Что такое развитие: определение, характеристика и виды

15 ноября 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Абсолютно все в нашем мире подвержено изменению. Если оно происходит в положительном направлении, то принято говорить о прогрессе. Негативное изменение предполагает регресс (это как?).

Развитие

В первом случае речь идет о развитии – совершенствовании какого-либо явления или состояния. В чем суть развития, каковы его признаки и роль в природе, читайте ниже.

Определение — что это такое

Существует много трактовок слова «развитие». Перечислять их все не имеет смысла, так как они схожи по своему смысловому наполнению, поэтому попробую резюмировать.

Ростки

Развитие – это необратимый, закономерный процесс изменения системы или ее элементов. Источник изменения всегда лежит внутри объекта, а его результатом является качественно новое состояние меняющегося объекта: возникновение новых внутренних связей или трансформация старых.

В любом случае то, что изменилось, никогда не будет соответствовать прежней форме.

Развитие – это всегда переход от одного состояния к другому, от простого к более сложному, от старого к новизне.

В философской концепции развитие представляет собой явление в виде бесконечного движения по спирали, каждый виток которой есть более совершенный уровень существования материи и сознания.

Развитие это...

Также говоря о скорости развития, философы выделяли эволюцию (что это?) и революцию (что это?). Первое понятие предполагает медленное, количественное изменение. Второе, наоборот – резкое, кардинальное, качественное. Пример для первого случая – превращение обезьяны в человека или младенца в старика, для второго – ураган или шторм.

Коротко о том, что такое развитие и каковы его этапы покажем на простых примерах:

  1. усложнение системы (например, развивается навык рисования у ребенка как новое умение);
  2. рост адаптации к внешней среде (как пример, занятия спортом делают организм выносливей и здоровей);
  3. рост масштаба самого явления (например, моросящий дождь превратился в бурю).

Характеристика процесса развития

Процесс имеет свои характеристики. Рассмотрим их на примере взрослеющего индивида (кто это такой?):

Характеристика процесса

  1. качественное изменение – предполагает преобразование, переход от одного состояния в другое. Например, когда-то вы были мальчиком, а стали мужчиной;
  2. количественное изменение в процессе развития – увеличение того, что было прежде: размер вашей ноги до определенного возраста растет вместе с организмом;
  3. необратимость – вы уже никогда не станете ребенком;
  4. направленность процесса – в процессе взросления гормональный фон становится более сложным, наступает половое созревание, в организме запускается все больше физиологических процессов;
  5. время – любое развитие длится определенный срок. Каждый индивид затрачивает индивидуальный временной период на формирование тех или иных способностей (кто-то начинает говорить в 12 месяцев, другие – после 2 лет);
  6. экзогенное развитие – это то, что заметно внешне, но является ложным. Например, поведение, которое копируется в силу определенных обстоятельств (так правильно, а не потому, что я так хочу), не является отражением вашего истинного внутреннего состояния;
  7. эндогенное – внутреннее, истинное развитие. Ребенок выучил буквы и поэтому умеет читать;
  8. специфика объекта – индивидуальные качества человека, помогающие или, наоборот, тормозящие изменения. Например, умственно отсталый индивид явно не сможет преуспеть в обществе, занять высокое положение, совершить открытие и т.д.

Как развивается человек

Человеческое развитие в широком смысле происходит (или не происходит) с трех сторон:

  1. Материальный или физический аспект включает в себя:
    1. телесность – развитие нашего тела, его выносливости, силы, гибкости;
    2. технический элемент – развитие промышленности, информационные накопления;
    3. финансовая сторона включает личное материальное состояние и корпоративное.
  2. Духовное развитие (или психическое) – рост самоценности, самосовершенствование, расширение сознания, познание (что это?) себя на разных уровнях:
    1. бытовом;
    2. интуитивном;
    3. интеллектуальном;
    4. моральном.
  3. Социальное развитие предполагает становление индивида полноценным членом общества, приобретение социальных ролей и статуса.

Качество процесса развития зависит от особенностей самого индивида (его физиологических и психических характеристик), а также от среды, в которой он развивается.

Развитие ребенка

Согласитесь, что в доме, где занимаются спортом, чтят морально-нравственные ценности, ведут здоровый образ жизни и хорошо питаются, любой человек сможет максимально развить свои природные задатки и станет в будущем полноценным, эффективным членом общества. Так случится при условии, что сам ребенок «нормальный» и не имеет физиологических и психических отклонений.

А как будет развиваться среднестатистический малыш, которого воспитывают асоциальные родители (нарушающие закон, пьющие и т.д.)? Будь он хоть трижды прирожденным гением, не суть, что он им станет по причине отсутствия условий, которые способствовали бы его полноценному развитию.

Коваленко Лилия

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Рубрика: ЧАстые ВОпросы

Комментарии и отзывы


Текст Вашего сообщения:

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписаться на новые комментарии к этой статье