Что (кто) такое Цербер – определение, история появления чудовища в мифах Древней Греции
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Древнегреческая мифология – один из столпов европейской и мировой культуры. Неудивительно, что человечество сохраняет, копирует и воспроизводит множество знаковых образов на протяжении тысячелетий.
К такому наследию относится и загадочное многоголовое существо, известное как Цербер. Кто это такой, откуда взялся и почему по сей день стоит на страже, разберемся по порядку.
Определение понятия Цербер – кто это такой
По сути речь идет об одной из традиционных мистических фигур, которыми изобилует античная литература:
Цербер – это огромный пес, стоящий на страже врат Аида (согласно легенде, так называлось царство мертвых, расположенное глубоко под землей).
Имя адского пса произошло от латинского Cerberus (в древнегреческом – Κέρβερος или Кербер). Произношение «Цербер» используется в современной культуре чаще, хотя «Кербер» ближе к оригинальному греческому звучанию.
Лингвисты не смогли доподлинно установить более ранние слова, от которых могло произойти название этого чудовищного пса. Но многие античные авторы выдвигали и такие версии:
- «creoboros» («пожирающий мертвую плоть, мясо»);
- «Ker berethrou» («зло ямы»);
- «Κῆρες + βιβρώσκω» («души умерших + пожираю»).
Примечательно, что труды некоторых исследователей обнаруживают связь с другими мифическими псами мира мертвых:
- санскритское सर्वरा или sarvarā – эпитет для обозначения пса Ямы, царя загробного мира (от праиндоевропейского слова «ḱerberos», или «пятнистый»);
- древнескандинавское Garmr – пес-страж Хельхейма, северного царства мертвых (через праиндоевропейский корень «ger-«, или «рычать»).
Все варианты кажутся достоверными, но ни один не был подтвержден, так что об этимологии остается лишь гадать.
Цербер – отпрыск царей чудовищ
Согласно мифу, Цербер – это сын чудовища-великана Тифона и полуженщины-полузмеи Ехидны, которые считаются прародителями большинства монстров в древнегреческих легендах.
Описание внешности самого Цербера в разных источниках менялось, и главным камнем преткновения считалось количество голов. Оно варьировалось от одной до сотни, что впоследствии могло привести к разделению мифа и созданию сакраментальной многоголовой гидры.
Тем не менее, существует «каноничный» образ Цербера, который описывает исполинское трехголовое чудовище со змеей вместо хвоста. При этом центральная голова и хвост в отдельных историях представляются, соответственно, львиной головой и драконьим хвостом.
Классический образ пса-стража определяет его как бдительного охранника, бессменно несущего свою вахту на выходе из царства мертвых. Цербер не впускает в Аид живых, пытающихся повидаться с умершими, и не выпускает оттуда мертвых, норовящих вернуться в мир живых – так он сохраняет баланс между жизнью и смертью.
В связи с этим возникло множество колоритных традиций и крылатых выражений; «задабривание Цербера» – наиболее известный. Пока монетки, положенные на веки покойного, служили платой Харону за путешествие по Стиксу, медовая лепешка в руках мертвеца должна была стать взяткой для легендарного пса, чтобы он не мешал пройти через ворота Аида.
Термин Цербер в современной коннотации
Цербер – это своеобразный эвфемизм для обозначения людей с «синдромом вахтера».
Этим именем нередко нарекают грубых и неприятных особ, которые сидят на проходных, даже не обладая достаточными полномочиями:
- властных;
- свирепых;
- попирающих свободу.
Цербером чаще всего называют охранников или надсмотрщиков, но в быту такого эпитета может удостоиться зловредная теща или слишком увлеченная чужой жизнью соседка.
В таком случае фраза «задобрить Цербера» приобретает более конкретный характер, как бы намекая на взятку, чтобы избавиться от пристрастного внимания или хотя бы смягчить непреклонного надзирателя.
Вместо заключения
Цербер – это весьма колоритный и многогранный образ, изображающий монстра и стража одновременно.
Хотя сегодня имя употребляется больше в уничижительном контексте, сам по себе образ мифического пса лишен негативной коннотации. Он выполнял важную социальную функцию, чем заслужил признание богов и смертных: кованые статуи Цербера украшали храмы Зевса.
Даже сегодня можно услышать, как бдительных сотрудников силовых ведомств, доблестно защищающих граждан от преступности, сравнивают с Цербером – в позитивном ключе. Как видите, если соблюдать баланс между желанием и необходимостью контроля, то даже Цербер окажется гармоничной частью повседневной жизни.
Ваш комментарий или отзыв