Что такое стимпанк — определение, суть, течения, стили и роль в субкультуре, литературе и искусстве
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Стимпанк – стиль, жанр, даже субкультура, которая при глубоком идейном наполнении, широте реализации и сорокалетней истории (!) даже сегодня знакома далеко не всем.
Более того: тех, кто хоть поверхностно знает, что такое стимпанк, меньшинство.
Сегодня прольем свет на это необычное направление в культуре, осветим его происхождение, основные течения, области культуры.
Определение понятия Стимпанк — что это
Стимпанк (steampunk; от английских слов steam — «пар» и punk — «нехороший») — стиль в искусстве, для которого характерно художественное описание вымышленного общества людей, основанного на доведенных до совершенства технологиях паровых машин и механизмов.
Помимо этого, стимпанк является наиболее известной разновидностью популярного жанра научной фантастики — киберпанка, а также литературным течением, культурным движением и даже особой субкультурой.
Изначально стимпанк был выделен как жанр научно-фантастической литературы. В произведениях этого направления был описан мир, в котором развитие человечества пошло альтернативным путем, выстроив научно-техническую эволюцию вокруг паровых машин и механики как таковой.
При этом образцом для внешней стилизации стала Англия конца XIX – начала XX веков: эпоха королевы Виктории и раннего капитализма.
Стимпанк – это течение в рамках научной фантастики, которое моделирует цивилизацию, освоившую механику и технологию паровых машин в совершенстве. Тема общей стилизации – викторианская эпоха.
Само слово «стимпанк» появилось в 1987 году. В письме тематическому журналу Locus писатель Кевин Джетер эту лексему употребил с иронией, в поверхностной попытке создать «объединительный термин» для набиравших популярность текстов на «викторианскую тему».
Слово steampunk в английском элементарно раскладывается на steam (пар) и punk (панк). В русском языке по этой причине используется альтернативный термин – паропанк.
Термин был создан на основе уже использовавшегося слова «киберпанк» — наименования жанра, в противовес которому были написаны первые стимпанковские тексты.
Письмо Джетера опубликовали в апрельском номере. С легкой руки фантаста термин прочно вошел в обиход.
Ключевые течения стимпанка
Классификацией стимпанка в основном занимались писатели и литературоведы. Учитывая происхождение этой субкультуры, понимаем, что это деление относится к классике жанра. Насколько оно универсально – решать вам.
Классификация стимпанка от Бориса Невского
Борис Невский, который заведует литературным разделом журнала «Мир фантастики», делит стимпанк на альтернативно-исторический и фэнтезийный.
Первый можем назвать классическим – именно ему в наибольшей степени соответствует тот термин, который дан в статье (и в словарях). Действие происходит в мире, стилизованном под викторианскую эпоху.
Нарочито подчеркивается контраст по отношению к нашему времени и будущему. Некоторые авторы включают в повествование реальных исторических лиц, живших в XIX веке. Классика – «Машина различий» Гибсона и Стерлинга.
Внутри этого направления можно выделить и вестерн-стимпанк, где вместо Англии королевы Виктории изображен Дикий Запад. Общее и ключевое – ударение на историю.
Фэнтезийный стимпанк стоится на жанре фэнтези. То есть паровые механизмы здесь просто элемент в вымышленном мире. Наряду с ними описаны традиционные (и не очень) существа вроде эльфов и гномов, а также всяческое волшебство.
Классификация Вандермеера
Джефф Вандермеер – современный американский писатель-фантаст, редактор, издатель – разделил стимпанк на 7 субжанров:
- Бластерная готика. Ретрофутуризм, объединяющий текущие стили с ар-деко.
- Бойлерпанк. В классическом стипманке изображается четкое разделение на классовые слои. Бойлерпанк – взгляд на эту действительность со стороны работяг.
- Дизельпанк. Историческая подложка – мировые войны с их технологиями.
- Клокпанк. Акцент на механику вместо пара.
- Маннерпанк. Гиперболизация социальной иерархии.
- Романтизм газовых фонарей. «Классическая классика». Невооруженным глазом видна любовь к викторианской эпохе.
- Ститчпанк. Персонажи – ожившие куклы.
Эти списки – условность. Поджанры постоянно пересекаются, в ходе творчества появляются новые.
Стимпанк в массовой культуре
Родина стимпанка – массовая литература. Образцы жанра были написаны ещё в 60-е, 70-е годы, стимпанковскими их назвали постфактум. Гибсон, Далквист, Мьевиль, Стерлинг – список достойных писателей можно продолжать долго.
Как и его гипероним – научная фантастика – стимпанк вышел далеко за рамки литературы. Этот стиль нашел реализацию в большинстве направлений массовой культуры:
- Кино и мультипликация. Особая эстетика стиманка привлекает режессеров. Снимают как экранизацию классики, так и оригинальные произведения. Лукас и Миядзаки – корифеи жанра.
- Компьютерные игры. Гейминг подарил стимпанку новый виток популярности. Речь идет о множестве хитов – от старой Final Fantasy VI до современных BioShock Infinite и «Амнезии». Элементы жанра часто применяются в разных фентезийных проектах.
- Мода. Здесь актуализируется традиция – апелляция к одежде викторианской эпохи в новом переосмыслении. Модные дома представляют интересные фотосессии на данную тему, обыгрывая классические стимпанковские цвета, аксессуары и детали.
- Современное искусство, дизайн. Даже современные предметы техники, быта стилизуют: для этого используются вентили, рычаги, шестерни. Характерные материалы – кожа, медь, дерево.
Тематические мероприятия с выставками стилизованных предметов быта и чистого искусства, выступлениями актеров и косплееров проводятся сегодня регулярно.
Комментарии и отзывы (3)
Познавательно. Хорошая статья, спасибо! Творческих успехов!
Жанр для ценителей фантастики, но многие не понимают это направление. Да, в стимпанке есть свое ламповое обоняние. Но с другой стороны, слишком уж надуманным выглядит эта альтернативная история развития.
Наконец-то узнал, что это за зверь такой — стимпанк.
Вообще, странный конечно фетиш выбрали себе эти писатели, если с викторианской эпохой всё понятно, то вот паровые машины, которые были доведены до совершенства, вызывают улыбку, ибо в реальности их действительно довели до совершенства, но поняв, что дальнейшее совершенствование невозможно, от них было решено отказаться в пользу более компактных двигателей внутреннего сгорания. Авторам следовало бы знать, что совершенство — это технологический тупик.
Ваш комментарий или отзыв