Что такое песня — определение, история развития жанра, виды песен в фольклоре и литературе
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «песня» не нуждается в пояснении и расшифровке. Этот вокально-поэтический жанр сопровождает человека от рождения до смерти.
Песня помогает жить, переживать, реагировать на мир, переносить испытания, вспоминать о прошлом, мечтать о будущем. Для многих пение становится главной формой выражения собственной личности.
Песня – это живая история народной души, явленная в слове и переложенная на музыку.
В фольклоре песня была и остаётся самой распространённой формой устного поэтического творчества.
Она сопутствует бытовым обрядам и сакральным ритуалам, выполняет терапевтические, защитные, охранные функции, служит для передачи знаний и представлений о мире от поколения к поколению.
Определение понятия Песня — что это
Песня — это малый лирический жанр, в котором поэтический текст неразрывно связан с мелодией. Выделяют народную и авторскую песню.
Характерные черты песни:
- относится к словесно-музыкальному искусству;
- куплетная или строфическая форма;
- по исполнению делится на сольную и хоровую.
Определение песни – это разновидность творчества, соединяющая в себе музыку и поэзию.
Это музыкальное произведение с вокальным сопровождением.
Это сочетания музыки и вокала, когда одно дополняет другое. Слова песни и ритм музыки должны дополнять друг друга, тогда песня легко и хорошо воспринимается и запоминается.
В переносном смысле песня — это нечто восхитительное, то что «дарит» человеку эмоции, успокаивает душу в трудные минуты. Например: "правильно приготовленный борщ — это просто песня! "
Песня представляет собой синтез поэзии и музыки.
В рамках жанра эти две составляющие существуют на равных правах. Мелодия и текст подчинены друг другу, при этом бывает трудно определить, какое из двух начал первично.
Уникальность песни в том, что словесная и музыкальная стихии органично слиты, что отражает историческую природу жанра.
Когда-то песни были единственной и главнейшей формой коллективного творчества. Они не отличались изысканной эстетикой: часто могли включать в себя лишь несколько повторяющихся предложений или фраз.
Важным осознавалось ритмическое повторение определённых словесных формул, которые сопровождались строго определёнными действиями. Трудовые, заклинательные, магические обряды первых людей сопровождались произведениями такого рода.
Развиваясь во времени, песня стала приобретать черты, которые отличают её сегодня:
- чёткая ритмическая структура;
- текстовая составляющая;
- разбиение на куплеты;
- наличие припева;
- использование рефрена;
- параллелизм.
В современной культуре песня ассоциируется исключительно с лирикой. Но так было не всегда.
Историческое развитие песни
Первобытнообщинные песни вызывают ассоциацию с невнятным мычанием, которое сопровождается притоптыванием вокруг костра. Возможно, со стороны первые попытки пения выглядели именно так.
Однако для людей далёкого прошлого песня имела жизненно важный смысл: она выполняла охранные функции, служила формой разговора с внешними силами (духами природы, отвечающими за погоду, милость земли, воды, неба и огня), помогала членам племени объединиться и настроиться на выполнение общей задачи (охота, переход на новое место и т.д.).
Фрагментарно дошедшие до нас песни эпохи античности сложнее по структуре. Изначально они были хоровыми. Например, произведения, предназначенные для исполнения на празднествах в честь бога Диониса, назывались дионисийскими песнями.
Они в образной форме воспевали идею возрождения после смерти, попутно вбирая в себя древние ритуалы, связанные с культом плодородия (сбором урожая винограда), помогали людям пережить коллективные страхи. Подобные песнопения в честь божеств греческого пантеона именовались гимнами.
Постепенно отходя от религиозно-культовых задач, древнегреческие гимны трансформировались в песнопения, предназначенные для одного исполнителя.
Сольное пение под аккомпанемент музыкального инструмента положило начало такому литературному роду, как лирика.
Получается, что песня – бабушка всей известной на данный момент лирической поэзии.
Певцы строили свои произведения по описательному принципу, лишь в период поздней античности в текстах стало проявляться индивидуально-авторское начало с оценкой тех или иных событий, лиц, рассказом о чувствах исполнителя.
Постепенно песни разделились на два вида: эпические и лирические. К эпическим можно отнести собственно исторические песни, сказания, былины. Позднее к ним прибавились баллады. О лирической народной песне поговорим отдельно.
Виды песен в фольклоре
По своим задачам и способу исполнения лирические песни делились на несколько категорий.
Основные два типа классификации: обрядовые и необрядовые (бытовые) песни.
Обрядовые песни приурочены к календарному циклу. Русский народ представлял год в виде колеса (коло). Время, бесконечно движущееся по кругу, вызывало в памяти человека ряд бесконечно повторяющихся ситуаций. За зимой приходила весна, за весной лето, затем наступала осень.
Перемены погоды определяли хозяйственную жизнь крестьянина. Время сева сменялось страдой, после чего наступала пора урожая и подготовки к зиме. Эти этапы ассоциировались и с более глубокими пластами бытия: рождением – взрослением – зрелостью – умиранием.
Таким образом, обрядовые песни становились ежедневными спутницами человеческой жизни, обеспечивали незыблемость традиционного уклада, гармонию народного космоса. Семейные и календарные праздники немыслимы без исполнения обрядовых песнопений.
Среди обрядовых выделяют следующие виды песен:
- зимние (от Покрова до Крещения);
- весенние (масленичные, благовещенские);
- летние (троицко-семицкие, на Ивана Купалу, жатвенные);
- осенние.
К ним же можно отнести песни:
- свадебные;
- колыбельные;
- погребальные.
Бытовые песни соотносятся с различными сферами трудовой и семейной жизни крестьянина и бывают:
- бурлацкие;
- ямщицкие;
- разбойничьи;
- любовные (семейные);
- солдатские (рекрутские, казачьи);
- арестантские (тюремные).
Кроме того, выделяют корильные, хвалебные, игровые, заклинательные песни.
Примеры народных лирических песен разных видов и жанров можно обнаружить в хрестоматиях по фольклору и специальных собраниях, составленных К.Даниловым, И.В.Зыряновым, А.И.Соболевским, С.Г.Рыбаковым, П.Н.Рыбниковым и другими исследователями русской старины.
Также их можно скачать без регистрации здесь: https://ru12.intermusic.name/q/l_m987TS5PKR_YrstvcXs8eD46Hmt8a9wLbKpOyI72Kehp39tbCq1ej8/
Песня в литературе
Русские писатели высоко ценили народные песни, занимались их изучением и собиранием.
Н.В.Гоголь называл песню одним из трёх источников своеобразия русской поэзии. Герои многих классических произведений школьной программы поют.
Это и герои повестей А.С.Пушкина, и гоголевские казаки из циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», и тургеневские «Певцы», и персонажи романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», и близкие к нам по времени герои рассказов Ю.Казакова и В.Шукшина.
Песня – это выражение народной души, вот почему самые проникновенные произведения русских поэтов имеют жанровый подзаголовок «Песнь» или «Песня».
Мы знаем «Песнь о купце Калашникове…» и «Казачью колыбельную песню» М.Ю.Лермонтова, «Песнь о собаке» и «Песнь о хлебе» С.А.Есенина, песни А.Кольцова, И.Никитина. Стихотворения с «геном народности», написанные А.С.Пушкиным, Н.А.Некрасовым, Н.М.Рубцовым, А.Д.Дементьевым, стали песнями.
Продолжать разговор о песне можно бесконечно. Но ничто не расскажет о ней лучше, чем она сама. Песня изменчива и многогранна, как сама жизнь. Среди песен дворовых, блатных, авторских (бардовских), эстрадных, популярных каждый непременно найдёт то, что близко его сердцу.
Ищите тексты и ноты новых и старых песен, пойте хором и сольно, сочиняйте новые композиции. И да будет Песня!
Комментарии и отзывы (2)
Современные песни какой-то тихий ужас, примитивные стихи, если эту чушь можно назвать стихами, мелодии в три ноты. Аккомпанемент тоже полный отстой, играет синтезатор, да и тот записан с помощью компьютера, ни одного живого музыканта за искусство не пострадало.
Самое забавное, что еще и поют часто под фонограмму, вот эти три ноты в живую исполнить не могут. В общем сейчас ни песен, ни певцов.
Современные песни далеко не всегда можно назвать искусством или поэзией, наложенной на музыку. И дело не только в разных вкусовых предпочтениях. Проблема в том, что индустрия стремиться привлечь слушателя не качеством, а количеством выпускаемых композиций.
Ваш комментарий или отзыв