Что такое дискурс понятным языком — определение, история появления и сфера применения этого понятия
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Большинству из вас, я думаю, не очень импонируют «навороченные» словечки, смысл которых не всегда понятен с первого раза.
Однако поспешу вас успокоить на этот счет, потому что термин, который мы сегодня рассмотрим во всех ракурсах, довольно прост по смыслу и имеет немаловажное значение для нашей речи.
Если обратиться, например, к базовой теории лингвистики, то центральное определение в ней – как раз «дискурс».
Но этот термин используется во множестве сфер, не только в гуманитарной, поскольку обладает всеми характеристиками многозначного понятия. Но сначала о том, какова этимология этого слова и в каком значении оно чаще всего употребляется.
Понятие Дискурс — что это значит
Дискурс – это одно из сложных и трудно поддающихся определению понятий современной лингвистики, семиотики и философии, получившее широкое распространение в англо — и особенно франкоязычных культурах. Значение слова – речь, выступление, рассуждение. В русском языке, как и во многих европейских, этому слову нет эквивалента. Оно переводится как дискурс, дискурсия, речь, слово, текст, рассуждение.
Дискурсивное мышление философы рассматривают в двух разных аспектах, и каждый из них предполагает свое понимание этого термина.
В частности, совершенно по-разному трактуется дискурс в:
- классической философии;
- французской философии времен 60-х годов прошлого столетия (сначала постмодернизм, а чуть позже – постструктурализм).
Что касается классической (исторической) философии, то:
дискурс здесь означает любые формы коммуникации между людьми, включая все разнообразие способов речевого взаимодействия, не ограничиваясь беседой или рассказом.
Такой смысл предполагает и позднелатинская языковая практика, уже упомянутая при освещении изначальной трактовки термина.
В более широком – обобщенном – понимании под словом «дискурс» подразумевается своеобразная метафора быстрого зарождения, изменения и перемещения мыслей и/или слов между участниками любого вида общения.
Несколько иначе подошли к трактовке этого определения французские постмодернисты, философия которых наиболее четко и ярко представлена известным историком и теоретиком культуры Мишелем Фуко, создавшем первую кафедру психоанализа во Франции.
Здесь под дискурсом понимается в целом образ мышления как коммуникативное явление со сложной системой иерархии знаний и всеми идеологическими установками.
В целом и общем дискурсивное мышление характеризуется как процесс последовательного, точного, обоснованного рассуждения, которое в классике противопоставляется рассуждению интуитивному (непоследовательному, обобщенному, не имеющему строгой системы).
По мере развития науки трансформировалось и понимание отношений дискурсивного и интуитивного мышления. Так, на рубеже XVII – XVIII веков принято было считать, что первое вытекает из второго.
То есть, что именно на основе интуиции строится сначала доказательная база, а потом и сам дискурс.
Эту теорию поддерживали Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Однако Иммануил Кант, который в своем труде «Критика чистого разума» противопоставлял дискурсивной ясности понятий все, что базируется на интуитивном подходе, доказал обратное. Он называл интуитивное мышление спекулятивным, то есть опосредованным и сугубо образным.
Подобное противопоставление и неоднозначность трактовки сохранялись и в XX веке, несмотря на то, что все больше теорий базировалось на мнении, что дискурс – это последовательность коммуникативных актов.
Проще говоря, это любая языковая или речевая конструкция, которая развивается в разговоре, беседе, рассуждении. В роли последовательных коммуникативных актов могут выступать и письменные тексты с общими тематическими признаками.
Интересные факты о термине «дискурс»
Произношение этого слова допускает две разные вариации, и обе они верны.
То есть: можно произносить «дИскурс» с ударением на первом слоге, а можно делать акцент и на втором. Но более академическим и общепринятым считается второй вариант (дискУрс).
У позднелатинского слова «discursus», ставшего «прародителем» рассматриваемого понятия, довольно древняя история, уходящая корнями примерно в пятое столетие до нашей эры.
Тогда, на заре формирования основных философских течений, значение этого термина ограничивалось довольно простыми смыслами – «суета, мельтешение, круговорот, маневр, беготня».
Однако со временем, по ходу развития философской мысли и языковой деятельности, понятие дискурса обогатилось новыми смысловыми оттенками.
Так, во времена древнегреческих мыслителей – особенно Платона и Аристотеля (ок. IV в. до н.э.) – слово «discourse» использовалось для обозначения таких понятий, как «рассуждение, мышление» и «довод, аргумент».
И только гораздо позднее, после практики иносказательного употребления в смысле «беседа, речь, разговор, использование языка», это определение обрело свое непосредственное значение, используемое по сей день в большинстве современных языков.
Дискурс в лингвистике
Сегодня к теории дискурса добавились такие характеристики, как оформленность мыслей, предположение/определение целей и адресата информирования.
Выявлены новые закономерности, инициировавшие появление новых понятий, и новые критерии для классификации.
Так, например, дискурсы могут различаться:
- по типам (личностная либо статусная ориентированность);
- по жанрам (беседа, монолог, рассказ, интервью, допрос, исповедь и т.д.);
- по способам передачи (устный/письменный);
- по стилям (научный, бытовой, литературный, официальный);
- по структуре (разнообразие дискурсивных единиц).
Что касается новых понятий, то одно из самых интересных – «дискурсивное поле», под которым подразумевают совмещение или смену ключевых понятий (интеллектуальных, культурных, социальных) для решения какой-то задачи речевого взаимодействия.
Обычно это явление имеет место при формировании (или же для формирования) какого-либо дискурсивного сообщества.
Есть и такой термин, как дискурс-анализ, значение которого, кстати, кардинально отличается от похожего понятия – «дискурсивный анализ».
- Первое – это подборка методов, некая совокупность всех подходов для анализа соотношения сил в рамках конкретного разговора, текста или речи.
- А второе – это изучение речи и/или языка членов дискурсивного сообщества с общими лингвистическими особенностями.
Пример из жизни
Итак, можно смело резюмировать, что дискурс – это определенный набор ориентаций и признаков, характерных для текста или речи.
Ориентаций, которые могут использоваться в самых разнообразных контекстах – социальных, научных, исторических, философских, культурных, психологических.
В этот набор входят не только слова и предложения, но и все смысловые связи, вложенные в этот текст носителем языка.
Для примера возьмем одну из самых «заезженных» ассоциативных цепочек – слово «роза».
- Если вы ботаник, то сразу же представите себе строение этого цветка или его корневую систему.
- Если вы флорист – представите красные розы на фоне белых лилий и нежной спаржи.
- Священнослужитель представит себе бесшипную белую розу, символизирующую непорочную чистоту Девы Марии.
- Политик тут же подумает про цветную революцию
- А историк – про Войну Роз в средневековой Англии.
Это их дискурс («специалистов»).
Но допустим, вы никакой не специалист, а просто среднестатистический обыватель. Что вы подумаете, что представите?
Возможно, это:
- «О, надо не забыть купить Наташе розы на Валентинов день, она их любит»;
- «Кстати, не забыть бы взять у соседа по даче черенки тех чУдных роз, которые растут у него в саду»;
- «Помню, какая-то эстрадная дива довольно долго что-то пела про алые розы»;
- «Говорят, черных роз не бывает, а их полным-полно в каждом магазине цветов»;
- «Маринка назвала дочку Розой, надо же! Кто сейчас такие имена выбирает?»…
Вот такие мысли, ассоциации и суждения, возникающие у вас в голове, когда вы слышите какие-то слова, – это и есть ваш дискурс. По сути, это сложнейшая паутина связей слов или речи с определенным контекстом.
И этот самый дискурс напрямую зависит от особенностей вашего индивидуального контекста – лингвистического, социального, психологического, культурного и т.д.
Понятно, что это определение будет меняться со временем, как и значение любых терминов. Это зависит от «динамичности» языка, условий его развития, трансформации и, конечно, эволюции человеческой коммуникации – как в философском плане, так и в политическом.
И для таких перспектив есть немало оснований, потому что по ходу истории сложились целые школы, которые изучали теорию дискурса.
В их числе:
- французская структурно-семиологическая;
- германская лингвистическая;
- голландская когнитивно-прагматическая;
- английская логико-аналитическая;
- социолингвистическая.
Краткое резюме
Любой язык не статичен, он продолжает развиваться и меняться.
Возможно, не сегодня завтра появятся кардинально новые труды в этой области, ведь вопрос дискурса, его понимания и роли в лингвистике пока еще весьма далек от разрешения.
Такого же мнения придерживаются и эксперты:
Комментарии и отзывы (2)
Ничего себе «объяснил простыми словами». «Дискурс» благодаря постструктуралистам стал окончательно и бесповоротно
«понятием-наоборот» ( вроде « глюковины» из известного анекдота). В нем проявился дух времени, когда свободу твоего понимания ничто не должно притеснять ( ибо в основе современной межкультурной и межличностной коммуникации лежит « толерантность»). Так что «понимай-как-хочешь». Удачи всем (особенно диссертантам!)
Сначала тоже ничего не понял, а вот в конце, когда был пример, стало намного понятнее. Мне уже далеко за 30, и я к своему стыду это слово вообще даже не слышал. Поначалу читал, и думал, что это что-то типа дискуссии.
Ваш комментарий или отзыв