Что такое Критическое Мышление — определение, назначение, обучение критическому мышлению
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Прежде чем окунуться в перипетии такой сложной для обыденного восприятия темы, как критическое мышление, обратимся к старой как мир истине: человек отличается от всего прочего животного мира способностью мыслить.
Но разве дикие звери не обдумывают ситуации и свои действия, когда, например, охотятся всем семейством или планируют устроить логово в максимально безопасном для потомства месте?
Понятно, что и у животных такая способность тоже есть. Однако в данном случае мышление мышлению рознь.
Ключевая разница в этих видах мыслительной деятельности – в умении критически отнестись к полученной информации и сделанным на ее основе выводам. Упрощенно говоря, критическое мышление – это постоянная рефлексия.
Общая суть понятия Критическое Мышление — что это
Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы. Также под критическим мышлением понимают способность ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения. Критическое мышление предполагает применение способности рассуждать. Его суть состоит в том, чтобы активно сомневаться (выходить из зоны комфорта), а не просто быть пассивным получателем информации.
В рамках докритического мышления древние люди принимали на веру самые невероятные россказни о волшебстве и мифических существах, в то время как обитатели XXI века с изрядной долей скептицизма смотрят на любые данные, пытаясь разными способами перепроверить информацию и лично убедиться в ее правдивости.
Это, так сказать, критическое мышление на бытовом уровне.
Что касается научного подхода, то специалисты под этим понятием подразумевают такую систему суждений, которая:
- помогает объективно проанализировать какую-то информацию;
- оценить достоверность фактов и степень вероятности предположений;
- а затем успешно применить сделанные умозаключения на практике.
Иными словами, человек, обладающий умением критического осмысления, подвергает сомнению практически всю информацию, даже если она поступает из доверенных источников или стала результатом собственных изысканий.
Такой подход позволяет обнаруживать слабые места даже в крепких теориях и общепринятых догматах, а также устанавливать закономерности и причинно-следственные связи, опираясь на логические выкладки.
Вот таким образом и формируется объективный взгляд на решения, идеи или поступки, что в свою очередь вооружает человека возможностью использовать объективные результаты в решении актуальных для него вопросов и проблем.
Зачем владеть навыками критического мышления
Человек, умеющий критически мыслить, более успешен в своей профессиональной деятельности, более эффективен и ценен в социальном аспекте и более счастлив – в повседневной жизни.
Помимо этого, он умеет:
- грамотно изъясняться, обосновывая свои слова;
- опираясь на твердые аргументы, оспаривать то, с чем он не согласен;
- наблюдать и подмечать мелкие детали;
- объективно анализировать факты и доказательства;
- быстро отделять важное от второстепенного;
- адекватно и своевременно реагировать на изменения;
- держать под контролем ключевые моменты ситуаций;
- работать более точно, аккуратно и результативно.
В целом и общем такой человек более чуток, рассудителен и гораздо глубже понимает как свои собственные убеждения, мотивы и поступки, так и чужие.
Философы и психологи выделили несколько качеств, которые стоит развивать тому, кто стремится к большей объективности:
- наблюдательность – чтобы выявлять неточности;
- способность к интерпретации – чтобы не воспринимать явления буквально;
- умение анализировать – для рассмотрения всех свойств изучаемого объекта;
- стремление делать оценки и объективные заключения – для формирования конечной мысли.
Так выглядит самая простая технология критического мышления, когда благодаря логике, обширным знаниям и творческому мышлению вы можете провести умозрительное исследование на любую тему. Безусловно, сделанные выводы не будут окончательными и еще, возможно, не раз подвергнутся критике.
Тем не менее такой подход помогает лучше усваивать знания, избавляясь от предрассудков, стереотипов и ограниченности суждений. То есть в попытках найти обоснование своей позиции человек бросает вызов авторитетам и аксиомам, становится автономным от существующих знаний.
Однако подобный шаг должен диктоваться желанием вынести независимое суждение, а не подростковым протестом. Именно поэтому навыки и умения критического мышления выстраиваются вокруг работы с аргументами:
- выдвижением;
- оценкой;
- рассмотрением альтернатив.
Так будет проще побороть софизмы, исправить логические нестыковки. Неаргументированная же позиция лишена ценности.
Основы практического обучения
На протяжении многих лет в школах и вузах практикуется технология развития критического мышления (ТРКМ).
Если раньше развитие происходило «само собой», пока детей приучали к наукообразному и научному взглядам на жизнь, то сегодня появились специальные учебные стандарты.
Их цель – приучить не только во время уроков, но и в повседневной жизни принимать взвешенные решения, опираться на логику, вдумчиво изучать информацию. Для этого в рамках обучения последовательно применяются три стадии:
- вызов;
- осмысление;
- рефлексия.
Во время первой фазы учитель предлагает для обсуждения тему, а учащиеся должны высказаться. Пока ученики делятся информацией, они анализируют свои знания, оценивают их полноту и выстраивают логические цепочки.
Это вызывает интерес участников к дискуссии, позволяет зафиксировать ранее известный материал через его осмысление и, если необходимо, – дополнить. По завершению обсуждения ставится цель:
- преподавателем – в рамках академического подхода;
- учащимися – для усиления вовлеченности.
Сформированная цель на стадии осмысления станет указателем, на что обратить внимание во время просмотра учебных материалов. Столкновение с новой информацией может быть сложным, но преподаватель обязан поддерживать активность учеников.
Если студенты активны, они задают уточняющие вопросы, перечитывают непонятные моменты в тексте и осмысливают затруднения. Пассивные же игнорируют путаницу или полное отсутствие знаний, чего следует всеми силами избегать.
Ключевым будет этап рефлексии, когда ученик должен изложить материал в устной или письменной форме. Пропуская знания через личный опыт, человек делает их собственными, а в дальнейшем с большей легкостью сможет оперировать более сложными понятиями.
Если результаты неудовлетворительные, отстающим нужно пройти тему заново с добавлением новых фактов и бОльшим вниманием со стороны учителя к поддержанию интереса.
Вместо заключения
Высокие слова о богатом внутреннем мире актуальны лишь для тех, кто обладает критическим мышлением. Умение подвергать сомнению кажущиеся правдоподобными данные делает человека более независимым и самодостаточным.
Критически мыслящие ученые чаще делают открытия, а творческие люди – добиваются признания аудитории. Новые горизонты открываются тем, кто выбрался из-под гнета авторитетов и устаревших стереотипов!
Комментарии и отзывы (3)
Часто можно услышать, что в школах должны учить критическому мышлению. Однако не понятно, как это могут сделать учителя, которые сами не владеют этим навыком.
Олеся: есть такое расхожее мнение: кто не умеет — тот учит. И есть еде одна шутка, когда преподаватель негодует: три раза объяснил, сам понял, а они...
Критическое мышление сильно переоценивают. Как правило, люди которые меньше заморачиваются и анализируют более успешны и счастливы.
Ваш комментарий или отзыв