Что такое веды — определение, что такое ведическая культура и какие знания в ней заключены
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек находится в постоянном поиске информации: о природе окружающего мира или о самом себе. Некоторые опираются на повседневное общение, другие предпочитают книги современных авторов, третьи погружаются в древние учения.
Среди наиболее популярных источников сокровенного знания нередко называют веды. Что это, когда появилось и какие формы принимает?
Определение понятия Веды — что это такое
В широком смысле Веды — это собрание древнеиндийских священных текстов, почитаемое как божественное откровение. В индуизме Веды рассматриваются как средоточие абсолютной истины и всеобъемлющего знания.
В узком смысле Веды — это лишь самхиты, четыре сборника на ведийском санскрите:
- Ригведа — собрание гимнов;
- Самаведа — собрание напевов;
- Яджурведа — собрание жертвенных формул;
- Атхарваведа — собрание заклинаний и заговоров.
В отрыве от массовой культуры понятие वेद («веды») указывает на сборники древних индуистских писаний.
Оригинальные тексты написаны на санскрите, а буквальный перевод трактуется как:
- учение;
- знание;
- мудрость.
Корнями термин восходит к основе vid- , складывающейся из значений «видеть», «ведать», «знать». Очевидно, в рамках конкретного определения знание тождественно эмпирическому опыту (возможности увидеть), а зримое становится частью знания.
Вот на таком контексте и сформировалось понятие, что веды – это свод древних научных и богооткровенных знаний, объединенных в сборники стихотворных текстов, переданных человечеству через святых мудрецов.
Отголоски праиндоевропейского слова встречаются в большинстве современных европейских языков и неизменно связаны с процессом накопления информации. При этом санскритское «veda» лишено мистического окраса, а при добавлении к другим корням формирует термины, связанные с наукой в ее современном понимании:
- агада-веда – медицина;
- сасья-веда – земледелие и т.п.
Коротким «дурведа» обозначают человека невежественного. Однако не стоит путать науки с древними трактатами-ведами, названия которых – преимущественно имена собственные.
Веды и их духовное значение
Согласно индуистским воззрениям, изначальные веды на протяжении столетий передавались в устной форме. Это были молитвы-мантры, используемые представителями разных социальных прослоек для определенных целей.
И лишь в XVI до н.э. их начали фиксировать письменно: так появились первые самхиты – сборники ведических писаний, включающие в себя особые комментарии к ним (в частности, араньяки, брахманы и упанишады).
Последний сборник текстов записали уже в V веке до н.э. С этого времени начался период, когда философские и религиозные течения Индии стали делиться по отношению к ведам на астиков (сторонников) и настиков (противников) авторитета древних текстов.
Изрядная часть мантр использовалась исключительно жрецами, оставаясь ключевым элементом отправления культа. Первые три веды лежали в основе «храмового» индуизма:
- Ригведа – гимны для верховных священников (брахманов), исполняемые во время жертвоприношений;
- Яджурведа – песнопения и мантровые формулы для священников среднего звена, содержащие в том числе основные математические познания древнего мира;
- Самаведа – сборник гимнов и мантр для рядовых жрецов, исполняющих обрядовые песнопения при отправлении обычных служб.
На откуп странствующим монахам, простому народу и знахарям оставалась четвертая веда – Атхарваведа, состоящая в основном из заклинаний и целительных заговоров. Сборник «народных» вед состоит из наиболее древних и сложных к пониманию языковых форм.
Примечательно, что все тексты ведического толка обращаются к сонму дэва, взывая к многочисленным богам, чтобы те ниспослали благодать и защитили человечество от зла.
Некоторые эксперты считают пятой ведой собрание древнеиндийской литературы, написанной на санскрите более пяти тысячелетий назад:
- «Бхагавад-гита» – религиозно-философские тексты, известные как «Божественная песнь» (она же «Йога-упанишада» или «Гита-упанишада»);
- «Шримад-Бхагаватам» – свод обширных знаний по метафизике, космологии, истории развития Вселенной, а также о путях самопознания;
- «Махабхарата» – сборник текстов, содержащий произведения древнеиндийского эпоса.
В этих текстах собраны не только легенды, гимны, плачи, притчи, космогонические мифы и эпические повествования – они содержат множество комментариев и рассуждений мудрецов на богословские, политические и правовые темы, вошедших затем в основу индуистской философии.
Веды славянские: от язычества к современности
Наряду с древними индийскими ведическими знаниями существуют и славянские веды. Многие исследователи придерживаются мнения, что это одно и то же понятие, поскольку санскрит и русский – наиболее близкие языки, учитывая тесную «семейственность» индоевропейской группы.
Когда в 1950-х годах группы индийских ученых, специализирующихся на истории развития санскрита, начали свои массовые путешествия по всем уголкам СССР, они обнаружили одну уникальную особенность – целый ряд сходных элементов в языках, культуре, обрядах и традициях представителей этих двух «семей» индоевропейцев.
Вскоре после этого появился знаменитый трактат индийского профессора Рахула Санкритьяяна под названием «От Волги до Ганга». Именно в этой работе впервые введено понятие «индо-славы» и доказано древнее родство индо-ариев и славяно-ариев – двух ближайших ветвей индоевропейцев.
Что касается непосредственно славянских письменных ведических источников, то они подразделены на группы по исходному материалу-носителю:
- сантии (саньтии) – тексты, нанесенные на пластины из благородных металлов (золота, серебра и пр.) посредством чеканки и последующего заполнения знаков краской, устойчивой к коррозии;
- харатьи – старинные рукописи в виде листов пергамента или высококачественных свитков;
- волхвари – тексты, вырезанные на деревянных дощечках тщательной обработки.
Самыми древними из известных источников, относящихся к славянской ведической культуре, считаются сантии, которые чаще называют «Ведами Перуна». В этих текстах бог Перун якобы снизошел до проблем смертных людей и ответил на вопросы, заданные ему человеком.
Расцвет религиозных настроений в конце XX века дал новый толчок к изучению вед. Увы, это стало причиной формирования культов, базирующихся лишь на внешнем копировании образов и наименований.
В качестве примера меркантильного использования «бренда» можно привести славяно-арийские веды, апеллировавшие к древней культуре ради продвижения идей расового, этнического превосходства.
Этот сборник псевдосвященных текстов, изданный эзотериком А.Хиневичем в 1999 году, не только изобилует имплицитной неонацистской семантикой, но и содержит множество императивных высказываний и неприкрытых призывов к недопущению межрасовых браков.
Книга стала основой нового учения, возникшего в Омске в начале 1990-х, – инглиизма, одного из ответвлений радикального неоязычества, базирующегося на идеологии нацизма. По сути, это активная пропаганда идей превосходства «Великой Расы», замешанная на антисемитизме и христианофобии.
И только в октябре 2015-го решением Омского суда эти материалы были признаны экстремистскими, а все издания и переиздания подлежали изъятию.
Вместо заключения
Старинные ведические тексты – кладезь духовного и культурного опыта. Благодаря этим древним знаниям, шесть важных для культуры дисциплин относят к вспомогательным ведическим:
- фонетику;
- поэтический метр;
- грамматику;
- этимологию;
- астрологию;
- ритуаловедение.
Главная ценность ведической культуры – в том, что она всемирная, транснациональная. Это своего рода единая духовная протокультура, которая сопутствовала эволюции каждой цивилизации.
Тем не менее воспринимать изложенное в ведах нужно с точки зрения просвещенного человека, опираясь на логику, науку и объективные знания о реальности. Тогда знакомство с ведами не затуманит разум, но обязательно обогатит внутренний мир!
Ваш комментарий или отзыв