Что такое ода в литературе

Обновлено 27 января 2024 Просмотров: 131 870 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Об одах и дифирамбах слышали даже те, кто далёк от художественной литературы.

Обычно эти слова воспринимаются как синоним торжественного послания, перенасыщенного комплиментами.

Книги

Доля правды в такой трактовке есть. Но будем объективны: за древним жанром оды стоит богатая история. Предлагаем вместе познакомиться с ней!

Ода — это...

Ода — это распространённый в литературе классицизма жанр лирики , стихотворение, в торжественном приподнятом стиле прославляющее величие некоего лица или события.

Есть несколько разновидностей жанра, которые различаются в зависимости от того, кому или чему посвящена ода, какие проблемы она затрагивает и к какой исторической эпохе относится. Так, выделяют следующие виды од:

  1. победно-патриотическая;
  2. похвальная;
  3. духовная;
  4. философская.

С расцветом оды связывают поэтику классицизма. И в античном мире, и в Европе, и в России стало ясно, что такое явление, как ода, в литературе не смогло выйти за рамки социально-культурных задач конкретной эпохи.

Торжественная песнь, знаменующая детство мира с радостным приятием всего, что в нём есть, не могла звучать вечно и постепенно исчезла из литературного обихода.

Из истории жанра оды

Как и многие другие виды лирики, ода зародилась в Древней Греции. Изначально она исполнялась и воспринималась как песнь, то есть сопровождалась музыкальным аккомпанементом.

Само слово «ода» переводится с древнегреческого как «песнопение». В древности такие песни делились на «хвалебные», «плачевные», «любовные» и так далее.

Прародителем оды считается поэт Пиндар, живший в Афинах в 6-5 в. до н.э. Его песнопения были адресованы первым победителям Олимпийских игр. В те времена стать предметом поэтического посвящения было более чем почётно.

Поэты считались проводниками в бессмертие. Быть воспетыми самим Пиндаром и оставить свои имена на страницах истории – о такой награде простые смертные могли только мечтать.

В 1 веке до н.э. образцы жанра прочно закрепил в литературе римский поэт Гораций. Его оды посвящались монархам, имперским традициям, теме государственного величия, чем надолго скомпрометировали себя среди стихотворцев, тяготеющих к поэтике свободного высказывания.

Лишь в 16 столетии ода обрела второе рождение в европейской литературе.

Идея прославления государя оказалась близка политическим процессам, происходящим в большинстве средневековых стран. Знаменитым французским одописцем стал поэт Пьер Ронсар, сообщивший своим творениям почти музыкальную виртуозность и изящество.

В немецкой романтической литературе ода, наконец, приобрела надмирную оторванность от политики. Примером может служить «Ода к Радости» Ф.Шиллера.

Ода в России (Ломоносов, Пушкин)

В 18 веке ода пришлась весьма ко двору в России, так как в эту эпоху, благодаря реформам Петра Великого, страна обрела имперский статус и ощутила себя мощным самодостаточным государством.

Первые образцы жанра принадлежали перу В.К.Тредиаковского. Их заглавия симптоматичны: «Стихи похвальные России», «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу», «Оды духовные». Поэт воспевает величие родины, красоту природы и милость Творца, создавшего землю.

В одах Ломоносова («Утреннее Размышление о Божием Величестве», «Ода на день восшествия на престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», переложения псалмов) также звучат гражданские и религиозные мотивы.

Важной темой его стихотворений становится сила науки. Будучи учёным, Ломоносов не только писал оды, но ещё и изучал их природу, функции, назначение. В его знаменитой теории «трёх штилей» ода относится к высокому штилю.

Исследователь языка подчёркивает, что предметом её изображения должны быть явления возвышенные, великие, в оде нет места просторечиям и другим «подлым» словам низкого штиля.

Уникальные произведения, написанные в этом жанре, принадлежат перу Г.Р.Державина. Ода «Бог» — непревзойдённый для своего времени образец религиозно-философской лирики. Державин поддерживал традиции классицизма, его оды выверены с точки зрения стиля.

При этом поэт одновременно выступает реформатором жанра, разрушителем канона. В оде «Фелица», посвящённой государыне Екатерине Великой, традиционные одические похвалы в адрес царствующей особы сочетаются с простодушием и дружеской прямотой.

Стихотворец позволяет себе давать советы императрице. В стихотворении «Памятник» он позже выразит эту особенность своей лиры знаменитой строчкой «И истину царям с улыбкой говорил».

Совсем иначе «работает» жанр оды у А.С.Пушкина. В своей первой оде «Вольность» поэт бросает вызов абсолютной власти монарха. Это в корне противоречит традиции похвальных песен. Пушкин начинает творческий путь с протеста: разрушения старых форм и прославления новых ценностей.

В послепушкинскую эпоху, когда чопорные каноны классицизма пали, к оде стало трудно относиться со всей серьёзностью. Появились пародийные произведения, где слово «ода» прочитывалось как завуалированная насмешка. Примером служит «Ода сплетникам» А.Вознесенского.

Заключение

Кажется, время писать оды прошло. Человечество отвыкло радоваться, удивляться и хвалить Создателя за каждую прожитую минуту. Оды выглядят сегодня наивными и затянутыми.

Но есть в них особая прелесть жизнеутверждения, прочность и основательность, которой нам так не хватает сегодня! Захотите поностальгировать — читайте оды.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Елена

Нередко оды прославляют людей, которые совершенно этого не заслуживают. Это приводит к ложному восприятию некоторых исторических персонажей. Потому, раньше этот жанр часто использовался для популяризации состоятельных личностей.

Полина

Ода — это красивое и вдохновляющее произведение, жаль что сейчас мало событий, которые бы заслуживали такого возвеличивания.

Ваш комментарий или отзыв