Что такое гносеология — определение, история понятия и эволюция раздела философии гносеология

Обновлено 28 марта 2024 Просмотров: 68 903 Автор: Дмитрий Петров

«Самое непостижимое в этом мире – это то, что он постижим».
Альберт Эйнштейн.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы коснемся мира сложнейших понятий философии и попробуем на самом элементарном уровне разобраться в том, что же такое гносеология.

Гносеология

Многие и не слышали этого слова – его нечасто произносят в обыденной речи, хотя гносеология – одна из основных дисциплин науки философии.

Определение понятия Гносеология — что это

Гносеология — это раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

Гносеология – слово из греческого языка, состоящее из двух корней: γνώσις (gnosis) – знание, λόγος (logos) – учение. В дословном переводе получается, что это учение о знании, но в философии принято кратко определять гносеологию как теорию познания.

Привыкайте к философии

Без понимания, что такое познание, невозможно говорить о гносеологии, это ее центральная категория.

Познание в философии – это процесс получения человеком знаний о мире, его устройстве и законах.

Деятельность, направленная на получение нового, ранее неизвестного знания является одной из главных потребностей человека. Интеллект дан нам как инструмент для познания мира, без интеллектуальной деятельности человек деградирует. Собственно, познание – это развитие человека, его интеллектуальная эволюция.

«Мы не потому действуем, что познаем,
а познаем потому, что предназначены действовать».

Иоганн Г.Фихте, немецкий философ.

Таким образом, гносеология отвечает на сложнейшие философские вопросы, касающиеся проблематики познания человеком мира, в котором он существует. Перечислим часть из них.

  1. Что такое познание?
  2. Что такое истина?
  3. Какие существуют формы и методы познания?
  4. Есть ли закономерности в переходе от незнания к знанию?
  5. Что является субъектом и объектом познания?
  6. Какова структура познавательного процесса? И др.

Но пожалуй, главнейший вопрос гносеологии — возможно ли в принципе познание мира?

От ответа на этот вопрос зависит, к какому из трех направлений гносеологии тяготеет философ.

  1. Гносеологический оптимизм. Мир полностью познаваем, хотя процесс этот бесконечен.
  2. Гносеологический скептицизм. Мир познаваем в пределах границ, которые обусловлены человеческим опытом.
  3. Агностицизм. Мир непознаваем, человеческие знания – иллюзия, не отражающая реальность.

Гносеология — это философская дисциплина, которая изучает возможности и границы познания мира, структуру познавательной деятельности, существующие формы познания и его отношение к реальности, критерии истины и достоверности знания.

Определение — что такое эпистемология

Наряду с гносеологией, употребляют термин эпистемология, отождествляя эти два понятия. Зачастую в современных переводах эпистемология, действительно, является синонимом гносеологии, т.к. в английском языке между ними нет никакого отличия.

Но в русском традиционно эпистемология (episteme – знание, наука; logos – учение) считается разделом гносеологии, занимающимся конкретно научным познанием, т.е. познанием, опирающимся на рациональную научную деятельность.

Как гносеология сложилась в самостоятельную дисциплину

По одной из версий термин «гносеология» ввел немецкий философ Эдуард Целлер в своей речи «О значении и задаче теории познания», произнесенной им в 1862 году на кафедре Гейдельбергского университета.

Философ Эдуард Целлер

Несмотря на такое позднее утверждение термина, вопрос о возможности познания мира ставился с самого начала возникновения философии в древних цивилизациях.

Античные мыслители (Парменид, Сократ, Платон, Аристотель) формируют основные проблемы гносеологии, во многом актуальные до сих пор. Несмотря на то что в античности был заложен фундамент этой науки, теория познания как таковая еще не выделялась в самостоятельную область философии.

Гносеологические изыскания были подчинены царившей в те времена онтологии (учению о фундаментальном устройстве мироздания). Так гносеология «растворялась» в онтологии вплоть до XVII века.

Средневековая религиозность обозначила новую проблему гносеологического плана – вопрос соотношения знания и веры.

Проблема познания выходит на первый план в философии Нового времени, когда меняется восприятие места человека в мире.

Свободный человек эпохи Возрождения может самостоятельно искать достоверное знание, но для этого ему необходимо преодолеть оковы ложных авторитетов и окаменевших традиций, мешающих познать истину.

Гносеология начинает приобретать черты отдельной философской дисциплины с появлением трудов англичанина Френсиса Бэкона (1561—1626 гг.) и француза Рене Декарта (1596—1650 гг.), в которых определяется разное отношение к науке и познанию.

Эмпиризм Ф. Бэкона

  1. Главный источник достоверного знания – чувственный опыт.
  2. Идея – образ вещи.
  3. Метод познания – индукция, от конкретного к абстрактному.

Рационализм Р. Декарта

  1. Основа бытия и познания – разум.
  2. Идея – мысль.
  3. Метод познания – дедукция, от абстрактного к конкретному.

Иммануил Кант (1724—1804 гг.) выводит гносеологию на новый уровень в своей «Критике практического разума», поставив под сомнение саму возможность познания мира человеком.

Вещь в себе

Кантовская «вещь в себе» непознаваема. Эта идея дала толчок к развитию направления агностицизма. При этом он утверждает, что познание заключается в синтезе эмпиризма (опыта) и рационализма (разума).

«Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить.
Только из соединения их может возникнуть знание».

Иммануил Кант, немецкий философ.

Георг Гегель (1770—1831 гг.) в отличие от Канта признает познаваемость мира, причем методом познания мира («абсолютной идеи») у него становится диалектика во главе со знаменитой триадой «тезис-антитезис-синтез».

«Человек бессмертен благодаря познанию.
Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия».

Георг Гегель, немецкий философ.

В сущности, благодаря Бэкону, Декарту, Канту и Гегелю гносеология как теория познания стала выделяться последующими поколениями философов в отдельную, требующую фундаментального подхода область философской науки.

Современная гносеология

Сейчас гносеология не единственное направление, предметом изучения которого является познание как таковое.

На базе гносеологической проблематики зародились новые научные направления, занимающиеся познанием – когнитивная психология, логика, науковедение, история науки, социология , методология и проч.

Современная гносеология продолжает развиваться, проповедуя «правило сотрудничества», синтеза с другими дисциплинами.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Михаил

Здесь нужно отделять познание мира человечеством от познания мира конкретным человеком.

Может ли конкретный человек познать до конца мир? Думаю, что нет, ибо жизни на это ему не хватит, а вот человечество вполне способно на такой подвиг, ведь по мере существования нашего вида, мы только и делаем что копим знания. Хоть и трудно, сидя внутри коробки, понять, что есть коробка, но все же это возможно.

Ирина

Немного сложно. То есть мы всю жизнь занимаемся гносеологией? Ведь человек реально познает мир. То есть это стремление к познанию нового и новым знаниям?

Можно ли познать мир? Наверное нет, так как он реально огромен и всей жизни на это не хватит. Тем более, что все мы крутимся вокруг мирка, нами же созданного, и любой выход из зоны комфорта для нас непривычен.

Ваш комментарий или отзыв