Релевантность — что это простыми словами и на что она влияет
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. При общении друг с другом SEO-специалисты любят оперировать сложными словами и фразами, которые новичкам кажутся непонятными.
Но если копнуть глубже, значение большинства из них оказывается довольно простым.
Сегодня я расскажу вам о таком термине, как релевантность, что это простыми словами и на что влияет.
Релевантность — что это
Термин пришел из английского языка. В переводе на русский relevant — «важный» или «относящийся к делу».
Релевантность — это соответствие результатов поиска ожиданиям пользователя. Говоря простыми словами, релевантность показывает, насколько точный и развернутый ответ получит человек, введя запрос в поисковую строку.
Объясню на примере, как это работает. Вы хотите узнать в Яндексе или Гугле по фразе «компьютеры» цену игровых ноутбуков, но вместо этого поисковая система выдает информацию о том, что такое компьютер, когда был изобретен, где использовалась первая ЭВМ.
Релевантен ли результат поиска запросу? Нет, так как вы не нашли того, что нужно. Поэтому вы продолжите искать дальше и будете использовать более конкретную фразу типа «купить ноутбуки в Москве». В таком случае поиск Yandex и Google выдаст ответы, которые лучше соответствуют вашим ожиданиям.
В результатах поиска наиболее релевантные страницы всегда располагаются на первых строчках выдачи.
Поэтому начинающим SEO-специалистам нужно заботиться не только об оптимизации контента, но также уделить внимание его информативности и адекватности.
Виды релевантности
Существует несколько видов релевантности сайтов:
- Формальная. На этом виде релевантности основано ранжирование поисковых систем. Принцип таков: содержимое запросов пользователей путем алгоритмов сравнивается с образом документа в индексе.
Релевантность здесь рассчитывается по определенной формуле на основе данных, которые собирает поисковый робот. Человеческий фактор здесь роли не играет.
- Содержательная. Определяется неформальным путем и применяется поисковыми системами для оценки качества поиска.
Специальные люди, именуемые асессорами и работающие в компаниях Google (читайте про асессоров Гугла) и Yandex (читайте про асессоров Яндекса), вручную оценивают результаты поиска, руководствуясь личными предположениями насчет соответствия ресурса введенному запросу.
- Пертинентность. Этот вид релевантности сайтов нужен для полного удовлетворения потребностей пользователя. Благодаря этому пертинентность стала эталоном для всех существующих поисковых систем.
Внутренние факторы релевантности
Вы уже знаете, что такое релевантность и каковы ее виды. Теперь я хотел бы рассказать о ее внутренних и внешних факторах.
Релевантность показывает, насколько эффективно работает поисковая система, что определяется по специальному алгоритму.
Учитываются количество, грамотность распределения и качество использованных ключевых фраз, их соотношение с общим объемом текста, информативность контента, тематика и посещаемость ресурса.
Улучшить поведенческие показатели сайта и заинтересовать пользователя остаться на сайте поможет интересный контент.
Если пользователь долго изучает содержимое страницы, на которую перешел из поиска, то, по мнению Яндекса и Гугла, контент на ней соответствует ожиданиям пользователя и дает ответ на его вопросы.
Поэтому в каждой статье важно полностью раскрывать тему, дополнять текст информативными уникальными изображениями и видео.
Что учитывать при добавлении ключевых слов
- Плотность. Слишком много ключевых фраз использовать не нужно, они должны распределяться по тексту равномерно и естественно. В случае их избытка поисковые системы могут посчитать контент спамным и пессимизировать сайт в выдаче.
Алгоритмы Яндекса и Гугла поощряют полноценные и развернутые ответы на вопросы, поэтому, если на статью в 10 тысяч символов присутствует только 1-2 ключевых слова, попасть на первую страницу поисковой выдачи все равно реально.
- Расположение. Ключевые слова рекомендуется использовать в тексте, тегах title и description, keywords, заголовке H1, подзаголовках H2-H6, а также в теге alt изображений.
Это следует делать не в ущерб читаемости и логичности, так как в противном случае получится обратный эффект.
Какие еще внутренние факторы влияют на ранжирование
- Технические показатели:
- скорость загрузки сайта;
- наличие файлов robots.txt и sitemap.xml;
- правильная настройка редиректов;
- грамотный кодинг;
- отсутствие дублей, битых ссылок и критических ошибок на сайте;
- Оптимизация сайта под просмотр на мобильных устройствах.
- Обновления. Контент должен обновляться с определенной периодичностью: чем чаще, тем лучше. Это способствует тому, что поисковый бот регулярно заходит на сайт и впоследствии проникается доверием к нему.
- Удобство навигации. Этот фактор напрямую влияет на поведенческие факторы: процент отказов, проведенное на ресурсе время, глубина просмотров и конверсии.
Ресурс должен иметь приятный дизайн, а текстовый контент — быть разбит на подзаголовки, небольшие абзацы, иметь нумерованные или маркированные списки.
Внешние факторы релевантности
Основной внешний фактор релевантности сайта — это его популярность, то есть количество ссылающихся на него ресурсов.
Но нельзя забывать о качестве: ссылки рекомендуются с авторитетных и заслуживающих доверия, по мнению поисковой системы, сайтов. Также желательно, чтобы тематика ресурсов-доноров была схожей с направленностью сайта-акцептора.
Для оценки качества входящих ссылок поисковыми системами были разработаны собственные критерии. У Яндекса — это ИКС (бывший тИЦ — тематический индекс цитирования), у Google — Page Rank (назван в честь основателя компании Ларри Пейджа).
Популярным сайтам многое прощается, но есть еще десятки (если не сотни) внешних факторов, влияющих на ранжирование и входящих в формулу ее расчета.
На вскидку:
- Удачное представление сайта в поисковой выдаче (сниппет, заголовок, дополнительная информация).
- Трафик (переходы) на сайт с других (не поисковых) источников (соцсетей, закладок браузера, других сайтов).
- Удачный вирусный маркетинг
- Рекламные кампании (для коммерческих сайтов)
Вот и все, дорогие друзья. Я постарался простым языком рассказать о понятии релевантность, что такое и какие факторы существуют. Надеюсь, что после прочтения статьи у вас не останется вопросов.
В любом случае приглашаю обсудить тему в комментариях, где вы сможете поделиться своими соображениями с другими читателями блога KtoNaNovenkogo.ru.
А в завершение предлагаю посмотреть видео о том, что такое релевантность:
Комментарии и отзывы (2)
При написании статьи, как понять, какие фразы будут ключевыми, это из статистики запросов что ли можно выяснить?
Игорь: по хорошему, перед написание нужно составить семантическое ядро будущей статьи.
Зайти, например, в Яндекс Вордстат и понять, под какие запросы лучше оптимизироваться статью (выбрать наиболее часто употребляемые).
Собрать еще сопутствующие фразы, которые обязательно должны быть в статьях этой тематики (есть специальные сервисы для этого).
После этого составить ТЗ копирайтеру с ключевыми словами и словами сопутствующими. По окончании работы проверить естественность текста и убрать лишние упоминания, ключевых фраз, если копирайтер перестарался.
Такую статью поисковая система, скорее всего, посчитает релевантной продвигаемому запросу (запросам). Ну, а если статья будет еще и интересной (полезной), то со временем она может занять верхние строчки в поиске по нужным вам фразам.
Ваш комментарий или отзыв