Что такое информационное общество — определение, суть понятия, признаки и примеры, ИО в России

Обновлено 18 апреля 2024 Просмотров: 104 352 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Мы часто слышим про информационное общество. Но не все представляют, что это такое. Сегодня попробуем разобраться в этом вопросе.

Люди

Определение понятия Информационное Общество – что это

Информационное общество — это общество, в котором большинство работающих полностью занято (или хотя бы частично участвует) в производстве, хранении, переработке и реализации информации, особенно высшей её формы — знаний

.

Всякое общество (социум) в своем развитии проходит множество этапов.

Одним из таковых является «информационное общество» (ИО), когда информация становится одним из основных продуктов производства, а развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает значительное влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе – на управление государством, экономику, образование, медицину, культуру и искусство.

Информатизация социума является закономерным этапом развития цивилизации. ЮНЕСКО озвучило постулат о том, что информация принадлежит всем людям на планете, независимо от их расы, вероисповедования и гражданства.

Общество считается информационным, если соответствует следующим условиям:

  1. деятельность значительной массы его граждан связана с информацией, т.е. с ее получением, переработкой, хранением и реализаций;
  2. информация имеет одно из приоритетных значений во всех сферах жизни. Уровень информатизации – это ключевой показатель развития ИО;
  3. производство информационных услуг формирует значительную долю в суммарном ВВП (валовом внутреннем продукте);
  4. для распространения информации применяются все возможные технические средства передачи данных: радио, телевещание, интернет, бумажные носители. Они являются технологической основой ИО;
  5. существует беспрепятственный доступ к мировым информационным ресурсам;
  6. налажено эффективное информационное взаимодействие между людьми, учреждениями, бюрократическими структурами посредством ИКТ: социальных сетей, электронных рынков (бирж), системы электронного правительства и т.д.
Составляющие информационного общества

Общество становится информационным при совокупном проявлении таких факторов:

  1. резком росте объема информации («информационной революции»);
  2. разработке новых методов ее поиска и хранения;
  3. возникновении новых видов деятельности на пространстве всемирной интернет-сети.

Для справки: принято считать, что человечество в своем развитии пережило 5 информационных революций, пусковыми механизмами которых явились следующие события:

  1. формирование членораздельной речи;
  2. изобретение письменности;
  3. создание книгопечатания;
  4. изобретение электричества и, как следствие – электрического телеграфа, телефона, радио, телевидения;
  5. создание компьютеров и систем передачи данных.

Вместо резюме – обобщенная трактовка понятия «информационное общество»:

Информационное общество — это новый исторический период развития общества, в котором информация и знания становятся главным продуктом производства, а создание, хранение, переработка и передача информации — одной из важнейших деятельностей в экономической, политической и культурной сферах.

Признаки информационного общества

Как определить, что общество является информационным:

  1. информация становится основным мотиватором развития технологий и прогресса;
  2. большое количество членов социума заняты в отраслях, связанных с информационными технологиями;
  3. налицо массовый характер распространения информации через все доступные средства связи;
  4. наличие доступа к мировому объему информации;
  5. глобализация информационного пространства;
  6. информационно-компьютерные технологии становятся основным инструментом для административно-управленческих процессов на всех уровнях иерархии власти.

Как проявляются признаки ИО в различных сферах нашей жизни:

  1. в экономической – информация становится ресурсом, использование которого позволяет внедрять инновации в производство, совершенствовать технологические процессы и материалы. Вместе с тем она превращается в товар, а также становится источником занятости членов социума;
  2. в политической – способствует развитию свободы слова путем расширения связей между людьми посредством ИКТ.
Ноутбук

РФ и ИО

Развитие информационного общества ведет к формированию электронного государства.

Напомню: государство – это форма организации политической власти для управления обществом. Если общество становится информационным, то и государство также подвергается информатизации:

  1. исполнительную власть представляет электронное правительство;
  2. законодательную – электронный парламент (электронная демократия);
  3. судебную – электронное правосудие.

В нашей стране формирование электронного государства идет полным ходом:

  1. создан «Единый портал электронной демократии» (http://e-democratia.ru/);
  2. функционируют ключевые элементы электронного правительства:
    1. Единый портал государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» (https://www.gosuslugi.ru/), на котором для физических и юридических лиц доступно получение указанных услуг без личного присутствия,
    2. Единая система межведомственного электронного взаимодействия,
    3. Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) физ. и юр.лиц, а также удостоверяющий центр,
    4. Единая система обработки данных.
  3. работает система электронного правосудия (пока только в рамках арбитражных судопроизводств) (http://www.arbitr.ru/e-justice). Данный сервис предназначен для подачи документов по вопросам арбитража посредством ИКТ.

В России формированию ИО уделяется большое внимание. В 2011 году начата реализация программы «Информационное общество»:

Миссия программы Информационное общество

В настоящее время в России можно выделить сферы, в которых наиболее ярко проявляется информатизация общества:

  1. дистанционное получение госуслуг (об этом было упомянуто чуть раньше);
  2. дистанционное обучение. В период пандемии, начавшейся в 2020 году, в РФ оно стало повсеместным. Экстренно был накоплен необходимый опыт, система удаленного образования показала свою жизнеспособность;
  3. банковское обслуживание (системы «банк-клиент»);
  4. телемедицина, в том числе – запись к врачам через интернет;
  5. удаленная работа (выполнение служебных обязанностей вне стен офиса или учреждения);
  6. взаимодействие физ. и юр.лиц с органами исполнительной власти (подача обращений, заявлений, жалоб через интернет-приемные соответствующих структур);
  7. приобретение билетов на все виды транспорта в электронном формате, сервисы такси.

Вывод: информационное общество – это не отдаленное будущее. Мы с вами находимся в эпицентре его формирования и развития.

Автор статьи: Елена Копейкина

Ваш комментарий или отзыв