Что такое Каббала — определение, как она возникла, структура и тайный смысл каббалы

Обновлено 6 апреля 2024 Просмотров: 159 303 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Возможно, вы и сами подметили, что в последние годы все чаще стали попадаться люди, не на шутку увлеченные каббалой.

Некоторые из них просто берут пример со знаменитостей и публичных людей, оказавшихся на слуху в том числе и за счет своих не совсем традиционных предпочтений в верованиях или убеждениях (типа саентологии, например).

Но нас интересует именно каббалистика, поскольку ничтожно малая часть современников имеет хоть какое-то понятие об этом древнем учении.

Кто-то считает каббалистов сектой, кто-то – последователями запрещенного подвида религии, а есть и такие, кто утверждает, что это своего рода духовная практика или некое тайное знание, связанное с колдовством и магией.

Определение понятия Каббала — что это

Каббалу принято считать религиозным учением на стыке мистики и философии.

Она пронизана эзотерическими практиками (благодаря чему и вызывает такой интерес у современников), но при этом остается органичной частью иудаизма. Одна из «программ-максимум» каббалы – совершенствование человека через познание божественной природы.

Каббала — это мистическое течение в иудаизме, по сути — способ читать и понимать Тору; в ее основе лежит представление о том, что текст Торы можно интерпретировать на четырех разных уровнях, высший из которых как раз и раскрывается посредством особенных мистических практик. В частности, особое внимание в каббале отводилось комбинаторике и интерпретации скрытой символики букв и слов.

Последователи уверены, что каббала – это все же наука, потому что в ее основе лежит достаточно обширная система знаний о мироздании.

А поскольку одним из базовых звеньев мироздания является человек, то при помощи каббалы мы можем постичь не только то, что позволяют наши ощущения благодаря всем нашим органам чувств, но и то, что нам через эти чувства не доступно.

Мироздание

Суть каббалы как учения включает в себя множество позиций и объектов познания, но мы остановимся на кратком обзоре ключевых особенностей.

В частности, это:

  1. основной предмет изучения в каббале – процесс сотворения, развития и функционирования мира, познание законов мироздания начиная с космоса и заканчивая человеком;
  2. каббала вооружает человека особыми возможностями – например, способностью ощущать, воспринимать и усваивать скрытый от большинства обывателей пласт знаний из высшего информационного уровня, управляющего нашим миром;
  3. изучение каббалы дает человеку понимание закономерностей, связанных с кругооборотами жизни;
  4. благодаря каббалистическим методикам можно рассматривать возможность включения земной жизни в структурно иную и более высокую форму – близкую к той, в которой человек существует до момента рождения и пребывает после момента смерти.

Каббалисты верят, что любая душа стремится к просветленному состоянию, которое в иудаизме имеет свое название – гмар тиккун (или тиккун олам).

В иврите этот термин трактуется как состояние окончательного исправления мироздания, конечный итог полного исправления всех свойств мира и, как следствие, – полное единение/слияние с творцом.

Ребенок

В духовной практике это означает, что любые попытки достичь просветления вынуждают душу снова и снова воплощаться в этом мире, и длиться это будет до тех пор, пока душа не выполнит истинную свою задачу или не достигнет понимания чего-то крайне важного. В этой трактовке отчетливо видны «остаточные следы» влияния буддизма .

Структура каббалы: от скрытого до явного

Определить конкретную точку отсчета истории появления каббалы довольно проблематично.

Тем не менее, как указывается в большинстве источников, в этом учении явно прослеживаются древние оккультные практики вавилоно-персидской магии, влияние философских течений Древней Греции и Египта, а также отголоски некоторых постулатов раннего христианства.

Сами каббалисты утверждают, что их учение существует более четырех тысячелетий, однако Википедия в своей пояснительной статье называет другое время зарождения каббалы – это приблизительно конец XII — начало XIII веков.

То есть, при том, что массовое распространение в Европе это эзотерическое течение получило только в XVI веке, упоминания о каббале к тому моменту насчитывали почти четыре сотни лет.

Возможно, причина столь длительного «инкубационного периода» кроется в названии этой практики: само слово «каббала», означающее «получение, принятие», подразумевает непосредственную передачу знаний от учителя к ученику. А отсутствие ранних записей обусловлено устным форматом такой передачи.

Однако наиболее существенной частью каббалистического учения является усвоение письменной составляющей, изложенной в еврейских священных книгах – Торе и Талмуде.

Считается, что человек должен постичь мудрость писания на четырех уровнях:

  1. простой текст;
  2. скрытые намеки;
  3. толкования мудрецов;
  4. тайный смысл.

Священный текст при этом воспринимается как своеобразная дорожная карта, по разметкам которой можно двигаться к безоблачному будущему для всего человечества и каждой отдельной личности. Нужно лишь суметь правильно прочитать заложенное в нем божественное откровение, а для этого необходимо тщательно все изучить.

Зоар

Что касается структуры этой системы знаний, то еврейские исследователи формально подразделяют каббалу на два ответвления.

Первое из них – течение умозрительное, основанное на древнем сочинении «Зоар», опубликованном только в XIII веке испанским рабби и уважаемым каббалистом Моше да-Леоном. Второе – прикладное, которое чаще называют каббалой действия, или каббалой маасит.

Теософское учение, основанное на «Зоаре», содержит множество философских идей, получивших свое развитие еще в эпоху поздней античности – например, гностицизм и неоплатонизм. Однако сфера его интересов строится не только вокруг изучения мироздания, но и вокруг его сотворения неизречимым божеством.

Зоар разделяет мир на три пласта:

  1. творения – где живут творческие идеи и просветленные души;
  2. создания – область живых существ и обычных душ;
  3. делания – что включает все материальные объекты.

А вот прикладная ветвь каббалы вызывает и недоумение, и искреннее любопытство у обывателей XXI века. Изначально каббала маасит была посвящена расшифровке священных книг в поисках откровения свыше: если использовать верный ключ, можно получить новое послание или прозреть будущее.

Силуэт

Постепенно эта и без того мистическая каббала действия превратилась в магическую методику, практиковавшую обращение к разным именам Бога. Современные каббалисты видят в этом легитимный способ вернуться к занятиям эзотерикой.

Каббалистическая жизнь

В основе всех каббалистических практик всегда лежало строгое выполнение предписаний иудаизма. Сегодня в этом плане начинают превалировать несколько иные факторы.

Так, например, медитация позволяет очистить разум от дурного содержимого, дает более глубокое понимание своей духовной сути и физического тела, а также наделяет человека способностью воспринимать окружающий мир не органами чувств, а душой.

Многие из знаковых для каббалы учителей обращали внимание на критичность значения образа жизни. Причем их рекомендации нередко принимали кардинально противоположную форму и допускали:

  1. как аскетизм (полный отказ от повседневных радостей);
  2. так и безудержное веселье, умение получать наслаждение и радоваться жизни.
Образ жизни

Наглядным примером второго варианта является хасидизм, обретший немалую популярность как раз в XIII веке. В его основе лежит тезис о божественном присутствии в каждом объекте или событии.

Поэтому хасиды стараются быть милосердными и радостными, демонстрировать любовь к окружающим: пение и танцы для них – один из форматов служения.

Вместо заключения

Несмотря на то, что неофиты все более настойчиво стремятся называть каббалу наукой, приверженцы традиций отметают подобные поползновения, расценивая их как попытку разделить иудаизм и каббалистическое учение – то есть уйти от базовой духовной составляющей.

Схожие тренды то и дело проявляются во многих философских ответвлениях мировых религий – сегодня и христианство, и ислам неизбежно подпадают под влияние модных тенденций.

Из-за этого дальнейшее распространение каббалы систематически критикуется. Новые сторонники ищут не просветления, а избавления от скуки. Их привлекают поверхностные знания, мистический флер и магнетизм магических практик.

Но ведь оригинальная каббала – это ключ к пониманию иудаизма как единого гармоничного учения. Стоит ли вступать в «секту каббалистов» ради моды, если сама религия чужда и неинтересна?

Комментарии и отзывы (5)

Сима

Меня удивляет, почему так много знаменитостей увлечено каббалой. Это мода или что?

Марат

Каббала такая же наука как и астрология, да пусть голливудские звёзды верят во что хотят, лишь бы не пропагандировали эту странную религию.

Дмитрий

Не, думаю, что с Вам многие не согласятся. Хотя...

Илья

Спасибо! Хорошая статья. Творческих успехов!

Александр.

Одним словом бесовщина в чистом виде.

Ваш комментарий или отзыв