Что такое Синопсис — определение, для чего он нужен, правила написания и примеры цепляющих синопсисов
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы погорим о таком термине, как СИНОПСИС.
Он используется в разных сферах, чаще всего – в литературе, в журналистике и в кинематографе.
Определение понятия Синопсис — что это
Синопсис — это краткое изложение содержания произведения. С его помощью автор представляет свой проект (сценарий, книгу) агенту, редактору или продюсеру.
Отличие синопсиса от пересказа в том, что он пишется не для зрителя, а для продюсера. Поэтому в нём нужно раскрывать повороты сюжета, важные детали и концовку.
Синопсис входит в сценарный пакет — это документы, которые обычно пишет сценарист, чтобы продать сценарий.
Синопсис – это краткое изложение какого-то материала. Оно предоставляется в краткой форме, без многочисленных деталей и подробностей, аргументации и рассуждений.
Сам термин СИНОПСИС имеет древнегреческие корни. Дословно его можно перевести, как «глядеть/гляжу» или «смотреть/смотрю». Интересно, что изначально с помощью синопсисов описывались только научные умозаключения. То есть ученые собирались вместе (как было в Древней Греции) и представляли свои новые проекты.
И чтобы не утомлять коллег, каждый должен был быть краток, но при этом обозначить все главные мысли своего послания. А уж если потом та или иная тема кого-то заинтересовала, можно было рассказать подробности уже в более приватной беседе.
Сегодня слово синопсис часто можно встретить в литературе. Это краткое изложение написанного произведения, которое автор посылает редактору в надежде, что его напечатают.
В журналистике под синопсисом подразумевают краткое содержание будущей статьи или телевизионного сюжета. А в кинематографе это краткое изложение сценария будущего фильма, которое авторы рассылают потенциальным продюсерам.
Примеры цепляющих синопсисов
Чтобы было более понятно, что такое синопсис, приведем самые простые примеры. Так, представим, что именно вы написали знаменитую сказку «Колобок» и хотите, чтобы ее напечатали. Тогда текст синопсиса, который вы пошлете редактору в издательство, будет выглядеть следующим образом.
Главный герой – круглый подрумяненный кусок хлеба. Его создали бабушка с дедушкой, но он убегает от них и идет в лес. По пути он встречает по очереди Зайца, Волка, Медведя и Лису.
Животные хотят съесть его, но главный герой хитростью избегает неминуемой гибели. И лишь Лиса хитростью сумела заманить его в смертельную ловушку и съела.
А вот как выглядел бы кино-синопсис к знаменитому фильму «Напарник» из «Операции Ы».
Главный герой – студент, который подрабатывает на стройке. К нему в помощники присылают хулигана, который получил 15 суток.
Отношения между напарниками сразу не заладились. Хулиган всячески отлынивает от работы, а заодно пытается отомстить главному герою, по вине которого он и попал в милицию.
Но в итоге главный герой наказывает грубияна, порет его розгами. А когда хулиган снова попадает на 15 суток, его направляют работать на ту же стройку. Отчего он теряет сознание.
Как видите, это очень условное описание произведений. Но зато указаны все главные сюжетные линии и концовка. Этим, кстати, синопсис кардинально отличается от аннотации. Последняя призвана заинтересовать и заинтриговать, поэтому в ней раскрываются сюжетные перипетии и уж точно не говорится, чем все закончится. А для синопсиса это обязательное условие.
Правила написания синопсиса
Литературные синопсисы пишутся по строгим правилам. Так в самом начале надо указать название произведения, имя автора и жанр (рассказ, роман, поэма и так далее). Не лишним будет информация о том, публиковался ли автор ранее, а также указать его контакты.
После этого можно переходить непосредственно к повествованию. И тут главное избежать самых распространенных ошибок:
- Синопсис всегда пишется в настоящем времени. Не надо писать, что в третьей главе главный герой отправится на необитаемый остров и будет искать там клад. Правильнее будет «Главный герой садится на корабль и держит свой путь на необитаемый остров. У него есть карта, которая должна помочь ему найти сокровища».
- В синопсисе лучше избегать имен собственных. Никаких имен второстепенных персонажей. Редактор просто может в них запутаться. Да и лучше обойтись без имени главных героев, обозначив их просто «главный герой». Если уж совсем нельзя без этого, то хотя бы постарайтесь свести имена к минимуму.
- В синопсисе не должно быть много подробностей. Надо описывать только те сюжетные линии, которые имеют важное значение для всего повествования.
Например, отрывок про то, как «Главный герой заходит в бар, чтобы выпить чашечку кофе», имеет право на существование только в том случае, если его этой чашечкой кофе хотели отравить. А если он зашел просто посидеть, подумать или поболтать со знакомым, то в синопсисе этого быть не должно.
- В синопсисе не надо описывать характеры персонажей. Эта информация явно лишняя, ее лучше оставить для читателей. А редактора она может оттолкнуть от дальнейшего чтения.
- В синопсисе должна быть раскрыта концовка. Если это детектив, надо указать, кто убийца. Если любовный роман, то что ждет влюбленных. И так далее. Редактор обязан это знать, чтобы вынести конечное суждение.
Хороший синопсис умещается на 1-2 листах печатного текста. Если получается больше, то редактор может «не осилить» его до конца. А значит, и у произведения судьба будет сомнительной.
И еще один немаловажный фактор – в синопсисе не должно быть грамматических ошибок. Ни одной! Иначе его сразу забракуют.
Комментарии и отзывы (1)
А как редактор по синопсису поймет талантливо ли написано основное произведение? Ведь кратко пересказать сюжет — это одно, но ведь литературное произведение, имея неплохую задумку, может быть написано таким ущербным языком, что в печать такое отправлять точно не стоит.
Ваш комментарий или отзыв