Что такое имбецильность и кто такие инбецилы — определение, признаки, причины, симптомы, лечение

Обновлено 3 июля 2024 Просмотров: 189 229 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Родители всегда очень переживают за здоровье своего ребёнка. Особенно с опаской относятся к первым нескольким годам после рождения.

Проблемы с психическим развитием не так очевидны на первый взгляд, как кашель или насморк при гриппе.

Ребенок

Поэтому нужно разбираться в причинах и признаках умственной отсталости, понять кто такой имбецил, и можно ли с этим справится.

Общая суть понятия Имбецильность — что это за заболевание

Имбецильность (imbecillus — немощный) — это нарушение умственного развития. Считается средней степенью олигофрении. Сопровождается слабоумием, плохим развитием речевых навыков, характерно рудиментарное мышление. В течение всего периода болезни отсутствует положительная либо негативная динамика.

Чтобы быть точно уверенным, как правильно писать: имбИцил или имбЕцил, нужно знать латинское слово, от которого пошло название. Imbecillus – «немощный, слабый».

Имбецил – это средняя степень олигофрении (слабоумия), обусловленная недоразвитием плода или приобретением дефекта в первые 3 года жизни. По тесту IQ имбецильности соответствуют показатели 20-50 баллов.

При этом страдает не только сфера мышления, памяти, внимания, но и эмоционально-волевая. Также заболевание отражается на речи и физической форме, способности себя самостоятельно обслуживать в бытовом плане и получать новые навыки.

На сегодняшний день название вышло за рамки профессионального употребления в психиатрии. В бытовом языке приобрело негативный оттенок.

Поэтому термин «имбецил» заменили, и теперь уместнее использовать термин «средняя степень умственной отсталости» для определения диагноза.

Причины формирования имбецильности

Причины, которые могут спровоцировать имбецильность, можно разделить на несколько категорий.

Внутриутробная (пренатальная):

  1. инфекционные заболевания матери (краснуха, корь);
  2. интоксикация;
  3. несбалансированное и недостаточное питание;
  4. эндокринные нарушения;
  5. радиоактивное облучение;
  6. несовместимость по резус-фактору групп крови между матерью и плодом.

Во время родов (перинатальная):

  1. механическое повреждение головного мозга;
  2. кислородное голодание;
  3. кровоизлияние в мозг (кефалогематома).

После родов (постнатальная):

  1. инфекционные заболевания ребёнка (менингит, энцефалит);
  2. травмы головного мозга.

Не всегда при наличии этих факторов развивается умственная отсталость. Не менее важно и время (период), когда произошло негативное влияние. А также, какой иммунитет и общее состояние были у беременной женщины и ребёнка.

Ученые склонны считать, что наследственность не имеет большого влияния на появление признаков имбецильности. Например, болезнь Дауна не передаётся потомкам, поскольку причиной её возникновения служит нерасхождение одной из пары хромосом во время формирования половых клеток у матери.

Хромосомы

Но влияния могут оказать такие нарушения у родителей, как фенилкетонурия и болезнь Тея-Сакса. Они имеют в основе метаболическое расстройство, которое может унаследовать ребёнок.

Есть мнение, что может передаваться и микроцефалия, но люди с ней, как правило, не вступают в половые связи.

Симптомы и возможности людей с имбецильностью

Мышление у имбецила непосредственное, конкретное, без понимания абстрактных вещей, туго протекающее. Знания ограничены исключительно простыми бытовыми вопросами. Память, внимание, восприятие – недоразвитые.

Речь неграмотная, а словарный запас бедный – названия самых часто используемых вещей в обычной жизни.

Если механическая память будет более развита, то ребёнок может овладеть порядковым счётом и пользоваться им только поверхностно. Может зазубрить таблицу умножения. Понятие о числе и смысле сложения-вычисления отсутствует.

Зрительный и слуховой анализ информации нарушен, поэтому имбецилу сложно различать буквы, которые одинаково пишутся и звучат. У человека может получаться механически читать, но смысла слов и предложений он не понимает.

Сон

Дети-имбецилы начинают ходить с опозданием – около 2-3 лет. Все движения плохо скоординированы, точная моторика не формируется. Можно обучить таких детей опрятности. Специальные образовательные программы могут помочь медленно развить существующие задатки и возможности.

Люди со средней умственной отсталостью часто бывают агрессивными и злыми, показывают неадекватную реакцию. Иногда им бывает свойственен асоциальный тип поведения. Эмоции у имбецилов простые и непосредственные, они проявляют сочувствие и у них есть желание кому-то помочь в беде.

Людям с таким заболеванием свойственна повышенная внушаемость и желание подражать не всегда самым хорошим примерам. Присутствует чувство самооценки: человек смущается по поводу нарушения своего физического развития, собственной неловкости.

Во взрослом возрасте имбецилы способны работать, если нужно выполнять простые практические задания, при точном и понятном построении алгоритма, под наблюдением руководителей.

Работа

Самостоятельное отдельное проживание имбецила практически невозможно, нужно периодическое или постоянное надзирание со стороны близких. Несмотря на это, они полностью мобильны и подвижны, могут заводить социальные контакты, поддерживать простую и понятную беседу.

Дети-сироты с диагнозом средней умственной отсталости по возможности живут в специальных домах для людей с нарушениями психики и мышления в частности.

Некоторых могут отправлять на обучение в коррекционную школу. В зрелом возрасте они живут в психоневрологических интернатах. В редких случаях пробуют обеспечивать себя сами проживая отдельно.

Диагностика

Диагностика умственной отсталости происходит на основе жалоб родственников, у которых возникло подозрение на нарушение.


После этого собирается анамнез: как протекала беременность и роды, как развивался ребёнок во всех сферах, чем болел.

Обычные тесты на интеллект не всегда могут быть полезными, поскольку фиксируют только высокий уровень олигофрении. Также причиной низкого результата могут быть различия в культуре и воспитании ребёнка.

Текст

Более показательны скрининговые тесты:

  1. Оценка родителями уровня развития (PEDS);
  2. Опросник по возрасту и стадиям (ASQ).

Визуализация центральной нервной системы поможет установить причину имбецильности, если это нейрофиброматоз, туберозный склероз или гидроцефалия. Для этого делается снимок головного мозга. Как правило, это МРТ.

Могут использоваться генетические тесты:

  1. хромосомное микрочипирование;
  2. прямые исследования ДНК;
  3. стандартное кариотипирование.

На генетические метаболические нарушения могут указывать:

  1. вялость;
  2. рвота;
  3. плохая прибавка в весе;
  4. судороги;
  5. низкий тонус мышц;
  6. увеличение селезёнки и печени;
  7. непропорционально большой язык;
  8. специфичный запах мочи;
  9. грубые черты лица.

В зависимости от возраста, врач обследует навыки на психомоторную задержку:

  1. хватания;
  2. ходьбы;
  3. сидения;
  4. рисования;
  5. письма.

Лечение умственной отсталости

В зависимости от причины умственной отсталости и возраста, помогать в лечении будут:

  1. педиатр или терапевт;
  2. невролог ;
  3. дефектолог;
  4. ортопед;
  5. диетолог;
  6. психотерапевт.

Если у ребёнка развился кретинизм при нарушении работы щитовидной железы, то специалист назначит гормонотерапию. Она также помогает и при синдроме Дауна.

При фенилкетонурии приписывают строгую диету, исключая продукты, которые содержат фенилаланин.

Есть исследования, в которых был зафиксирован позитивный эффект препарата глутаминовой кислоты на улучшение интеллектуальной функции за счёт влияния на метаболизм мозга.

Умственная отсталость не связана с психозами или неврозами.

Но у людей и с имбецильностью могут развиваться тревожные состояния или агрессивное поведение из-за того, что они не могут выполнить простые бытовые задачи, с которыми справляются другие.

Поэтому психотерапия когнитивно-поведенческого направления является важной частью лечения и поддержки клиента. Параллельно сеансам специалист может назначить медикаменты, как правило, из ряда антидепрессантов.

Обучение (тренинг) – отдельная часть терапевтической программы.

В зависимости от нарушений и их степени в ребёнке развивают:

  1. координацию движения;
  2. умение обслуживать себя;
  3. отличать внешние стимулы;
  4. навыки, которые нужны в повседневной жизни;
  5. правильную речевую артикуляцию;
  6. элементарное трудовое мастерство.

Тренинг может проходить в:

  1. психиатрических учреждениях;
  2. специализированных школах;
  3. домашних условиях.

Что делать родителям

Воспитание ребёнка со средним уровнем отсталости (имбецильностью) – это задание не из простых. Часто психотерапия нужна и самим родителям.

Специалист помогает понять, что таким детям нужна постоянная поддержка, понимание и терпеливое отношение. Только тогда можно создать спокойную и комфортную жизнь для малыша.

Близкие не должны зацикливаться на количестве знаний из школьной программы. Основное место должно занимать желание подарить любовь и тепло ребёнку.

В таких условиях нужно постепенно учить его бытовым и трудовым навыкам. Такие дети охотно занимаются рукоделием и помогают по дому, если их приспособить к этому.

Беседы на разные простые темы, совместный просмотр фильмов и передач, чтение книг родителями – такой досуг также способствует развитию. Даже если дети воспринимают информацию по-своему.

Настроение

Нужно помнить, если ребёнок ведет себя агрессивно по отношению к маме и папе – то не стоит это воспринимать на свой счёт. Поскольку у каждого бывает плохое настроение, а в таких детях часто преобладает негативизм.

Прогноз и профилактика имбецильности

Результативная коррекция умственной отсталости возможна при ферментопатиях (фенилкетонурия). При других причинах, как правило, вылечить невозможно.

Терапия симптоматическая. Но при своевременной диагностике, усилий со стороны близких и специалистов, человек может овладеть бытовыми навыками и ходить на работу с несложными задачами.

Профилактика интеллектуального нарушения возможна на стадии беременности:

  1. регулярное посещение гинеколога;
  2. учёт в женской консультации;
  3. отказ от вредных привычек;
  4. ежедневные прогулки;
  5. режим сна;
  6. сбалансированное и рациональное питание;
  7. приём витаминов в случае нехватки;
  8. выбор компетентного акушера для приёма родов.

После рождения ребёнка нужно периодически приходить на осмотр к педиатру, чтобы проверять рефлексы, тонус мышц и освоение навыков соответственно возрасту.

Комментарии и отзывы (4)

Елена

Кефалогематома — не кровоизлияние в мозг, а кровоизлияние между надкостницей и наружной поверхностью черепа. Ну, это так, для справки...

Антон

Даже не представляю чему можно научить имбецила, хоть и говорят, что это средняя степень умственной отсталости. Родителям лучше отдать ребенка в интернат и попытаться, а вот с олигофреном пусть специалисты занимаются.

Николай

В бытовом сленге слово «Имбецил» синонимично слову «Дурак» или «Дебил». Иными словами, это умственное отклонение, которое на человеческий язык можно перевести как «Дурковатость». Еще не шизофрения, но уже и не норма.

инкогнито

Зачем вы строгаете подобного рода статьи и в них же делаете такие вот пометки « невролог (это что за врач?);» Если вы не знате что за врач НЕВРОЛОГ- специалист по формированию и развитию нервной ткани ( она , с вашего позволения не менее значимая, чем костная, мышечная и т д ) — то идите сажать свою картоху на огроде и не надо строить из себя профессора. Просто сажайте картоху. Хотть пожрете вдоволь.

Ваш комментарий или отзыв