Кто такой продюсер — определение, описание и суть профессии, виды, обязанности, зарплата, навыки
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Создавать контент в XXI веке стало намного проще, но в любом случае за наиболее успешными проектами стоят люди, имена которых зачастую остаются «за кадром».
Это талантливые продюсеры, которые не только зажигают для публики новые звезды, но и помогают в раскрутке и поддержании шоу на волне успеха. Чем интересна эта профессия и почему она так сложна и порою опасна?
Определение понятия продюсер — что это за профессия
Продюсер — это специалист в сфере творческой, развлекательной и медийной индустрии, который отвечает за организацию и координацию процессов создания, производства и выпуска различных проектов, таких как кинофильмы, телевизионные шоу, музыкальные альбомы, театральные постановки, рекламные кампании, компьютерные игры и другие медийные продукты. Продюсер играет ключевую роль в проекте, обеспечивая его успех и эффективное функционирование.
Слово появилось в нашем обиходе благодаря латинским основам, первоначально попавшим в англоязычный лексикон:
- produce – создавать, производить;
- producer – производитель.
Таким образом, в сегодняшнем контексте продюсер – это человек с особым профессиональным чутьем, своего рода посредник между потребителем и производителем самых разных товаров и услуг, если трактовать оригинальное значение буквально.
Однако в русском языке под этими понятиями чаще всего подразумевается кинопродюсер или представитель шоу-бизнеса. Явный англицизм в речи обывателя предполагает несколько значений:
- руководитель определенного творческого проекта;
- организатор процесса съемки фильма;
- главный администратор при каком-либо артисте (актере, музыканте, группе).
Специалисты такого рода сегодня незаменимы, поскольку именно они формируют пул шансов на признание в самых широких профессиональных и общественных кругах. Без усилий продюсера, обладающего исключительной деловой хваткой и специфическим опытом, установка нужных связей и отношений оказывается практически невозможной.
И только такой специалист, отлично знающий всю «кухню» конкретной сферы искусства, может объективно оценить потенциал артиста или фильма и определить уровень будущей популярности творческого продукта.
Сфера деятельности продюсеров
В качестве самостоятельной профессии продюсирование фильмов начало оформляться лишь в начале XX века, когда индустрия Голливуда переживала «издержки» активного становления, а производство кинокартин требовало учитывать массу факторов при координировании ключевых процессов:
- творческого;
- организационного;
- съемочного.
Специалисты по продюсированию занимались поиском нужных людей, вели переговоры с компаниями и инвесторами, заключали контракты и решали текущие задачи непосредственно на площадке.
Постепенно индустрия развивалась, а рамки деятельности продюсера расширялись. Появились профессионалы с более узкой специализацией и соответствующим кругом обязанностей. Сегодня продюсер может быть:
- генеральным – который создает условия для работы, находит бюджет и людей, может вмешиваться в творческий процесс на любом этапе;
- исполнительным – не участвуя в технических вопросах, он влияет на подачу творческого продукта, руководит подбором персонала, контролирует финансы;
- сопродюсером – который по сути является подчиненным исполнительного, он отчитывается за финансовые траты и плотно вовлечен в съемки;
- ассоциированным – это представитель продюсера, на котором лежит часть административных, творческих или финансовых функций;
- ассистирующим – просто организационный помощник;
- линейным – тот, кто отвечает за ежедневное кинопроизводство;
- административным – такой продюсер заведует техническим персоналом, отчитывается перед инвесторами.
Необязательно, чтобы все эти должности непременно участвовали в съемках фильма. Более того, роль генерального продюсера может взять на себя режиссер или один из актеров, а помощниками станут их личные менеджеры.
Похожая схема действует не только в рамках киноиндустрии, но также при организации музыкальных шоу и/или создании театральных и цирковых постановок. Так, крупные эстрадные звезды привлекают продюсерские центры, когда необходимо организовать большое выступление с постановочными номерами, спецэффектами, с участием наемного персонала.
Когда продюсера бывает слишком много
Продюсер – это безусловно полезная профессия, которая позволяет артистам полностью сосредоточиться на творчестве. То, что он делает, помогает исполнителям быстрее приступить к работе, обеспечивает комфортные условия как для творческого процесса, так и для отдыха. Но главное – гарантирует успешность рекламных кампаний для повышения узнаваемости среди потенциальных потребителей.
Но иногда у продюсеров возникает желание диктовать условия, переписывая сценарий или меняя актеров в ходе съемок. Обычно именно этим обуславливаются ожесточенные споры между режиссерами и продюсерами.
В частности, многие скандалы последних лет в киноиндустрии сводятся к стремлению крупных студий переиначивать купленные франшизы вопреки мнению аудитории или авторов оригинальных историй.
Ведомые маркетинговой необходимостью или элементарной заинтересованностью в прибыли, продюсеры «корректируют» характеры персонажей, меняют линии авторских сюжетов, зачастую вообще игнорируя ключевые его особенности. Некоторые считают, что это катастрофически сказывается на качестве фильмов.
Вместо заключения
В современных реалиях хороший продюсер – это половина успеха для любого крупного проекта в шоу-бизнесе. Если он выполняет работу на должном уровне, даже посредственная звезда вполне может получить выгодные контракты и попасть в популярные тренды. А вот низкосортное продюсирование с легкостью загубит даже выдающийся талант.
Вот почему многие не рискуют довериться таким «лоббистам» и предпочитают самостоятельное продвижение через социальные сети: не всегда успешное, но зато без необходимости полагаться на постороннего человека.
Ваш комментарий или отзыв