Что такое аниме и чем уникален этот мир

6 апреля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть такие слова, значение которых, как мы думаем, абсолютно понятно, но зачастую оказывается, что это не так.

Одно из таких слов – «аниме», которому большинство специалистов приписывает западногерманское происхождение благодаря наличию в англоязычном употреблении существительного «animation» («оживление, одушевление, живость, анимация»).

Комиксы

Однако в японском языке это самое «анимейшн» и пишется слишком длинно, и произносится проблематично, поэтому его просто сократили до «аниме».

В таком виде термин стали использовать в комиксовой культуре (манга-эйга), получившей особенно широкое распространение в Японии во второй половине прошлого века.

Аниме – что это за жанр и как он появился

Зарождение вселенной аниме тесно связано с появлением особого вида графики – манги, прародителем которой считается легендарный иллюстратор и гравер Кацусика Хокусай (1760 – 1849).

Будучи великим мастером укиё-э, он начал создавать гротески (это что?) и другие «странные и/или веселые картинки», связанные одним сюжетом.

Первая серия таких картинок, выполненных исключительно в черно-белой подаче, появилась в 1814 году из-под талантливой руки Хокусая, впервые назвавшего произведения такого рода мангой.

Но только в начале следующего века японские кинематографисты решились на эксперименты с «оживлением» подобных картинок, подхватив идею предтечи рисованной мультипликации Эмиля Рейно и создав в 1917 году первый анимационный фильм продолжительностью в две минуты.

Существенную лепту в развитие манги внесло, как ни странно, правительство Японии, своевременно сумевшее разглядеть в этом массовом увлечении весьма эффективный инструмент воздействия.

И он превосходно сработал после окончания Второй Мировой, когда страну наводнили американские оккупанты, не расстававшиеся со своим «интеллектуальным пайком» – комиксами.

Японцы, известные своей склонностью к минимализму, быстро адаптировали этот формат под собственную аудиторию и придали ему больше национальной эстетики, что давно стало традицией в японской живописи.

И вот что еще характерно для этого вида графики:

  1. схематичность изображения ртов и носов;
  2. очевидная прорисовка характера героев – делается это посредством конкретных атрибутов внешности.

    Так, например, персонаж со вспыльчивым характером наделяется рыжими волосами, герой-эксцентрик или хулиган изображается с осветленными волосами, а какой-нибудь неоднозначный или скользкий тип – со взглядом исподлобья и длинной челкой, почти закрывающей глаза;
  3. большие глаза – в мангах у большинства персонажей глаза просто огромные, что вовсе не типично для японцев.

    Однако в Стране Восходящего Солнца широко открытые глаза считаются не только символом молодости и наивности, но и признаком готовности к созерцательности и познанию мира;
  4. буквальное изображение чувств и эмоций – одна из ключевых особенностей японского аниме.

    Девочка
    На любом моменте воспроизведения любого персонажа могут превратить в милого котенка или пушистого кролика, тем самым показывая, что он «дурашливо настроен». Если герой злится, его рот обретает черты рычащей пасти, а если он в стрессе, то весь дрожит и может начать «обесцвечиваться».

Таким образом, осталось только уточнить, что аниме – это не вообще и не всякая мультипликация, а именно японские мультфильмы, выделяемые в особый жанр анимационного кино.

Вселенная аниме и ее стилистические признаки

Долгое время манга оставалась практически единственным источником сюжетных фабул аниме, пока свету не явился еще один великий художник, совершивший настоящий переворот в мире манги, тем самым превратив ее в подлинного флагмана японской поп-культуры.

Это был доктор философии, аниматор и непревзойденный мангака-мастер Осаму Тэдзука (1928 – 1989), которого часто называют Уолтом Диснеем японской мультипликации.

Он призывал дизайнеров аниме и кинорежиссеров отказаться от подражания полнометражным американским мультфильмам. Тэдзука предложил перестать конкурировать с ними и полностью сосредоточиться на специфических предпочтениях отечественной аудитории.

Мальчик

А поскольку в Японии практически все читают мангу, то самое оптимальное, что можно дать зрителю такой широкой (в возрастном охвате) аудитории, – это телевизионные сериалы, ориентированные именно на японцев.

Со временем манга утратила свой статус единственного кладезя вдохновения при создании аниме, потому что вскоре к ней естественным образом присоединились такие источники, как:

  1. ранобэ – фэнтезийные «лайт-новеллы», очень популярные в Японии благодаря величайшему разнообразию жанров, обилию живых диалогов и замысловатости линий развития сюжета (это как?);
  2. фабулы (это что такое?) классической литературы (чаще всего – из исторических повестей);
  3. произведения японского эпоса;
  4. «визуальные романы» по мотивам популярных компьютерных игр.

Еще одна яркая стилистическая особенность японской анимации – высочайшее качество озвучки.

В Японии существует целая индустрия по подготовке актеров озвучивания, которых называют сэйю.

Озвучка

И если в других странах для озвучки приглашают обычных актеров, то в Стране Восходящего Солнца это отдельная специальность и весьма уважаемая профессия. Что неудивительно, поскольку свыше 60% всех аниме-сериалов в мире – японского производства.

Вместо заключения

Аниме – одна из самых увлекательных вселенных, это щедрый на впечатления мир, обладающий магическим воздействием на всех, кто способен его понять, а не только на своих поклонников.

Кстати, для них тоже имеется свое название – отаку. В принципе, в Японии так именуют любого человека, чем-то сильно увлеченного, но только из «рыцарей манги» получается так много полноценных мангак, дизайнеров аниме и даже именитых кинорежиссеров.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: ЧАстые ВОпросы

Комментарии и отзывы


Текст Вашего сообщения:

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписаться на новые комментарии к этой статье