Что такое либретто — определение и суть, зачем нужно, история и знаменитые либреттисты
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мир музыки и мир литературы связаны теснее, чем может показаться с первого раза.
В таких жанрах, как опера, оперетта, мюзикл помимо непосредственно музыкальной стороны немаловажную роль играет текст.
Здесь на первый план выходит либретто. Что это такое – узнаем подробнее.
Определение понятия Либретто — что это
Либретто (от итал. libretto — «книжечка») — текст музыкально-сценического произведения, например, оперы, балета, оперетты и т. п.
Либретто, как правило, пишется в стихах, преимущественно рифмованных. Для речитативов возможно употребление прозы.
Сюжетами для либретто служат, в основном, литературные произведения, которые переделываются сообразно музыкально-сценическим требованиям. Реже либретто представляет собой совершенно оригинальное сочинение.
В современном искусстве, где распространено взаимное проникновение родов и жанров, термином «либретто» обозначается краткое изложение содержания кинофильма, романа, оперы или мюзикла, которое представляет собой основу сценария.
В классическом историко-литературном понимании либретто – это литературно-драматический жанр, который представляет собой переложение ранее написанного или специально сочинённого произведения художественной литературы на музыку.
Это своеобразная адаптация текста к законам каждого конкретного крупного вокального или танцевального жанра.
Слово происходит от итальянского «libretto», уменьшительного от «libro» («книга»). В 17 веке посетителям европейских театров перед началом представлений выдавали специальные книжечки с кратким содержанием спектакля.
По внешнему виду они напоминали современные брошюры и служили для ознакомления публики с сюжетом музыкального произведения, действующими лицами, исполнителями.
Термин «либретто» используется также в церковном обиходе при исполнении кантат, реквиемов, ораторий и других богослужебных произведений.
Знаменитые либреттисты
Первые либретто были оперными. Они появились в конце 17 столетия в театрах Италии, а затем и других стран Европы.
К сочинению либретто привлекались известные поэты, так как тексты, которым предстояло лечь на музыкальную основу, должны были быть стихотворными. В речитативах фрагменты прозы и поэзии искусно сочетались, но большая часть текста писалась строго определённым стихотворным размером, который соответствовал ритму, заданному композитором.
От либреттиста требовалось наличие музыкального слуха и большого технического мастерства: объёмные вокальные произведения должны были легко заучиваться исполнителями и хорошо восприниматься слушателями.
Следует назвать несколько имён выдающихся либреттистов своего времени:
- Пьетро Метастазио – автор либретто оперы В.А.Моцарта «Милосердие Тита», написанного на материале трагедии П.Корнеля «Цина». Этот прославленный итальянский драматург реформировал жанр оперы, упростив композицию либретто. Его тексты легко воспринимаются на слух как самостоятельные художественные произведения.
- Лоренцо да Понте – итальянец, создавший около 30 либретто к произведениям своих выдающихся современников, в том числе В.А.Моцарта и А.Сольери.
- Эжен Скриб – французский драматург и либреттист 19 века, отдававший предпочтение лёгким драматическим жанрам. Он прославил себя написанием либретто для опер «Роберт-дьявол» и «Гугеноты» Дж.Мейербера, «Сицилийская вечерня» Дж.Верди, «Граф Ори» Дж.Россини. Также писал балетные либретто.
Либретто в русской культуре
В России над данным жанром также трудились не худшие сочинители. Обычно основой крупных музыкальных творений становились произведения, имеющие всенародное значение.
Так, композитор Н.А.Римский-Корсаков написал оперу «Садко» на материале русской былины, музыкально воссоздал «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», обобщив сюжеты древнерусской духовной литературы, а также создал оперы «Золотой петушок» и «Сказка о Царе Салтане» по сказкам А.С.Пушкина.
Подготовить текстовую основу для всех четырёх опер помог композитору поэт В.И.Бельский.
Иногда композиторы самостоятельно писали тексты либретто, никому не доверяя этого ответственного дела.
Так создавалась опера М.П.Мусоргского «Хованщина». Правда, завершить и оркестровать её довелось Н.А.Римскому-Корсакову. А сюжет оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин», созданной на материале пушкинского романа, пришлось слегка адаптировать для сцены.
Составляя текст либретто вместе с поэтом К.Шиловским, композитор счёл нужным дать право высказывания мужу Татьяны. Так появилась «Ария Гремина», слова которой известны каждому:
«Онегин, я скрывать не стану.
Безумно я люблю Татьяну…».
Заключение
Одним словом, знакомство с историей жанра и примерами из истории искусства очень увлекательно. Изучением либретто занимается отдельная наука – либреттология.
А нам с вами либретто полезно тем, что можно заранее почитать его в интернете перед тем, как отправиться в театр на премьеру оперы или балета .
Комментарии и отзывы (1)
Либретто — это способ существенно расширить восприятие того или иного произведения, рассмотреть его с другой стороны. Главное, чтоб для этого выбирались достойные сюжеты, а не плодились бессмысленные истории.
Ваш комментарий или отзыв