Что такое ритм или гармония ритмического порядка

Обновлено 28 ноября 2023 Просмотров: 163 791 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Окружающий нас мир, как и все его явления, живут в подчинении собственным законам. Одна из самых удивительных закономерностей – несмотря на то, что мы этого и не замечаем, – это ритмическая упорядоченность. Человек же воспринимает проявления ритма не только визуально-тактильными средствами, но и на слух.

Искусство

Мы видим, чувствуем и слышим ритмы каждый день – например, шум дождя с ритмично стучащими по подоконнику каплями, клацанье колес поезда, стук двигателя машины на холостом ходу, цокот лошадиных копыт, размеренный звук каблуков при ходьбе, качание маятника…

Подобные источники звука воспринимаются как ритмичные, поскольку здесь имеет место какая-то временнАя организация звуков, ударов, тактов (в данном случае – одинаковый интервал между ними). Это и есть ритм. Что такое это явление и в чем заключаются его особенности, разберемся вместе.

Общее понятие ритма

Ритм – это упорядоченное чередование явлений, событий, процессов, протекающих в определенной последовательности и с определенной частотой. По сути, это регулярность, периодичность повторов временных и/или пространственных величин.

Термин происходит от латинского «rhythmus», которое копирует греческое «rheein» (производное от ῥέω):

  1. двигаться;
  2. растекаться;
  3. струиться;
  4. течь;
  5. стремиться.

Ассоциация с природными явлениями (течением реки) отнюдь не случайна. Ритмы фактически присутствуют во всех циклических процессах, от движения планет до биения сердца. Даже элементарное кукование подвержено определенным законам.

Определение

И эти законы распространяются на самые разные сферы – как всего окружающего мира, так и жизнедеятельности человека. Соответственно, и ритмические порядки тоже будут разными:

  1. природные ритмы – закономерность чередования явлений и процессов в природе (смена времен года, приливы и отливы, периоды спячки у животных, чередование дня и ночи и т.д.);
  2. ритм в искусстве – один из способов эстетической организации любой художественной композиции, включая архитектуру с ее пространственной повторяемостью определенных элементов;
  3. ритм в стихосложении – размерная особенность звучания речи, основанная на упорядоченном повторении слогов и размеренном чередовании ударных и безударных элементов;
  4. физиологические (включая биоритмы) – чередования либо повторы смен и интенсивности (цикличность) биологических процессов и/или явлений;
  5. ритм жизни – признак динамичности, характеризующий образ жизни человека и раскрывающий всю его жизнедеятельность в непрерывных циклах и определенных промежутках времени;
  6. музыкальный ритм (ниже мы раскроем эту тему чуть детальнее).

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что в общеупотребительном смысле ритм – это одна из первооснов любой жизни, где есть хоть малейшее движение.

Особенности музыкального ритма

Чередование звуков

Музыка – одно из универсальных развлечений, понятных людям даже без слов. Однако далеко не всякая композиция становится популярной, и во многом на успех того или иного произведения влияет цепляющий аудиторию ритм.

Ритм в музыке – это упорядоченное сочетание музыкальных звуков, различающихся по длительности и исполняемых в определенной последовательности с четкой организацией во времени.

Самая первая музыка рождалась из собственного мироощущения исполнителя и попыток звукоподражания окружающему миру, так что неудивительно, что все это закономерно легло в основу музыкальной культуры, сохранившись до наших дней.

Примечательно, что одним из знаковых трудов по музыке считается трактат «Элементы гармоники», в котором афинский философ и авторитетный теоретик музыки Аристоксен пытался записать основы зарождавшейся ритмики еще в IV веке до н.э.

Впрочем, многие античные философы изучали ритмопею – науку о композиции произведения – с точки зрения ритмов:

  1. музыкального;
  2. стихотворного.
Ноты

Древние музыковеды не видели особой разницы между расположением ударных/безударных слогов в стихе и тактами в мелодии. Поэзия, танец и музыка рассматривались как смежные виды искусства, обучение им проводилось параллельно и в рамках одной теоретической базы.

Ритм пытались описывать не только античные философы, но и древнеиндийские музыканты. Так, легендарная тала – индийская наука о ритме – использует это слово для обозначения ритмического рисунка произведения.

В рамках этой дисциплины изучается театральное действо, пространство которого делится с помощью ритмов, а поверх уже накладываются иные формы сакрального искусства:

  1. звук;
  2. слово;
  3. танец.

Несмотря на существенные отличия в подходах, можно с уверенностью объявить ритм основой искусств, опирающихся на звук. Тем не менее, музыкальный ритм – довольно дискуссионный термин, на который у каждого специалиста найдется собственное определение.

Сегодня же в учебных заведениях обычно ссылаются на композиторскую музыку двух периодов:

  1. классико-романтическую;
  2. барокко.

Для них характерны композиции из периодических и регулярных акцентов (обозначающих такт ярко выделенных нот), которые подчиняются чуть ли не математической логике. И такая трактовка максимально сближается с понятием метра как системы внутренней организации ритма.

Трактовка

Однако важно понимать, что метр – абстрактная величина, не привязанная к конкретным единицам измерения. Его разбиения условны и существуют лишь в воображении исполнителя, слушателя.

Хотя, безусловно, подобные «дробления» помогают структурировать музыку. Например, танцевальные композиции столь успешны как раз за счет организации ритма метром: четкость и предсказуемость мелодии позволяют исполнителям даже не следить за звуком, но все равно попадать в такт.

В то же время григорианский хорал, где специалисты указывают на однозначное отсутствие метра, содержит в себе определенный ритм. То есть, понятия не являются тождественными.

Ритм задает относительные длительности нот и порядок чередования пауз между ними. Собранные определенным образом, они формируют ритмический рисунок, причем наиболее популярные группировки, повторяющиеся в разных произведениях, образуют ритмоформулы.

Такие ритмоформулы обычно свойственны определенному жанру, как то:

  1. сицилиана;
  2. полонез;
  3. джаз и пр.

Это помогает идентифицировать или сыграть даже незнакомую композицию. Можно сказать, людей подкупают не столько исполнители или смысл, заложенный в песнях, сколько похожие ритмы. Наряду с этим существуют «ритмические проекты», базирующиеся на использовании аутентичного авторского звучания: такие сложно отнести к определенному направлению, но они сами могут положить начало новому жанру.

Гнесин и Сабанеев

Важно отметить, что совпадение ритмоформулы не говорит об идентичности: для каждого конкретного произведения ритм уникален. Зачастую он формируется нотами разной длительности, которые формируют с паузами сложные отношения:

  1. кратные – 1:3;
  2. некратные – 1:1,5;
  3. иррациональные – без строгих пропорций.

Некоторый сумбур в понимание ритма вносит полиритмия, свойственная, например, латиноамериканским музыкальным композициям. Когда несколько инструментов и/или вокалистов исполняют что-то «на своей волне», а ритмы их партий пересекаются лишь в отдельных точках, это все равно не мешает восприятию произведения в целом.

Вместо заключения

Ритм – это узнаваемое сочетание звуков и тишины, которое присутствует везде. И пусть его осознание не всегда дается легко, каждый человек от рождения окружен превеликим множеством ритмических рисунков, приятных или не очень.

Если развить понимание этого явления, можно добиться не только исключительных музыкальных высот, но и умения красиво говорить, завораживая людей одним лишь звучанием голоса.

Ваш комментарий или отзыв