Что такое аргумент — определение, основные виды и типы аргументов, их правильное оформление

Обновлено 4 июня 2024 Просмотров: 164 636 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Любое сочинение-рассуждение пишется с опорой на «трёх китов» логики: тезисы , аргументы и выводы.

Argument

Сегодня мы поговорим о второй части триады и научимся правильно выстраивать аргументацию своей работы.

Определение понятия Аргумент — что это

Для начала обратимся к определению термина. В каждой специальной дисциплине за этим понятием закреплён особый смысл.

  1. В математике аргумент — это независимая переменная величина, которая при изменении меняет другую величину;
  2. В программировании – символьное имя значения, передаваемого функции;
  3. В астрономии – величина, определяющая положение небесного тела на орбите;
  4. В драматургии – это краткий пересказ текста пьесы.

Наконец, в логике аргумент – это информационный посыл, доказывающий истинность утверждения или понятия.

Определение

Нас интересует именно это определение, так как

аргументы в сочинении – это то же самое, что доказательства.

Что такое аргументация

Они помогают подтвердить то или иное предположение, а заодно шире раскрыть тему, проиллюстрировав её примерами.

Виды аргументов

Существует три основных вида :

  1. Логические доводы.
  2. Иллюстративные примеры.
  3. Авторитетные мнения.

К первой группе относятся доказательства, которые следуют из самой логики мыслительного процесса. Их ещё называют рациональными.

Например, вы пишете в тезисе: «Талантливый человек наделён огромной силой, поэтому для него особенно важно выбрать путь добра или зла».

Рациональным аргументом к данному утверждению может быть следующее: «Действительно, талант – это одарённость в той или иной области знаний или искусства. Человек, наделённый таким оружием, может сотворить больше добра или зла, чем тот, чьи способности скромнее».

Иллюстративные аргументы «раскрывают» тезис наглядным подтверждением. В качестве картинки используются истории из личного (собственная жизнь, случаи, произошедшие с друзьями и знакомыми) или общечеловеческого опыта (мировая культура, история).

Так как образец того или иного поведения может отсутствовать в копилке ваших воспоминаний, разрешается (и даже считается обязательным) обращение к литературным произведениям.

Наш тезис о таланте и ответственности, которую он налагает, можно проиллюстрировать примером из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Там Раскольников «разрешает» себе сотворить убийство, вдохновившись примером Наполеона, терявшего тысячи воинов и разорявшего мирные земли, «ради счастья всего человечества».

Неверно истолкованная теория привела студента к нравственному падению, так как его талантливая натура сошла с пути добра.

Типы аргументов

Безотказно действуют также авторитетные мнения. Высказывания классиков мирового искусства (писателей, художников, актёров и других) считаются аргументами, не требующими дальнейших доказательств.

Подойдут в этом качестве и перлы народной мудрости: пословицы и поговорки, шлифовавшиеся веками. Не забывайте грамотно оформлять цитаты, не присваивайте себе их авторство.

Кроме того, аргументы бывают в защиту или в опровержение тезиса.

В сочинении-рассуждении несколько доказательств разного типа следуя друг за другом работают на контрасте и смотрятся эффектно. Доказывая правомерность того или иного утверждения, подбирайте положительные примеры иллюстрации.

Нелогично будет выглядеть, если в нашем случае вы, к примеру, вспомните «маленькую трагедию» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» и скажете нечто вроде: «Сальери был не таким талантливым, как Моцарт, поэтому совершённое им зло не так велико, как зло, которое мог бы сделать его великий современник».

В чём ошибка? Мы не сравниваем этих героев по степени их коварства. Пушкин напоминает нам, что «гений и злодейство – вещи несовместные». Гениальный Моцарт посвящает свой дар Музыке, через музыку – истине, добру и красоте. Посредственный Сальери избирает низменный путь человеческой зависти и совершает преступление.

Оформление в сочинении

  1. Аргументация должна быть чёткой и структурированной. Для этого на письме каждый новый аргумент следует начинать с новой строки.
  2. Первое, второе и последующие доказательства важно связать между собой. Для этого подойдут вводные слова со значением порядка следования (во-первых, во-вторых и т.д.), конструкции типа «так же, как и…», «если в первом случае мы говорим о…, то в данной ситуации очевидно…» и другие.
  3. Переходя от аргументов к выводу, не забывайте о логической связанности одного с другим. Не уходите от сути доказательств, не увлекайтесь частностями, чтобы основная мысль не утекла в другое русло.
  4. Вывод должен соответствовать мнению по проблеме, заявленному в тезисе. На секунду отбросьте лирику, «прощупайте» костяк рассуждения: всё ли стройно и сцеплено между собой? Не рассыпается ли схема, отражающая ход вашей мысли?

Тезис - вывод

Если да, смело сдавайте работу на проверку!

Комментарии и отзывы (2)

Валерия

Часто можно столкнуться с тем, что аргументами называют любую абсурдную или не относящуюся к теме дискуссии информацию. Главное, чтоб все было высказано громко и уверенным тоном.

Самое удивительное в этом, что такая тактика встречается не только в бытовых спорах, но и на телевидении, в серьезных уважаемых передачах, которые приглашают для обсуждения какой-то проблемы, казалось бы осведомленных экспертов.

Сергей

Сальери Моцарта не травил и посредственным композитором не был, а у Пушкина — это не аргументация, а мифотворчество, основанное на ложных утверждениях.

Ваш комментарий или отзыв