы тактильно его поддержать.
- Не привлекать внимание других детей к поведению и особенностям ребенка.
- Ни при каких обстоятельствах не подавлять ребёнка ни физически, ни морально.
Если вы родитель чада с гиперактивностью, то должны понимать, что являетесь его главной опорой и поддержкой. Поэтому нужно набраться терпения и работать над коррекцией поведения и психики.
Рекомендации:
- Помогать с уроками, напоминать о них, вместе делать некоторые сложные задания. В данном случае это поможет научиться решать задачи, соблюдать дисциплину. Это не воспитает безвольность, как при обычном воспитании.
- Вместе составить график дня и строго его придерживаться.
- Убрать все раздражители, которые могут отвлекать.
- Поставить звуковые напоминания, чтобы ребёнок слышал и «сам» контролировал свой режим.
- Показать, как большие задачи можно поделить на маленькие, и постепенно по ним продвигаться.
- Записать его на активные секции.
- Если это уже подросток, можно показать систему работы «15/15» — 15 минут сосредотачивается на деле, 15 отдыхает. Либо «45/15», либо другой удобный формат.
Самое главное – это поддержка и любовь с безусловным принятием.
Распространённые мифы о СДВГ
Часто из-за незнания сути синдрома дефицита внимания, посторонние люди могут поверхностно судить и говорить следующие вещи.
«Сейчас у всех дефицит внимания из-за интернета и телевизора»
На сегодняшний день многие говорят о «клиповом» сознании и о том, что современным людям сложно прочитать даже длинный пост в соцсети. Это правда, такой феномен наблюдается и среди взрослых тоже.
Но почти все дети имеют доступ к интернету, YouTube. Но при равных условиях одни дети могут спокойно сесть за домашнее задание, а другим сложно сконцентрироваться. Поэтому суть не только в «экранах».
«Нет у него СДВГ, вон телевизор постоянно смотрит и не отрывается»
Это проявление непроизвольного внимания – когда не нужно прилагать усилия, чтобы на чём-то концентрировать взгляд.
В телевизоре постоянно развлекают и присутствует красочная картинка. А вот выполнить задачу – это значит заставить себя, что и не получается у ребёнка.
«Это просто модное название для «двоечников» и «хулиганов»»
СДВГ мешает развиваться когнитивным способностям и иногда приводит к асоциальному поведению. Но это при условии, если с ребёнком никто не занимается и не показывает заботу.
Этому есть много других причин, из-за которых становятся «двоечниками»: нарушение интеллектуального развития, педагогическая запущенность и т.д.
«Им не место в нормальной школе»
Других родителей может беспокоить, что такой гиперактивный ребенок находится рядом с их чадом в одном классе.
Но дети с СДВГ имеет полное право учиться в обычной школе, где учителя просто должны помогать улучшать им свои навыки и поведение.
Если такие дети не хотят прилагать усилия и их просто выгнали, то родители имеют полное право пожаловаться директору, а то и в суд подать на школу или учителя.
СДВГ у взрослых
У детей синдром дефицита внимания и гиперактивности можно скорректировать, но, к сожалению, не всегда это удаётся сделать до конца, и не все родители это подмечают и усердно занимаются с ребёнком.
Поэтому синдром перетекает во взрослую жизнь. Симптомы гиперактивности стихают, но на передний план выходит дефицит внимания.
Признаки в СДВГ в зрелом возрасте, в дополнение к основным вышеперечисленным:
- перепады настроения;
- агрессивность;
- депрессивные расстройства;
- частые апатия и скука;
- отсутствует пунктуальность;
- не могут остановиться при выборе партнёра и усидеть долго на одном рабочем месте;
- срывают сроки по проектам;
- проблемы с социальными контактами.
Медикаментозное лечение синдрома у взрослых такое же, как у детей, только больше дозировка.
На психотерапии же обсуждают методики: как научиться концентрировать своё внимание и не отвлекаться, как справляться с приступами агрессии, как строить отношения с другими.
Некоторые правила можно «украсть» из части, как родителям себя вести.
Вот ещё, что можно было добавить взрослым, страдающим синдромом дефицита внимания:
- записаться на танцы, боевые искусства или просто походить в спортзал;
- заниматься медитацией, йогой или другим способом релаксации;
- надевать наушники с мелодичной музыкой, чтобы изолировать себя от шума, когда нужно сконцентрироваться;
- гулять на свежем воздухе как можно больше;
- спать по 7-9 часов;
- придерживаться строгого режима дня.
Комментарии и отзывы (2)
По моему гиперактивность, разговорчивость и невнимательность, это просто описание практически любого ребенка!!! Но больше всего меня поразило, что такие признаки требуется лечить, или как говорится в статье корректировать медикаментами, вплоть до антидепрессантов. То есть разговорчивость у детей-это плохо, а антидепрессанты-это хорошо!???
Часть детей «перерастают» свою гиперактивность, то есть у них в подростковом возрасте исчезают симптомы заболевания. Но у половины детей проявления СДВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься их лечением).
Ваш комментарий или отзыв