Контркультура — что это и чем отличается от субкультуры

Обновлено 14 ноября 2023 Просмотров: 177 377 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Так не бывает, чтобы все люди – даже в рамках одного общества – следовали идентичным культурным установкам. И не суть важно, какая это эпоха или какая страна, но в любой человеческой среде, обладающей своими традициями, рано или поздно возникают какие-то веяния и течения.

Панки

И это естественно, поскольку внутри общества с господствующим стилем жизни неизбежно начинают проявляться различия, контрасты, небольшие противостояния, которые со временем обретают форму социального вызова доминирующей культуре.

Что такое контркультура

Начнем с того, что контркультура – это, по сути, тоже субкультура, но категория более узкая, на уровне специфического подвида субкультуры, который обычно возникает в процессе попыток небольшой группы людей понять себя и свое место в мире.

Базовая часть термина образована от латинской основы «cultura» («взращивание, возделывание, воспитание»), которая в зависимости от используемых префиксов дает нам контекст из двух дополнительных значений:

  1. sub- – «под, ниже»;
  2. contrā- – «против, вопреки».

При этом надо понимать, что субкультура – это частный случай глобальной общности традиций, к которой примешиваются ценностные установки меньшего по размерам социума. Ну а для контркультуры характерно обратное – стремление идти наперекор мейнстриму (хоть в частностях, хоть в целом).

В большинстве толковых словарей эти понятия трактуются несколько проще:

Контркультура — это течение, отрицающее ценности доминирующей культуры и стремящееся найти альтернативу образу жизни, характерному для большинства населения.

Отличие

Несмотря на то что всплеск контркультурных тенденций могут инициировать различные механизмы, эти явления всегда возникают там, где доминирующая культура перестает соответствовать актуальным реалиям.

По сути, это значит, что появление контркультуры – это своеобразный акт отрицания устаревших культурных ценностей и одновременно попытка утверждения новых культурных форм. Неудивительно, что чаще всего именно подростки и чуть более зрелые молодые люди выступают в качестве носителей контркультурных тенденций.

Контркультура: пошаговая эволюция

Любая контркультура представляет собой попытку протеста, обычно характерную для молодежных и/или маргинализированных групп. А благодаря своим вызывающим и порой шокирующим проявлениям это течение нередко воспринимается как антагонистический вариант субкультуры, поскольку отрицает или пытается напрямую противостоять канонам общества.

Впервые термин «контркультура» в современном контексте прозвучал в статье Дж.М.Йингера, опубликованной в 1960 году в «Американском социологическом обозрении». Там автор предложил использовать это понятие везде, где имеет место конфликт какой-либо группы, противопоставляющей себя общепринятой системе ценностей всего общества.

Но гораздо большую глубину и масштабы контркультурные тенденции обрели к концу 60-х, когда во всех уголках США общество буквально бурлило от самых разнообразных протестных движений.

А поскольку в те годы различные политические и социальные протесты нередко перерастали в протест культурный, нашелся светлый ум (Теодор Роззак, в частности), который предложил таким образом обозначать течения в искусстве – не только отличающиеся, но и напрямую вступающие в конфликт с традицией и канонами.

Подростки

Массовые мероприятия хиппи в 60-х, панки, практика психоделиков (особенно ЛСД) и популяризация рока в 70-х – это все чистейшей воды контркультура.

Примеры просты, но достаточно наглядно демонстрируют особенности подобного поведения, фиксируя «контркультурную революцию» в головах западного обывателя и на страницах социологических исследований.

Субкультурные особенности

Сегодня практически все субкультуры гармонично интегрированы в общество, локально заменяя или дополняя доминирующую культуру. Наиболее яркими носителями контркультурных тенденций можно считать, например, поклонников определенной музыкальной группы, популярной игры, кинофраншизы, аниме или манги.

В традиционном понимании речь может идти о более замкнутых сообществах вроде старообрядцев или амишей. Последние демонстрируют экстремальный характер со склонностью к изоляции от представителей «большой» культуры.

Оригинальная самоидентификация может проявляться по-разному:

  1. предпочтениями в одежде;
  2. нормами поведения;
  3. манерой общения;
  4. языком и т.п.

Отличия обуславливаются как историей региона, так и развитием этноса, хотя это нередко диктуется предпочтениями человека в религии, политике, искусстве. Иногда эти «контрасты» бывают несущественными (и потому незаметны в повседневности), а иногда превращаются в ключевой принцип частной или общественной жизни.

Шляпки

Там, где есть хоть малейшее социальное противостояние, контркультура возникает всегда. В крупных сообществах ее формирование происходит быстрее, в небольших социумах – ситуационно, по мере накопления претензий к господствующему мировоззрению.

Дело в том, что глобальная культура не в состоянии удовлетворить запрос каждого конкретного гражданина, из-за чего со временем возникают «группы по интересам», совершенствующие общий курс на свой лад либо вовсе отвергающие его принципы.

Таковыми могут быть:

  1. небольшие секты, культы, движения;
  2. криминогенная среда;
  3. этнические диаспоры и т.д.

Отвергнутые социумом индивидуумы группируются и создают защищенное идеологическое пространство. Подсознательное стремление к справедливости заставляет представителей контркультуры искать причины своего «изгнания» из общества, а в результате обычно признают нежизнеспособность глобальной культуры.

Далее, как правило, следует попытка выработать концепцию идеального общества с формулой «исправления ошибок» предыдущего поколения.

Примеры контркультуры и ее характерные черты

С точки зрения современной культурологии контркультура представляет собой некий свод социокультурных ориентаций, противопоставляемых культуре, которая превалирует в конкретном обществе.

Однако если традиционная культура совмещает в себе самые основные ценности (например, государство, власть, религия, искусство, образование), то для контркультурного дискурса характерны несколько иные черты:

  1. деструктивность;
  2. революционность (но революционность разрушающая);
  3. анархичность;
  4. нетрадиционность (как культурных, так и религиозных форм).
Основные функции контркультуры

Более того, не всякое явление с меткой контркультурного – искреннее. Так, знаменитые исполнители с удовольствием апеллируют к теме протеста, чтобы подогреть интерес или привлечь новую аудиторию. При этом они остаются в канве существующей системы ценностей.

Дуализм проявляется во многих аспектах, например:

  1. критиковать политиков – участвовать в политических акциях;
  2. пропагандировать хулиганство – быть законопослушным;
  3. публично скандалить – предварительно прописать сценарий «конфликта» и пр.

Дух юности, самоутверждения и бунтарства прекрасно монетизируется. Однако эффективно вести бизнес, придерживаясь концептов, провозглашаемых в песнях и на гастролях, – дело довольно сложное. Чаще всего стремление к выгоде побеждает и приходится идти на компромисс с совестью, эксплуатируя сценический облик.

Ярким примером контркультуры является уголовная среда, где постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.

Вместо заключения

Буквально каждый является частью суб- или контркультуры, и возможно, даже не одной. Нахождение в привычном окружении не позволяет этого осознать, но тщательный анализ и попытка сравнения с глобальными культурными явлениями покажут истинное положение вещей.

В некоторых случаях осознанный мировоззренческий протест необходим для серьезных социальных изменений, как во времена революций, но в большинстве случаев желание противостоять обществу естественным образом пропадает по мере взросления.

Ваш комментарий или отзыв