Релевантность — что это простыми словами и на что она влияет

Обновлено 28 ноября 2023 Просмотров: 63 701 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. При общении друг с другом SEO-специалисты любят оперировать сложными словами и фразами, которые новичкам кажутся непонятными.

Но если копнуть глубже, значение большинства из них оказывается довольно простым.

Пазлы

Сегодня я расскажу вам о таком термине, как релевантность, что это простыми словами и на что влияет.

Релевантность — что это

Термин пришел из английского языка. В переводе на русский relevant — «важный» или «относящийся к делу».

Релевантность — это соответствие результатов поиска ожиданиям пользователя. Говоря простыми словами, релевантность показывает, насколько точный и развернутый ответ получит человек, введя запрос в поисковую строку.

Объясню на примере, как это работает. Вы хотите узнать в Яндексе или Гугле по фразе «компьютеры» цену игровых ноутбуков, но вместо этого поисковая система выдает информацию о том, что такое компьютер, когда был изобретен, где использовалась первая ЭВМ.

Релевантен ли результат поиска запросу? Нет, так как вы не нашли того, что нужно. Поэтому вы продолжите искать дальше и будете использовать более конкретную фразу типа «купить ноутбуки в Москве». В таком случае поиск Yandex и Google выдаст ответы, которые лучше соответствуют вашим ожиданиям.

В результатах поиска наиболее релевантные страницы всегда располагаются на первых строчках выдачи.

Поэтому начинающим SEO-специалистам нужно заботиться не только об оптимизации контента, но также уделить внимание его информативности и адекватности.

Виды релевантности

Существует несколько видов релевантности сайтов:

  1. Формальная. На этом виде релевантности основано ранжирование поисковых систем. Принцип таков: содержимое запросов пользователей путем алгоритмов сравнивается с образом документа в индексе.

    Релевантность здесь рассчитывается по определенной формуле на основе данных, которые собирает поисковый робот. Человеческий фактор здесь роли не играет.

  2. Содержательная. Определяется неформальным путем и применяется поисковыми системами для оценки качества поиска.
    Поиск

    Специальные люди, именуемые асессорами и работающие в компаниях Google (читайте про асессоров Гугла) и Yandex (читайте про асессоров Яндекса), вручную оценивают результаты поиска, руководствуясь личными предположениями насчет соответствия ресурса введенному запросу.

  3. Пертинентность. Этот вид релевантности сайтов нужен для полного удовлетворения потребностей пользователя. Благодаря этому пертинентность стала эталоном для всех существующих поисковых систем.

Внутренние факторы релевантности

Вы уже знаете, что такое релевантность и каковы ее виды. Теперь я хотел бы рассказать о ее внутренних и внешних факторах.

Релевантность показывает, насколько эффективно работает поисковая система, что определяется по специальному алгоритму.

Учитываются количество, грамотность распределения и качество использованных ключевых фраз, их соотношение с общим объемом текста, информативность контента, тематика и посещаемость ресурса.

Улучшить поведенческие показатели сайта и заинтересовать пользователя остаться на сайте поможет интересный контент.

Если пользователь долго изучает содержимое страницы, на которую перешел из поиска, то, по мнению Яндекса и Гугла, контент на ней соответствует ожиданиям пользователя и дает ответ на его вопросы.

Мишень

Поэтому в каждой статье важно полностью раскрывать тему, дополнять текст информативными уникальными изображениями и видео.

Что учитывать при добавлении ключевых слов

  1. Плотность. Слишком много ключевых фраз использовать не нужно, они должны распределяться по тексту равномерно и естественно. В случае их избытка поисковые системы могут посчитать контент спамным и пессимизировать сайт в выдаче.

    Алгоритмы Яндекса и Гугла поощряют полноценные и развернутые ответы на вопросы, поэтому, если на статью в 10 тысяч символов присутствует только 1-2 ключевых слова, попасть на первую страницу поисковой выдачи все равно реально.

  2. Расположение. Ключевые слова рекомендуется использовать в тексте, тегах title и description, keywords, заголовке H1, подзаголовках H2-H6, а также в теге alt изображений.

    Это следует делать не в ущерб читаемости и логичности, так как в противном случае получится обратный эффект.

Какие еще внутренние факторы влияют на ранжирование

  1. Технические показатели:
    1. скорость загрузки сайта;
    2. наличие файлов robots.txt и sitemap.xml;
    3. правильная настройка редиректов;
    4. грамотный кодинг;
    5. отсутствие дублей, битых ссылок и критических ошибок на сайте;
    6. Оптимизация сайта под просмотр на мобильных устройствах.
  2. Обновления. Контент должен обновляться с определенной периодичностью: чем чаще, тем лучше. Это способствует тому, что поисковый бот регулярно заходит на сайт и впоследствии проникается доверием к нему.
  3. Удобство навигации. Этот фактор напрямую влияет на поведенческие факторы: процент отказов, проведенное на ресурсе время, глубина просмотров и конверсии.

    Ресурс должен иметь приятный дизайн, а текстовый контент — быть разбит на подзаголовки, небольшие абзацы, иметь нумерованные или маркированные списки.

Внешние факторы релевантности

Основной внешний фактор релевантности сайта — это его популярность, то есть количество ссылающихся на него ресурсов.

Но нельзя забывать о качестве: ссылки рекомендуются с авторитетных и заслуживающих доверия, по мнению поисковой системы, сайтов. Также желательно, чтобы тематика ресурсов-доноров была схожей с направленностью сайта-акцептора.

Для оценки качества входящих ссылок поисковыми системами были разработаны собственные критерии. У Яндекса — это ИКС (бывший тИЦ — тематический индекс цитирования), у Google — Page Rank (назван в честь основателя компании Ларри Пейджа).

Популярным сайтам многое прощается, но есть еще десятки (если не сотни) внешних факторов, влияющих на ранжирование и входящих в формулу ее расчета.

На вскидку:

  1. Удачное представление сайта в поисковой выдаче (сниппет, заголовок, дополнительная информация).
  2. Трафик (переходы) на сайт с других (не поисковых) источников (соцсетей, закладок браузера, других сайтов).
  3. Удачный вирусный маркетинг
  4. Рекламные кампании (для коммерческих сайтов)

Вот и все, дорогие друзья. Я постарался простым языком рассказать о понятии релевантность, что такое и какие факторы существуют. Надеюсь, что после прочтения статьи у вас не останется вопросов.

В любом случае приглашаю обсудить тему в комментариях, где вы сможете поделиться своими соображениями с другими читателями блога KtoNaNovenkogo.ru.

А в завершение предлагаю посмотреть видео о том, что такое релевантность:

Комментарии и отзывы (2)

Игорь

При написании статьи, как понять, какие фразы будут ключевыми, это из статистики запросов что ли можно выяснить?

Дмитрий

Игорь: по хорошему, перед написание нужно составить семантическое ядро будущей статьи.

Зайти, например, в Яндекс Вордстат и понять, под какие запросы лучше оптимизироваться статью (выбрать наиболее часто употребляемые).

Собрать еще сопутствующие фразы, которые обязательно должны быть в статьях этой тематики (есть специальные сервисы для этого).

После этого составить ТЗ копирайтеру с ключевыми словами и словами сопутствующими. По окончании работы проверить естественность текста и убрать лишние упоминания, ключевых фраз, если копирайтер перестарался.

Такую статью поисковая система, скорее всего, посчитает релевантной продвигаемому запросу (запросам). Ну, а если статья будет еще и интересной (полезной), то со временем она может занять верхние строчки в поиске по нужным вам фразам.

Ваш комментарий или отзыв