Что такое гносеология

1 декабря 2019

«Самое непостижимое в этом мире – это то, что он постижим».
Альберт Эйнштейн.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы коснемся мира сложнейших понятий философии и попробуем на самом элементарном уровне разобраться в том, что же такое гносеология.

Гносеология

Многие и не слышали этого слова – его нечасто произносят в обыденной речи, хотя гносеология – одна из основных дисциплин науки философии.

Гносеология — это теория познания

Гносеология – слово из греческого языка, состоящее из двух корней: γνώσις (gnosis) – знание, λόγος (logos) – учение. В дословном переводе получается, что это учение о знании, но в философии принято кратко определять гносеологию как теорию познания.

Привыкайте к философии

Без понимания, что такое познание, невозможно говорить о гносеологии, это ее центральная категория.

Познание в философии – это процесс получения человеком знаний о мире, его устройстве и законах.

Деятельность, направленная на получение нового, ранее неизвестного знания является одной из главных потребностей человека. Интеллект дан нам как инструмент для познания мира, без интеллектуальной деятельности человек деградирует. Собственно, познание – это развитие человека, его интеллектуальная эволюция.

«Мы не потому действуем, что познаем,
а познаем потому, что предназначены действовать».

Иоганн Г.Фихте, немецкий философ.

Таким образом, гносеология отвечает на сложнейшие философские вопросы, касающиеся проблематики познания человеком мира, в котором он существует. Перечислим часть из них.

  1. Что такое познание?
  2. Что такое истина?
  3. Какие существуют формы и методы познания?
  4. Есть ли закономерности в переходе от незнания к знанию?
  5. Что является субъектом и объектом познания?
  6. Какова структура познавательного процесса? И др.

Но пожалуй, главнейший вопрос гносеологии — возможно ли в принципе познание мира?

От ответа на этот вопрос зависит, к какому из трех направлений гносеологии тяготеет философ.

  1. Гносеологический оптимизм. Мир полностью познаваем, хотя процесс этот бесконечен.
  2. Гносеологический скептицизм. Мир познаваем в пределах границ, которые обусловлены человеческим опытом.
  3. Агностицизм. Мир непознаваем, человеческие знания – иллюзия, не отражающая реальность.

Гносеология — это философская дисциплина, которая изучает возможности и границы познания мира, структуру познавательной деятельности, существующие формы познания и его отношение к реальности, критерии истины и достоверности знания.

Что такое эпистемология

Наряду с гносеологией, употребляют термин эпистемология, отождествляя эти два понятия. Зачастую в современных переводах эпистемология, действительно, является синонимом гносеологии, т.к. в английском языке между ними нет никакого отличия.

Но в русском традиционно эпистемология (episteme – знание, наука; logos – учение) считается разделом гносеологии, занимающимся конкретно научным познанием, т.е. познанием, опирающимся на рациональную научную деятельность.

Как гносеология сложилась в самостоятельную дисциплину

По одной из версий термин «гносеология» ввел немецкий философ Эдуард Целлер в своей речи «О значении и задаче теории познания», произнесенной им в 1862 году на кафедре Гейдельбергского университета.

Философ Эдуард Целлер

Несмотря на такое позднее утверждение термина, вопрос о возможности познания мира ставился с самого начала возникновения философии в древних цивилизациях.

Античные мыслители (Парменид, Сократ, Платон, Аристотель) формируют основные проблемы гносеологии, во многом актуальные до сих пор. Несмотря на то что в античности был заложен фундамент этой науки, теория познания как таковая еще не выделялась в самостоятельную область философии.

Гносеологические изыскания были подчинены царившей в те времена онтологии (учению о фундаментальном устройстве мироздания). Так гносеология «растворялась» в онтологии вплоть до XVII века.

Средневековая религиозность обозначила новую проблему гносеологического плана – вопрос соотношения знания и веры.

Проблема познания выходит на первый план в философии Нового времени, когда меняется восприятие места человека в мире.

Свободный человек эпохи Возрождения может самостоятельно искать достоверное знание, но для этого ему необходимо преодолеть оковы ложных авторитетов и окаменевших традиций, мешающих познать истину.

Гносеология начинает приобретать черты отдельной философской дисциплины с появлением трудов англичанина Френсиса Бэкона (1561—1626 гг.) и француза Рене Декарта (1596—1650 гг.), в которых определяется разное отношение к науке и познанию.

Эмпиризм Ф. Бэкона

  1. Главный источник достоверного знания – чувственный опыт.
  2. Идея – образ вещи.
  3. Метод познания – индукция, от конкретного к абстрактному.
Рационализм Р. Декарта

  1. Основа бытия и познания – разум.
  2. Идея – мысль.
  3. Метод познания – дедукция, от абстрактного к конкретному.

Иммануил Кант (1724—1804 гг.) выводит гносеологию на новый уровень в своей «Критике практического разума», поставив под сомнение саму возможность познания мира человеком.

Вещь в себе

Кантовская «вещь в себе» непознаваема. Эта идея дала толчок к развитию направления агностицизма. При этом он утверждает, что познание заключается в синтезе эмпиризма (опыта) и рационализма (разума).

«Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить.
Только из соединения их может возникнуть знание».

Иммануил Кант, немецкий философ.

Георг Гегель (1770—1831 гг.) в отличие от Канта признает познаваемость мира, причем методом познания мира («абсолютной идеи») у него становится диалектика во главе со знаменитой триадой «тезис-антитезис-синтез».

«Человек бессмертен благодаря познанию.
Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия».

Георг Гегель, немецкий философ.

В сущности, благодаря Бэкону, Декарту, Канту и Гегелю гносеология как теория познания стала выделяться последующими поколениями философов в отдельную, требующую фундаментального подхода область философской науки.

Современная гносеология

Сейчас гносеология не единственное направление, предметом изучения которого является познание как таковое.

На базе гносеологической проблематики зародились новые научные направления, занимающиеся познанием – когнитивная психология, логика, науковедение, история науки, социология (что это такое?), методология и проч.

Современная гносеология продолжает развиваться, проповедуя «правило сотрудничества», синтеза с другими дисциплинами.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Десерт
* Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Комментарии и отзывы


Текст Вашего сообщения:

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписаться на новые комментарии к этой статье