Что такое аниме и чем уникален этот мир

26 августа 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть такие слова, значение которых, как мы думаем, абсолютно понятно, но зачастую оказывается, что это не так.

Одно из таких слов – «аниме», которому большинство специалистов приписывает западногерманское происхождение благодаря наличию в англоязычном употреблении существительного «animation» («оживление, одушевление, живость, анимация»).

Комиксы

Однако в японском языке это самое «анимейшн» и пишется слишком длинно, и произносится проблематично, поэтому его просто сократили до «аниме».

В таком виде термин стали использовать в комиксовой культуре (манга-эйга), получившей особенно широкое распространение в Японии во второй половине прошлого века.

Аниме – что это за жанр и как он появился

Зарождение вселенной аниме тесно связано с появлением особого вида графики – манги, прародителем которой считается легендарный иллюстратор и гравер Кацусика Хокусай (1760 – 1849).

Будучи великим мастером укиё-э, он начал создавать гротески (это что?) и другие «странные и/или веселые картинки», связанные одним сюжетом.

Первая серия таких картинок, выполненных исключительно в черно-белой подаче, появилась в 1814 году из-под талантливой руки Хокусая, впервые назвавшего произведения такого рода мангой.

Но только в начале следующего века японские кинематографисты решились на эксперименты с «оживлением» подобных картинок, подхватив идею предтечи рисованной мультипликации Эмиля Рейно и создав в 1917 году первый анимационный фильм продолжительностью в две минуты.

Существенную лепту в развитие манги внесло, как ни странно, правительство Японии, своевременно сумевшее разглядеть в этом массовом увлечении весьма эффективный инструмент воздействия.

И он превосходно сработал после окончания Второй Мировой, когда страну наводнили американские оккупанты, не расстававшиеся со своим «интеллектуальным пайком» – комиксами.

Японцы, известные своей склонностью к минимализму, быстро адаптировали этот формат под собственную аудиторию и придали ему больше национальной эстетики, что давно стало традицией в японской живописи.

И вот что еще характерно для этого вида графики:

  1. схематичность изображения ртов и носов;
  2. очевидная прорисовка характера героев – делается это посредством конкретных атрибутов внешности.

    Так, например, персонаж со вспыльчивым характером наделяется рыжими волосами, герой-эксцентрик или хулиган изображается с осветленными волосами, а какой-нибудь неоднозначный или скользкий тип – со взглядом исподлобья и длинной челкой, почти закрывающей глаза;
  3. большие глаза – в мангах у большинства персонажей глаза просто огромные, что вовсе не типично для японцев.

    Однако в Стране Восходящего Солнца широко открытые глаза считаются не только символом молодости и наивности, но и признаком готовности к созерцательности и познанию мира;
  4. буквальное изображение чувств и эмоций – одна из ключевых особенностей японского аниме.

    Девочка
    На любом моменте воспроизведения любого персонажа могут превратить в милого котенка или пушистого кролика, тем самым показывая, что он «дурашливо настроен». Если герой злится, его рот обретает черты рычащей пасти, а если он в стрессе, то весь дрожит и может начать «обесцвечиваться».

Таким образом, осталось только уточнить, что аниме – это не вообще и не всякая мультипликация, а именно японские мультфильмы, выделяемые в особый жанр анимационного кино.

Вселенная аниме и ее стилистические признаки

Долгое время манга оставалась практически единственным источником сюжетных фабул аниме, пока свету не явился еще один великий художник, совершивший настоящий переворот в мире манги, тем самым превратив ее в подлинного флагмана японской поп-культуры.

Это был доктор философии, аниматор и непревзойденный мангака-мастер Осаму Тэдзука (1928 – 1989), которого часто называют Уолтом Диснеем японской мультипликации.

Он призывал дизайнеров аниме и кинорежиссеров отказаться от подражания полнометражным американским мультфильмам. Тэдзука предложил перестать конкурировать с ними и полностью сосредоточиться на специфических предпочтениях отечественной аудитории.

Мальчик

А поскольку в Японии практически все читают мангу, то самое оптимальное, что можно дать зрителю такой широкой (в возрастном охвате) аудитории, – это телевизионные сериалы, ориентированные именно на японцев.

Со временем манга утратила свой статус единственного кладезя вдохновения при создании аниме, потому что вскоре к ней естественным образом присоединились такие источники, как:

  1. ранобэ – фэнтезийные «лайт-новеллы», очень популярные в Японии благодаря величайшему разнообразию жанров, обилию живых диалогов и замысловатости линий развития сюжета (это как?);
  2. фабулы (это что такое?) классической литературы (чаще всего – из исторических повестей);
  3. произведения японского эпоса;
  4. «визуальные романы» по мотивам популярных компьютерных игр.

Еще одна яркая стилистическая особенность японской анимации – высочайшее качество озвучки.

В Японии существует целая индустрия по подготовке актеров озвучивания, которых называют сэйю.

Озвучка

И если в других странах для озвучки приглашают обычных актеров, то в Стране Восходящего Солнца это отдельная специальность и весьма уважаемая профессия. Что неудивительно, поскольку свыше 60% всех аниме-сериалов в мире – японского производства.

Вместо заключения

Аниме – одна из самых увлекательных вселенных, это щедрый на впечатления мир, обладающий магическим воздействием на всех, кто способен его понять, а не только на своих поклонников.

Кстати, для них тоже имеется свое название – отаку. В принципе, в Японии так именуют любого человека, чем-то сильно увлеченного, но только из «рыцарей манги» получается так много полноценных мангак, дизайнеров аниме и даже именитых кинорежиссеров.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Рубрика: ЧАстые ВОпросы

Комментарии и отзывы

Снежана

Честно говоря, я терпеть не могу аниме, хотя знаю, что у этого специфичного жанра много поклонников по всему миру. Мне больше по душе старые, советские мультики 🙂

Ответить
Александр

Пару лет назад подсел на аниме. Эта культура далеко не для всех, многие персонажи и мир довольно сложный, в это надо вникать, но меня это зацепило. Думаю что к аниме нельзя относиться нейтрально, ты либо любишь, либо остро отвергаешь.

Ответить
Дмитрий

У меня сын фанат аниме. Уже скоро институт заканчивает (при этом и работает), но фанатеет от мультиков. Мне не понять, но осуждать тоже не собираюсь. Каждому свое.

Ответить

Текст Вашего сообщения:

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписаться на новые комментарии к этой статье