Что такое информационное общество — определение, суть понятия, признаки и примеры, ИО в России
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Мы часто слышим про информационное общество. Но не все представляют, что это такое. Сегодня попробуем разобраться в этом вопросе.
Определение понятия Информационное Общество – что это
Информационное общество — это общество, в котором большинство работающих полностью занято (или хотя бы частично участвует) в производстве, хранении, переработке и реализации информации, особенно высшей её формы — знаний
.
Всякое общество (социум) в своем развитии проходит множество этапов.
Одним из таковых является «информационное общество» (ИО), когда информация становится одним из основных продуктов производства, а развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает значительное влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе – на управление государством, экономику, образование, медицину, культуру и искусство.
Информатизация социума является закономерным этапом развития цивилизации. ЮНЕСКО озвучило постулат о том, что информация принадлежит всем людям на планете, независимо от их расы, вероисповедования и гражданства.
Общество считается информационным, если соответствует следующим условиям:
- деятельность значительной массы его граждан связана с информацией, т.е. с ее получением, переработкой, хранением и реализаций;
- информация имеет одно из приоритетных значений во всех сферах жизни. Уровень информатизации – это ключевой показатель развития ИО;
- производство информационных услуг формирует значительную долю в суммарном ВВП (валовом внутреннем продукте);
- для распространения информации применяются все возможные технические средства передачи данных: радио, телевещание, интернет, бумажные носители. Они являются технологической основой ИО;
- существует беспрепятственный доступ к мировым информационным ресурсам;
- налажено эффективное информационное взаимодействие между людьми, учреждениями, бюрократическими структурами посредством ИКТ: социальных сетей, электронных рынков (бирж), системы электронного правительства и т.д.
Общество становится информационным при совокупном проявлении таких факторов:
- резком росте объема информации («информационной революции»);
- разработке новых методов ее поиска и хранения;
- возникновении новых видов деятельности на пространстве всемирной интернет-сети.
Для справки: принято считать, что человечество в своем развитии пережило 5 информационных революций, пусковыми механизмами которых явились следующие события:
- формирование членораздельной речи;
- изобретение письменности;
- создание книгопечатания;
- изобретение электричества и, как следствие – электрического телеграфа, телефона, радио, телевидения;
- создание компьютеров и систем передачи данных.
Вместо резюме – обобщенная трактовка понятия «информационное общество»:
Информационное общество — это новый исторический период развития общества, в котором информация и знания становятся главным продуктом производства, а создание, хранение, переработка и передача информации — одной из важнейших деятельностей в экономической, политической и культурной сферах.
Признаки информационного общества
Как определить, что общество является информационным:
- информация становится основным мотиватором развития технологий и прогресса;
- большое количество членов социума заняты в отраслях, связанных с информационными технологиями;
- налицо массовый характер распространения информации через все доступные средства связи;
- наличие доступа к мировому объему информации;
- глобализация информационного пространства;
- информационно-компьютерные технологии становятся основным инструментом для административно-управленческих процессов на всех уровнях иерархии власти.
Как проявляются признаки ИО в различных сферах нашей жизни:
- в экономической – информация становится ресурсом, использование которого позволяет внедрять инновации в производство, совершенствовать технологические процессы и материалы. Вместе с тем она превращается в товар, а также становится источником занятости членов социума;
- в политической – способствует развитию свободы слова путем расширения связей между людьми посредством ИКТ.
РФ и ИО
Развитие информационного общества ведет к формированию электронного государства.
Напомню: государство – это форма организации политической власти для управления обществом. Если общество становится информационным, то и государство также подвергается информатизации:
- исполнительную власть представляет электронное правительство;
- законодательную – электронный парламент (электронная демократия);
- судебную – электронное правосудие.
В нашей стране формирование электронного государства идет полным ходом:
- создан «Единый портал электронной демократии» (http://e-democratia.ru/);
- функционируют ключевые элементы электронного правительства:
- Единый портал государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» (https://www.gosuslugi.ru/), на котором для физических и юридических лиц доступно получение указанных услуг без личного присутствия,
- Единая система межведомственного электронного взаимодействия,
- Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) физ. и юр.лиц, а также удостоверяющий центр,
- Единая система обработки данных.
- работает система электронного правосудия (пока только в рамках арбитражных судопроизводств) (http://www.arbitr.ru/e-justice). Данный сервис предназначен для подачи документов по вопросам арбитража посредством ИКТ.
В России формированию ИО уделяется большое внимание. В 2011 году начата реализация программы «Информационное общество»:
В настоящее время в России можно выделить сферы, в которых наиболее ярко проявляется информатизация общества:
- дистанционное получение госуслуг (об этом было упомянуто чуть раньше);
- дистанционное обучение. В период пандемии, начавшейся в 2020 году, в РФ оно стало повсеместным. Экстренно был накоплен необходимый опыт, система удаленного образования показала свою жизнеспособность;
- банковское обслуживание (системы «банк-клиент»);
- телемедицина, в том числе – запись к врачам через интернет;
- удаленная работа (выполнение служебных обязанностей вне стен офиса или учреждения);
- взаимодействие физ. и юр.лиц с органами исполнительной власти (подача обращений, заявлений, жалоб через интернет-приемные соответствующих структур);
- приобретение билетов на все виды транспорта в электронном формате, сервисы такси.
Вывод: информационное общество – это не отдаленное будущее. Мы с вами находимся в эпицентре его формирования и развития.
Ваш комментарий или отзыв