Что такое Консенсус — определение, назначение, применение
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Когда в коллективе возникают разногласия по важным вопросам, часто звучит предложение прийти к консенсусу.
При этом далеко не все руководители и члены команды понимают, каким образом это можно осуществить на практике. Рассмотрим подробно, что такое консенсус, чем он полезен и как его грамотно применять при разрешении конфликта.
Определение понятия Консенсус — что это
Слово это образовано из двух латинских слов: cum — «совместно» и sentire — «чувствовать» или «мыслить».
Консенсус — это согласие или единодушие по спорному вопросу, которого удалось достичь в результате конструктивной дискуссии между конфликтующими сторонами.
Термин «consensus» чаще всего употребляется в официально-деловой лексике для освещения политических, юридических или социологических вопросов. При этом он может означать как сам процесс достижения соглашения в споре, так и конечный результат – достигнутую договоренность.
Синонимы к этому слову – договоренность, согласованность.
Примеры употребления слова:
- Каждая из сторон предложила конструктивные идеи, благодаря чему консенсус состоялся.
- В результате неофициальных консультаций был достигнут консенсус по этому проекту статьи.
Консенсус как эффективный способ решения конфликтов
Консенсус – это популярный в международной практике способ решения разного рода конфликтов.
Он направлен на то, чтобы максимально учесть мнение всех участников спора. Главным инструментом консенсуса является конструктивный диалог между оппонентами, в результате которого конфликтующие стороны приходят к единой точке зрения по волнующему вопросу и подтверждают этот результат общим согласием.
Обязательным условием консенсуса является отсутствие прямых возражений. Даже при наличии одного мнения «против» он не считается достигнутым. И в этом заключается его принципиальное отличие от демократического голосования, когда решение принимается большинством голосов в ущерб мнению меньшинства.
В то же время консенсус не предусматривает обязательного единогласия, он вполне допускает, что отдельные участники спора могут занять нейтральную позицию, которая не будет препятствовать принятию решения и воплощению его в жизнь.
Как метод принятия решений консенсус основан на следующих принципах:
- Общность – активное участие в процессе всех конфликтующих сторон.
- Прозрачность – открытое обсуждение волнующих вопросов.
- Совместность – принятие решений, которые будут учитывать интересы всех участников спора, а не ориентироваться на мнение большинства в ущерб несогласному меньшинству.
- Равноправие — каждый участник спора имеет равные возможности в части внесения предложений или их блокирования.
- Стремление к результату – главной целью сторон, вступивших в дискуссию, является принятие приемлемого для всех участников решения и устранение конфликта.
Как организовать консенсус в группе
Грамотная организация консенсуса в группе предусматривает распределение функций, применение вспомогательных инструментов и сигналов, четкое соблюдение алгоритма.
Распределение функций
Перед началом дискуссии по спорному вопросу необходимо назначить помощников и координаторов, в числе которых:
- Фасилитатор – посредник, управляющий ходом дискуссии, обеспечивающий групповую коммуникацию, отвечающий за соблюдение принципа совместного принятия решений. Сам фасилитатор обязан придерживаться нейтральной позиции в споре.
- Таймкипер – человек, следящий за соблюдением регламента, временных ограничений на рассмотрение спорных вопросов и выступление отдельных участников.
- Эмпат (вайб-вотч) – человек, наблюдающий за эмоциональным климатом в группе с целью предупредить возможные конфликты.
- Секретарь (ноут-тейкер) – ведет протокол, отмечает главные моменты дискуссии и возникшие разногласия.
Вспомогательные инструменты и сигналы
В ходе дискуссии и во время призыва к консенсусу могут использоваться цветные карточки:
- Красная карточка в ходе дискуссии означает замечания к самому процессу. Во время призыва к консенсусу она означает несогласие участника с предложенным решением и его обязательство предложить другой вариант, который устроит все стороны конфликта.
- Желтая – во время дискуссии означает желание дополнить речь выступающего либо ответить на прозвучавший вопрос. В случае призыва к голосованию означает, что участник спора воздержался либо желает высказать свои замечания.
- Зеленая – в ходе дискуссии сообщает о желании участника быть добавленным в число выступающих. Во время призыва к консолидации означает согласие.
Для выражения мнений участников спора могут также использоваться невербальные сигналы – жесты руками. Например:
- Кулак – прямое возражение.
- Четыре пальца – одобрение.
- Пять пальцев – обязательство исполнить решение.
Каждая группа может самостоятельно договориться о применяемых невербальных сигналах и выбрать наиболее удобные.
Алгоритм действий
Алгоритм проведения дискуссии и достижения консенсуса:
- Объявление повестки дня.
- Обсуждение спорного вопроса.
- Формулировка предложения по решению проблемы.
- Призыв к консенсусу.
Если после первого призыва консенсус не был достигнут, предпринимаются следующие действия:
- Формулировка мнений и новых предложений.
- Корректировка решения согласно высказанным замечаниям.
- Призыв к консенсусу.
Цикл может повторяться, пока не будет предложено решение, которое будет принято всеми участниками дискуссии.
Творческий подход и взаимная ответственность
Главными преимуществами консенсуса перед другими способами устранения конфликтов являются творческий подход и взаимная ответственность всех членов коллектива.
Участники дискуссии пытаются найти решение, приемлемое для всех, не ущемляя прав меньшинства. С этой целью выдвигаются креативные идеи, выслушиваются любые мнения, анализируются потребности каждого. Дискуссия проходит в оживленной увлекательной форме.
Поддержав предложение, каждый член коллектива несет за него персональную ответственность и искренне заинтересован в его реализации. А это значит, что решение, принятое путем консенсуса, имеет все шансы на воплощение в лучшем виде.
Комментарии и отзывы (2)
Это так сто лет можно совещаться и приходить к консенсусу, гораздо проще ситуация, когда есть руководитель и он единолично принимает решения, ну а кто не согласен, пишет заявление и на выход.
Конфликтующие стороны редко достигают истинного консенсуса. Просто в итоге один оппонент истощает или подавляет другого.
Ваш комментарий или отзыв