Тора: что это значит для верующих

Обновлено 8 декабря 2023 Просмотров: 53 473 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многовековые странствия еврейского народа популяризировали часть иудейской культуры.

Сегодня многие знакомы с понятием «талмуд», слышали о каббале, видели свитки Торы, но весьма и весьма отдаленно понимают суть перечисленных вещей.

Книга

Но что такое Тора и что положено в основу этой религиозной и даже юридической системы иудеев?

Тора — это отражение религиозных воззрений

Оригинальный текст – неотъемлемая часть любого религиозного культа, поэтому его значение и толкования всегда регулировались священнослужителями.

Касательно Торы – равно как и в случае с христианской Библией, – предполагается, что Моисей получил эти божественные законы во время сорокадневного бдения на горе Синай.

Что такое Тора

Позже эти заповеди стали базовой основой для духовного руководства, дарованного всем людям «колена Израилева». А поскольку иудаизм придерживается концепции, что мир создавался именно по этим законам, вносить хоть какие-то изменения в эти тексты категорически запрещено. Также нельзя заменять писание иными текстами.

Иудаизм

Однако многие ключевые понятия оказываются либо слишком расплывчатыми, либо слишком обширными.

Возможно, именно этот фактор обусловил существование двух вариантов Торы:

  1. письменной;
  2. устной.

Письменные законы фиксируются на пергаментах и свитках, а подробные разъяснения по исполнению передаются устно. Впоследствии устные толкования систематизировали, свели воедино и записали в виде Мишны (свода ортодоксальных предписаний) и Талмуда (свода этических и правовых положений).

Составляющие Торы

Если полагаться на буквальный русский перевод, то «тора» – это «учение, предписание или закон».

И хотя для евреев это слово значит гораздо больше, в первую очередь его используют, когда речь идет о «Пятикнижии Моисеевом» – первой части Библии (у христиан она называется Ветхим Заветом), которая описывает не только полученные от Бога заповеди, но и раннюю историю иудейского народа.

Книги, входящие в состав Танаха (еврейской Библии), написаны исключительно на иврите и условно подразделяются на три группы:

  1. Тора (Хумаш) – это письменная часть, включающая в себя 5 книг «Пятикнижия Моше», и устная часть, состоящая из шести книг Мишны и последующих комментариев к ним;
  2. «Невиим» (Пророки) – 9 книг, представляющих собой хроникальные повествования и историю евреев с момента их вступления в Ханаан;
  3. «Ктувим» (Писания) – 11 заключительных книг, носящих исторический характер, и книга «Тегелим» (Книга Псалмов), состоящая из полутора сотен поэм, посвященных красоте и проблемам отношений человека и Бога.
Свиток

Массивные рукописные свитки Торы хранятся в синагогах и являются обязательной частью религиозного культа.

Их публичное чтение обязательно и проводится с периодичностью не реже одного раза в три дня (но обычно это делается чаще). В широком смысле под Торой подразумевают всю совокупность традиционного иудейского закона.

Нередко этим термином обозначают какое-то определенное предписание: например, «Тора о всесожжении» – своеобразная отсылка к конкретному закону, регулирующему нормы и порядок жертвоприношений.

В любом случае речь идет о некоем важном правиле, следовать которому требует долг и чувство уважения к наставнику.

Что это такое в допустимых толкованиях

Любой религиозный текст несколько аллегоричен и может показаться слишком запутанным, если воспринимать его буквально.

Зачастую при изучении таких текстов невозможно обойтись без расшифровки, поэтому на протяжении веков именитые богословы, уважаемые мудрецы и духовные авторитеты письменно фиксировали свои комментарии к каждому положению в Торе.

Современные расширенные издания Талмуда содержат такого рода записи, начиная с раннего средневековья и до XVIII века включительно.

При этом выделяют несколько уровней понимания текста:

  1. пшат – усвоение строится на обычном восприятии текста и простейших впечатлениях от первого прочтения (как правило, это не более чем усвоение прямого значения);
  2. ремез – считается истинным, сокрытым смыслом, спрятанным с помощью софистики за сложными логическими построениями, это своеобразная стимуляция на поиск аллегорического смысла, разнообразных намеков и подтекстов;
  3. драш – этот способ толкования понуждает соотносить друг с другом разные части библейского, раввинистического или талмудического текстов;
  4. сод – поиск глубинного смысла, раскрытие тайного и внешне скрытого содержания, использование эзотерических знаний (каббалистики) для обнаружения и понимания божественных откровений и обладания способностью предсказывать будущее.
Чтение

Как видите, Тору недостаточно просто читать, необходимо последовательное изучение и вдумчивое осмысление.

Старейшины талмудической эпохи настаивали на том, что изучать Тору необходимо исключительно на иврите, поскольку любой, даже самый точный, перевод – это всего лишь интерпретация оригинального текста, ущемляющая полноту его смысла.

Однако мудрецы позднего времени сошлись во мнении, что каждый, кто желает приобщиться к истине, может читать Тору на том языке, который ему понятен. Поэтому иудаизм приветствует наличие в Сети многочисленных сайтов, помогающих изучать Пятикнижие онлайн в любом доступном переводе.

Тора как продолжение древних традиций

Центральной частью ортодоксального культа является так называемая Сефер-Тора (она же «Книга Закона») – рукописная копия текстов Торы, используемая в ритуалах чтения еврейских молитв.

Хранят ее в особом футляре из дерева или ткани, который затем прячут в специальный шкаф. В синагогах такие шкафы располагаются на самом видном месте по центру.

В основу Сефер-Торы входят все 613 заповедей, записанных Моше по букве со слов Всевышнего, провозглашенных им на горе Синай. Наиболее непреложными считаются заповеди о самой Торе, которые касаются:

  1. владения;
  2. написания;
  3. изучения.

Согласно самой последней заповеди, каждому иудею предписывается владеть собственным свитком Торы, даже если он унаследовал таковой от родителей. И хотя можно заказать копию у профессионального писца (сойфера), намного более значимым будет считаться, если верующий лично перепишет Тору.

Старец

Поскольку это весьма сложный и кропотливый процесс, со временем была разработана особая церемония, получившая название Сиюм-Тора (или «Завершение Торы»). Каждый из присутствующих в синагоге во время такого ритуала получает право обвести одну букву по оставленным писцом контурам или формально дает поручение сойферу сделать это от своего имени. Подобная хитрость также считается выполнением заповеди.

Владеть собственным свитком необходимо из-за обязанности лично изучать писание. Но если времени не хватает, верующий должен всеми силами хотя бы поддерживать тех, кто учится. Отсюда вытекает обязательство почитать людей, обучающих Торе и знающих ее.

Причем если мужчинам на бытовом уровне следует разбираться во всем тексте, женщинам разрешено овладевать только разделами, посвященными практической части, – например, исполнению заповедей.

Вместо заключения

Религиозный текст и связанные с ним обычаи до сих пор служат укреплению социальных связей внутри семьи и всей общины. Каждый свиток – символ культурного наследия одного из древнейших народов мира.

Комплексный подход к Торе помог евреям передавать свои воззрения и духовные наставления из поколения в поколение, что позволило им сохранить традиции и культуру даже после расселения по свету.

Комментарии и отзывы (1)

Максим

Вообще интересно насколько еврейское общество религиозно, у меня есть несколько знакомых евреев, они живут обычной мирской жизнью, Тору не читают и синагогу не посещают.

Ваш комментарий или отзыв