Кто такой продюсер — определение, описание и суть профессии, виды, обязанности, зарплата, навыки

Обновлено 6 мая 2024 Просмотров: 87 351 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Создавать контент в XXI веке стало намного проще, но в любом случае за наиболее успешными проектами стоят люди, имена которых зачастую остаются «за кадром».

Работа продюсера на съемках фильма

Это талантливые продюсеры, которые не только зажигают для публики новые звезды, но и помогают в раскрутке и поддержании шоу на волне успеха. Чем интересна эта профессия и почему она так сложна и порою опасна?

Определение понятия продюсер — что это за профессия

Продюсер — это специалист в сфере творческой, развлекательной и медийной индустрии, который отвечает за организацию и координацию процессов создания, производства и выпуска различных проектов, таких как кинофильмы, телевизионные шоу, музыкальные альбомы, театральные постановки, рекламные кампании, компьютерные игры и другие медийные продукты. Продюсер играет ключевую роль в проекте, обеспечивая его успех и эффективное функционирование.

Слово появилось в нашем обиходе благодаря латинским основам, первоначально попавшим в англоязычный лексикон:

  1. produce – создавать, производить;
  2. producer – производитель.

Таким образом, в сегодняшнем контексте продюсер – это человек с особым профессиональным чутьем, своего рода посредник между потребителем и производителем самых разных товаров и услуг, если трактовать оригинальное значение буквально.

Однако в русском языке под этими понятиями чаще всего подразумевается кинопродюсер или представитель шоу-бизнеса. Явный англицизм в речи обывателя предполагает несколько значений:

  1. руководитель определенного творческого проекта;
  2. организатор процесса съемки фильма;
  3. главный администратор при каком-либо артисте (актере, музыканте, группе).
Определение термина продюсер

Специалисты такого рода сегодня незаменимы, поскольку именно они формируют пул шансов на признание в самых широких профессиональных и общественных кругах. Без усилий продюсера, обладающего исключительной деловой хваткой и специфическим опытом, установка нужных связей и отношений оказывается практически невозможной.

И только такой специалист, отлично знающий всю «кухню» конкретной сферы искусства, может объективно оценить потенциал артиста или фильма и определить уровень будущей популярности творческого продукта.

Сфера деятельности продюсеров

В качестве самостоятельной профессии продюсирование фильмов начало оформляться лишь в начале XX века, когда индустрия Голливуда переживала «издержки» активного становления, а производство кинокартин требовало учитывать массу факторов при координировании ключевых процессов:

  1. творческого;
  2. организационного;
  3. съемочного.

Специалисты по продюсированию занимались поиском нужных людей, вели переговоры с компаниями и инвесторами, заключали контракты и решали текущие задачи непосредственно на площадке.

Постепенно индустрия развивалась, а рамки деятельности продюсера расширялись. Появились профессионалы с более узкой специализацией и соответствующим кругом обязанностей. Сегодня продюсер может быть:

  1. генеральным – который создает условия для работы, находит бюджет и людей, может вмешиваться в творческий процесс на любом этапе;
  2. исполнительным – не участвуя в технических вопросах, он влияет на подачу творческого продукта, руководит подбором персонала, контролирует финансы;
  3. сопродюсером – который по сути является подчиненным исполнительного, он отчитывается за финансовые траты и плотно вовлечен в съемки;
  4. ассоциированным – это представитель продюсера, на котором лежит часть административных, творческих или финансовых функций;
  5. ассистирующим – просто организационный помощник;
  6. линейным – тот, кто отвечает за ежедневное кинопроизводство;
  7. административным – такой продюсер заведует техническим персоналом, отчитывается перед инвесторами.
Один день из жизни продюсера

Необязательно, чтобы все эти должности непременно участвовали в съемках фильма. Более того, роль генерального продюсера может взять на себя режиссер или один из актеров, а помощниками станут их личные менеджеры.

Похожая схема действует не только в рамках киноиндустрии, но также при организации музыкальных шоу и/или создании театральных и цирковых постановок. Так, крупные эстрадные звезды привлекают продюсерские центры, когда необходимо организовать большое выступление с постановочными номерами, спецэффектами, с участием наемного персонала.

Когда продюсера бывает слишком много

Продюсер – это безусловно полезная профессия, которая позволяет артистам полностью сосредоточиться на творчестве. То, что он делает, помогает исполнителям быстрее приступить к работе, обеспечивает комфортные условия как для творческого процесса, так и для отдыха. Но главное – гарантирует успешность рекламных кампаний для повышения узнаваемости среди потенциальных потребителей.

Но иногда у продюсеров возникает желание диктовать условия, переписывая сценарий или меняя актеров в ходе съемок. Обычно именно этим обуславливаются ожесточенные споры между режиссерами и продюсерами.

Продюсер возомнивший себя супергероем

В частности, многие скандалы последних лет в киноиндустрии сводятся к стремлению крупных студий переиначивать купленные франшизы вопреки мнению аудитории или авторов оригинальных историй.

Ведомые маркетинговой необходимостью или элементарной заинтересованностью в прибыли, продюсеры «корректируют» характеры персонажей, меняют линии авторских сюжетов, зачастую вообще игнорируя ключевые его особенности. Некоторые считают, что это катастрофически сказывается на качестве фильмов.

Вместо заключения

В современных реалиях хороший продюсер – это половина успеха для любого крупного проекта в шоу-бизнесе. Если он выполняет работу на должном уровне, даже посредственная звезда вполне может получить выгодные контракты и попасть в популярные тренды. А вот низкосортное продюсирование с легкостью загубит даже выдающийся талант.

Вот почему многие не рискуют довериться таким «лоббистам» и предпочитают самостоятельное продвижение через социальные сети: не всегда успешное, но зато без необходимости полагаться на постороннего человека.

Ваш комментарий или отзыв