Объективность и субъективность: суть понятий

Обновлено 20 июля 2021 Просмотров: 136 468 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На протяжении жизни каждый из нас то и дело сталкивается с необходимостью сделать выбор или вывести заключение по какому-либо вопросу.

И здесь главное – беспристрастность и непредвзятость, поскольку только такой подход позволяет заметить неявные плюсы, учесть недостатки и, отталкиваясь от этого, прийти к выигрышному решению.

Фигуры

Но что такое объективность, возможна ли она вообще в современном обществе? Проблема в том, что само это понятие никак нельзя назвать очевидным – оно практически лишено и отчетливости, и ясности (в философском смысле, по Декарту).

Однако если отбросить всю «многоликость» определения, на которой концентрируется вездесущая философия, мы вполне можем разобраться со значением этого термина, ограничившись его общеупотребительным смыслом.


Объективность – это…

Это прежде всего познание независимой реальности.

Но для начала мы просто обратимся к существующим словарям и убедимся, что понятие объективности отсылает нас к латинскому прилагательному objectivus:

  1. дословно – «предмет, находящийся (лежащий) впереди»;
  2. обобщенно – некая бездушная вещь, лишенная собственной воли и способностей к познанию.
Определение

При этом характеристики этой вещи будут оставаться прежними, пока не изменится та материальная действительность, в которой существует такой объект. Иными словами: обычный камень будет лежать на дороге – нагреваться под солнцем, намокать во время дождя или летать, если прохожий пнет, – и останется камнем.

Однако суть объективности становится чуть более очевидной на фоне контраста с субъектами – носителями сознания и/или деятельной воли. Каждый такой субъект активно взаимодействует с миром, наблюдает за естественными процессами, пытается воспроизвести их, адаптирует под личные нужды.

То есть, субъект – словно птица, что будет сидеть на ветке, а потом резко сорвется в полет по только ей известной причине. Но в некоторых ситуациях даже птицы лишаются этого свойства – субъектности – если их исследуют орнитологи, наблюдая за поведением пернатых в дикой среде.

Опираясь на эти особенности, можно сделать достаточно определенное умозаключение:

  1. объективное – это все, что способно существовать «само по себе», то есть вне зависимости от любых внешних факторов (сознания, воли, чьих-то знаний);
  2. субъективное – это своеобразное отражение объективной действительности, пропущенное сквозь призму индивидуального мировосприятия. Это словно отклик в сознании индивида, выражаемый в чувствах, ощущениях, представлениях, понятиях и образах.

Несмотря на то, что грань между субъектом и объектом довольно тонкая, разница между объективным и субъективным прослеживается уже гораздо четче.

Наука и жизнь: принцип объективности

Впрочем, все различия между объективностью и субъективностью можно свести к наличию/отсутствию единственного свойства – способности делать независимый анализ и, как следствие, давать непредвзятую оценку (без отсылки к собственным знаниям и без учета собственного опыта, вкуса, представлений и т.д.).

А сейчас давайте попробуем подняться с актуального для нас бытового уровня до высоких стандартов научной интерпретации принципа объективности:

  1. это ключевой научный принцип, нацеленный на получение знаний, максимально релевантных исторической действительности;
  2. это один из важнейших ориентиров в научных исследованиях, связанных с целями понимания определенной субъективности конкретной информации;
  3. это научный подход, призванный минимизировать «вилку» противоречий между каким-либо фактом и вариантами его интерпретаций.

Нет смысла считать, сколько раз мы упомянули здесь слово «научный» – это действительно господствующий принцип в любой науке. А что мы видим в обычной жизни? Есть ли вообще объективность в нынешних реалиях?

Сегодня почти все, начиная с публичных людей и заканчивая простыми обывателями, обожают делиться впечатлениями. А в условиях миллениума это явление переросло в огромное инфополе, цветущее буйным цветом на всех виртуальных пространствах. И зачастую бывает практически невозможно вычленить из потока субъективных оценок более-менее корректную информацию.

Вспомните хотя бы пресловутых старушек на лавочках возле подъезда – как категорично и безапелляционно они навешивают ярлыки на проходящих мимо представителей молодого поколения! А с бесконтрольностью интернета масштабы подобного «клеймения» растут быстрее грибов после дождя.

Одним из наиболее показательных примеров предвзятости (необъективности) можно смело назвать журналистику, где единственным объективным форматом подачи новостей остались прогнозы погоды, да и те постоянно «фальшивят».

Это естественно, когда почти каждый человек, ставший очевидцем каких-то событий, пытается добавить в рассказ свои личные впечатления. И одного такого суждения бывает достаточно, чтобы другие приняли ту или иную сторону.

Понятно, что правила журналистики требуют озвучивания мнений всех участников происшествия, предоставляя возможность потребителю новостей сделать собственные выводы. Однако сегодня большинство СМИ грешат однобокой подачей, а чуть ли не каждый так называемый «независимый блогер» периодически «подрихтовывает» факты, чтобы угодить своей аудитории.

Цитаты

И вот всплывает главный вопрос тысячелетия: а как же объективность истины? Ведь это ее, истину, принято считать высшим эталоном, способствующим нравственному подъему общества.

И именно она, истина, – ценнейшее достижение человечества, венец искусства и конечная цель науки. Выходит, истину каждый видит по-своему, и в зависимости от момента…

«Многоликость» объективности

На повседневном уровне чаще всего под объективностью подразумевают некую отстраненность, умение отрешиться от желаний и дать беспристрастную оценку той или иной ситуации (такой себе дзен-буддизм).

«Беспристрастную» – значит, при этом не должны учитываться такие факторы, как:

  1. индивидуальный опыт;
  2. текущий эмоциональный фон;
  3. свои или чьи-то знания;
  4. сформированные ранее представления;
  5. подсказки со стороны и т.д.

Наглядным примером «жизненного объективизма» может послужить профессионализм – когда специалист выполняет работу, невзирая на личные проблемы.

Умение быть объективным – самая большая ценность для любого социума, а не только для научного сообщества. Амбиции нередко мешают заметить собственные ошибки или признать чужие достижения, хотя подобные качества весьма полезны в поисках истины.

С другой стороны, абсолютная объективность недостижима в рамках разумной деятельности. Даже если дело не нравится человеку, он подсознательно вкладывает душу и опирается на полученный ранее опыт. Из-за этого особую важность обретает взгляд со стороны, подмечающий недочеты.

Отдельно стоит искусство, которое по сути всегда субъективно. Уже давно замечено: красота кроется в глазах смотрящего, – отношение к музыке, к картине или к окружающим зависит от бэкграунда конкретного индивида.

Игроки

Но этот фактор ничуть не мешает вводить определенные критерии, универсальные для схожих случаев. Например, оценить работу за счет:

  1. стоимости материалов;
  2. времени создания;
  3. популярности автора;
  4. расходов на рекламу.

К примеру, две песни могут быть в равной степени бездарными, но если одну из них исполняет востребованный артист, шансы заработать уже гораздо выше. При этом человек объективный отдает себе отчет в качестве произведения/исполнения и одновременно видит возможности, ради которых игнорирует личные пристрастия.

И пара простых истин в заключение

Применим объективный подход ко всему вышесказанному.

Достичь идеала невозможно, как и очистить разум от эмоций. Именно поэтому человек должен учиться контролировать чувства, чтобы при принятии сложных решений руководствоваться умом, а не сердцем.

Да, такая объективность может вызвать трудности, но в итоге честность окупается: не нужно тратить лишних душевных и умственных сил на попытки разобраться в хитросплетениях лжи.

Комментарии и отзывы (5)

Михаил

Сейчас, что касается СМИ, найти объективную информацию крайне сложно, журналисты в принципе любят передёргивать факты, а уж кричащие заголовки статей, которые далеки от сути написанного. В науке же всё строже, любой эксперимент должен быть построен так, чтобы его результат не зависел от убеждений самого экспериментатора.

Был такой случай, один учёный кормил лабораторных крыс ГМО, крысы заболевали онкологией, но дело в том, что учёный изначально взял таких крыс, склонных к раку, потому неважно чем он их кормил, они бы всё равно заболели. Этот учёный был противником ГМО и получил «правильный» для себя результат.

Владимир

Да сейчас вообще объективное мнение встретить трудно. Ведь все это можно подать под таким соусом, что если не владеешь темой, то и не разберешься. У нас по ТВ как раз именно такие передачи, а когда начинаешь сам погружаться в тему, то оказывается, что никакой объективностью там и не пахнет.

Я бы сказал, что объективность — это мнение, которое не зависит от любых факторов, даже если вам они не нравятся.

Дмитрий

Владимир: я бы даже не так сказал. У вас на Ютубе как раз именно такие каналы в Топе (а кто владеет Ютубом?) — только поверхностно начинаешь погружаться в тему и оказывается, что там не только объективностью не пахнет, но и даже здравым смыслом.

Такое низкосортное пойло для лохов подсовывает на Запад через своих агентов лияния, но подается оно под нужным соусом (альтернативная информация — она же ведь всегда правдива, хоть и отдает бредом).

Владимир_Грамир

Как бы на данном этапе познаний нет проблем с определением объективное-субъективное.

А вот ДИАЛЕКТИКА этих понятий нуждается в обсуждении.

__ Я занимаюсь теорией создания Высших Роботов.

И роботу не так то просто объяснить и понятия и диалектику, важные для его работы.

Владимир_Грамир

«Достичь идеала невозможно, как и очистить разум от эмоций. Именно поэтому человек должен учиться контролировать чувства, чтобы при принятии сложных решений руководствоваться умом, а не сердцем»

Идеала объективности ?

Ну здесь просто.

Все что ФОРМАЛИЗОВАНО то абсолютно проверямо на объективность.

«руководствоваться умом, а не сердцем» это метафорически.

Т.е логикой с объективными параметрами , не чем...?

Так можно отбросить ИНТУИЦИЮ.

Что даже для Высших Роботов неприемлемо.

И так проблема не в «очищении» ( инквизиции) ума от субъективного.

А в перенаправление , переформатирования интуиции на обработку объективного.

Вместо того с чем ее стихийно оставляют : субъективного.

Интуиция работает с неполной информацией. Которая и преобладает в творчестве людей. Субъективное возникает как НЕОБХОДИМОСТЬ заполнения «отсебятиной от сердца» недостающей информации.

Ваш комментарий или отзыв