Что такое способности — определение, виды, классификация, степени развития, как найти их у себя
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Не существует людей, у которых не нашлась хотя бы одна самая заурядная способность к чему-либо. Это может быть пение, кулинария или писательский дар.
А может вы дальше всех кидаете камни? Одни в процессе самопознания обнаруживают задатки своих талантов, развивают и выстраивают с их помощью деятельность, которая приносит не только деньги, но и моральное удовлетворение.
Но бывает и наоборот: человек всю жизнь находится в поисках себя, перебирает одну работу за другой, не может определиться, что же ему больше по душе. В этой статье постараемся понять, что такое способности, как их найти и развить.
Определение понятия Способности — что это
Способностями называют психологические свойства личности, позволяющие ему быть успешным в той или иной деятельности. Это то, что получается у вас лучше всего.
Способности развиваются из задатков – личностных врожденных особенностей. Например, у вас хороший слух – это задатки. Если их развивать, то вы можете стать хорошим музыкантом.
Способности и задатки тесно связаны, но разные по своей природе. Задатки являются врожденными, то есть присутствуют у человека независимо от его воли и желания. Они просто есть.
А вот чтобы превратить их в способности, придется много практиковаться, что требует сил и времени. Новорожденный малыш не умеет ходить. Пройдет не меньше года, будет сделано множество попыток встать на ноги, пережито тысячи падений, прежде чем он научится управлять своим телом.
Способности можно охарактеризовать следующим образом:
- это нечто индивидуальное – то, что отличает нас от других;
- успешность деятельности определяется уровнем развития способностей: чем больше они развиты, тем больше эффекта получает человек от их использования в своем деле;
- они не являются навыками, но определяют легкость их приобретения;
- они не передаются по наследству и не возникают самостоятельно;
- если вы не развиваете свои способности, то постепенно они сойдут на нет до уровня задатков.
Виды способностей
Если понаблюдать за людьми, то можно увидеть, что каждый из них выделяется в какой-либо сфере деятельности более ярко, чем в остальных.
Этот факт позволил выделить несколько видов человеческих способностей:
- Умственные или интеллектуальные — помогают человеку быстро воспринимать, обрабатывать и воспроизводить информацию, строить логические цепочки, планировать.
- Технические – позволяют понимать суть работы различных механизмов, собирать, разбирать их, создавать новые, совершенствовать старые.
- Логико-математические — присутствуют у людей, которые «дружат» с цифрами: бухгалтеры, финансисты, программисты.
- Творческие – помогают людям выходить за нормативность, благодаря безграничной фантазии. Они позволяют индивиду успешно адаптироваться в любых ситуациях, вариативно мыслить, создавать нечто новое.
- Литературные — близки к творческим. Но здесь имеется в виду конкретная предрасположенность к писательскому мастерству.
- Музыкальные – это умение слышать, чувствовать и воспроизводить музыку.
- Физические – обусловлены возможностями тела. Такие способности успешно применяются в спорте, танцах, модной сфере, военной подготовке и других.
- Коммуникативные — заключаются в эмпатии, умении настраивать контакт с людьми, создавать эмоциональные связи. Такие качества актуальны для психологов, спикеров, журналистов, общественных активистов.
Классификация
Существует большое количество способностей, отличающихся друг от друга по разным критериям:
- по происхождению: природные и социальные. Первые являются врожденными или биологическими, вторые были приобретены в процессе обучения и социализации ;
- по направленности: общие и специальные – имеющие широкую сферу применения или нужные лишь для конкретного вида деятельности или действий соответственно;
- по степени развития различают: одаренность, талант, гениальность – от простого к сложному;
- по условиям развития: потенциальные и актуальные. Первые – это те способности, которые могут развиться при определенных условиях. Вторые имеются у индивида в данный момент.
Степени развития способностей
Остановимся поподробней на способностях разного уровня развития:
- Задатки – это еще не способности, но их самый начальный уровень, говорящий, что они вообще существуют. Они представляют собой склонность человека к конкретному виду деятельности. Например, если вы видите, что ваш ребенок рисует чаще и лучше, чем остальные дети, то, возможно, это есть задатки к художественным (творческим) способностям.
- Одаренность – это высшая форма развития задатков. Например, вы отлично готовите, но не являетесь кулинарным деятелем.
- Талант – личностная особенность, выражающаяся в способности создавать нечто уникальное.
- Гениальность – «потолок» развития первых трех категорий. «Гениальные люди гениальны во всем» – человек может легко выполнять любые действия.
Как их найти в себе
Некоторые люди, будучи в довольно зрелом возрасте, говорят, что не имеют никаких способностей и даже их задатков. Это в корне неверно, так как они есть у всех, просто не все их осознают и развивают.
Как же найти свои способности, когда кажется, что «природа на вас отдохнула»? Необходимо проделать исследовательскую работу, которая состоит из трех шагов:
- Возьмите чистый лист бумаги, ручку и выпишите все свои мечты, которые были у вас с того момента, как вы себя помните, и по сегодняшний день. Пишите абсолютно все, ничего не пропуская. На этот шаг может уйти час, а может день. Пишите до тех пор, пока не будете уверенны, что вспомнили действительно все.
- Затем выберите из этого списка те пункты, где речь идет о том, чем вы хотели заниматься, кем работать (мечту о поездке в Африку, чтобы почесать брюхо крокодилу, отсеиваем).
- Читайте по очереди оставшиеся пункты. Не спешите, прислушайтесь к себе, к своим чувствам после прочтения каждого. Например, вы хотели быть ветеринаром. Вспомните, что вы делали, мечтая об этом? Может кошек дворовых «лечили», выгуливали соседских собак? Какие сейчас эмоции возникают у вас при воспоминаниях?
Возможно, вы чувствуете энергетический подъем и желание немедленно пойти учиться или открыть ветклинику. А может вы понимаете, что эта профессия больше никак не резонирует в вашей душе. Вы далеки от животных в принципе, и это занятие вас никак не привлекает. Значит, вычеркиваем.
- Отобрав зерна от плевел, у вас останется совсем небольшой список того, что действительно рождает внутри вас мощный позитивный отклик. Это и есть ваши задатки, которые нужно развивать. Как это сделать? Читаем дальше.
Как превратить задатки в способности
Способность – это навык, приобрести который вы сможете легче, проще и быстрей, чем другие, если у вас есть конкретные задатки.
Это связано с тем, что у вас уже есть заложенные природой психические свойства, помогающие вам легко овладевать конкретными умениями.
Какой-то специальной инструкции по развитию природных задатков нет. Совет всего один – работать над ними. Сюда входит постоянная практика. Лучше, если вы найдете себе наставника, который обучит вас азам, будет сопровождать в обучении, подсказывать и направлять.
Приведу личный пример. У меня был диплом о высшем образовании по специальности психология, но тяга к чему-то определенному отсутствовала. Долгое время я занимался тем, что мне предлагали, но какого-то щенячьего восторга от этих дел не испытывал.
Наоборот, мне было скучно и тоскливо. У меня были смутные представления о том, что мне хотелось бы делать. Я не знал, что «это» будет конкретно, но был уверен, что от «этого» должны гореть глаза и за «это» должны платить.
Я выписал список тех увлечений, которые мне нравились в детстве, отобрал из них те, что вызывали во мне наиболее сильный эмоциональный отклик.
Затем я стал по очереди пробовать на деле каждое направление, пока одно из них не затянуло меня с головой. Далее были разные тренинги, обучающие курсы и просто «советы бывалых». Свои способности я совершенствую до сих пор.
Определение способностей – процесс энергозатратный, будьте к этому готовы. Но если ничего не делать, то вы никогда не узнаете, на что действительно способны. Пробовать, искать, ошибаться, бросать, браться за новое и снова пробовать. В таком режиме можно прожить немало времени, но результат того стоит.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Комментарии и отзывы (1)
Спасибо.Хороша,конкретная статья. Местами даже с юмором. Респект!
Ваш комментарий или отзыв