Что такое Антипод – значение слова и сфера его употребления, примеры из литературы и жизни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мир наполнен разнообразием, и найти два идентичных объекта – настоящее чудо. А природа вносит еще больший хаос, наделяя живых существ множеством уникальных черт.
На этом фоне по-своему ценным становится такое понятие, как антипод. Что это такое, как связано с географией и почему чаще всего используется в литературе, разберемся вместе.
Определение понятия Антипод – что это
Сначала выделим основное: антипод – это древнегреческий термин, который по смыслу отождествляется с русскоязычным выражением «на другом краю земли».
По сути это простая транскрипция и прямой перевод слова «ἀντίποδες», состоящего из двух основ:
- ἄντα – «напротив»;
- πούς – «нога».
И да, буквальный смысл пытается запутать размышлениями о «противоположной ноге», однако речь здесь идет о полном противопоставлении каких-либо двух объектов. Если взглянуть на заложенный в определение пример, становится очевидно, что левая и правая конечности – при всем кажущемся сходстве – все-таки разные вещи. Как минимум – из-за зеркальной симметрии.
Если учесть историю теоретических изысканий в пространстве, то с этой точки зрения антипод – это один из способов человека познать мир
Примечательно, что упоминание ног в первоначальном термине (а он трактуется еще и как «обращенный ногами к ногам») в данном случае вполне закономерно, поскольку он связан как с изучением окружающего пространства, так и с познанием мира через путешествия.
Более того, самое первое значение относится к географии и указывает на объекты, которые кардинально противостоят друг другу.
В рамках современной науки речь идет о двух противоположных точках земного шара, поэтому географических антиподов может быть ровно два и не иначе.
На этом фоне стоит вспомнить о Мутере Мауэ, более известном в качестве «Заброшенного острова». Не менее показательным будет и другое его название – остров Антиподов. Находясь во владениях Новой Зеландии, эти земли считаются почти полной противоположностью Гринвичу, через который обычно проводится нулевой меридиан, принимая это за точку отсчета общепринятых координат. Так новозеландский архипелаг и получил яркое название.
Антипод как смысловое разделение людей
В культурно-социальном смысле антипод – это попытка найти в чужеземце свою противоположность, что исторически сложилось еще в эпоху великих открытий.
Европейская культура, несмотря на многовековые внутренние конфликты и регулярные войны, признавала за соседями в рамках континента право на некие признаки цивилизации.
Но даже окраинные государства в глазах обитателей центральной и западной Европы словно теряли частичку человечности. Что уж говорить о «дикарях» и «варварах» из-за океана!
Более того, первые исследователи сталкивались в путешествиях с довольно специфическими культурами, которые только лишний раз утверждали европейцев в их мнении о превосходстве собственной культуры над прочими. Для примера можно взять:
- кастовую систему в Индии;
- племенной строй в Африке;
- разрозненные народы в Америке и т.п.
В итоге под словом «антипод» стал подразумеваться не только противоположный конец света, но и какой-то всеобщий социум, населявший новую землю. Причем акцент делался не на их географическом положении, а на физиологических отличиях и/или на культурном, нравственном, интеллектуальном уровне.
Оценка же осуществлялась с высокомерных, предвзятых позиций, из-за чего аборигены явно проигрывали в сравнении с будущими колонизаторами. Так началось формирование наиболее распространенного в XXI веке смысла и значения этого понятия.
Антипод в литературе – это противопоставление герою?
Определенно да, однако антипод – это персонаж, которого нельзя путать с антагонистом. Пока в реальном мире слово наполнялось негативными коннотациями под влиянием ксенофобных настроений, искусство не стеснялось показывать серую мораль.
Так, на театральных подмостках и в литературных произведениях начали формироваться узнаваемые дуэты:
- героя и злодея;
- давних соперников;
- представителей разных поколений и т.п.
Только вместо привычного разделения на «черное/белое», авторы старались выделить какие-то ключевые черты, в рамках которых два персонажа кардинально различались, обладая не только разными характерами, но и противоположными взглядами, убеждениями, поведенческими паттернами.
Сначала происходило столкновение архетипов, затем – физических, идеологических различий:
- молодость против старости;
- глупость против мудрости;
- инновации против консерватизма и т.д.
Ни одну из участвующих сторон нельзя было назвать однозначно правой, а в большинстве случаев в качестве двигающего сюжет антагониста выставляли кого-то третьего.
Показательным в этом плане является «Собор Парижской Богоматери» Гюго, где антиподами друг другу представлены практически все действующие лица:
- Квазимодо – замкнутый искалеченный одиночка, отвергнутый миром;
- Эсмеральда – пребывающая вне системы яркая и жизнерадостная цыганка;
- Фролло – мрачное воплощение власти, источающее праведность и порочность одновременно;
- Феб – легкомысленный и ведомый страстью капитан стражи.
С одной стороны, эти персонажи как бы представляют разные «касты», чем и объясняются их кардинальные различия. С другой, в рамках истории они отличаются друг от друга абсолютно всем, и именно благодаря этому взаимодействие оказывается гораздо ярче, активнее, живее.
Вместо заключения
Антипод – это тот, кто есть у каждого. Несмотря на «географическую» этимологию, в русскоязычном пространстве сегодня чаще используется «литературный» вариант этого термина – то есть когда говорят о двух непохожих людях.
Слово лишено негативной коннотации, просто указывает на очевидный контраст. И разве плохо иметь перед глазами явную противоположность самому себе, чтобы пытаться переиграть ее и тем самым добиться успеха в жизни?
Ваш комментарий или отзыв