Что такое меморандум — значение слова и примеры из различных областей его применения

10 ноября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «меморандум» появилось в русском языке недавно и ещё не стало устоявшимся.

Термин используют для обозначения юридических документов, которые отличаются по целям и содержанию.

Рукопожатие

Поэтому человеку, далёкому от юриспруденции, не всегда понятно, чем, например, меморандум отличается от правового заключения или служебной записки. В этой статье вы глубже познакомитесь с понятием и узнаете, в каких сферах оно применяется.

Меморандум — это...

Латинское слово memorandus переводится как «достойный упоминания». От него и произошло понятие memorandum. Последнее обозначает информацию, которую следует запомнить или учесть.

Меморандум оформляется в виде документа (что это такое?) и обладает двумя признаками:

  1. Затрагивает интересы обеих сторон.

    Цель меморандума – решить общую проблему, найти компромисс (что это?).

    Например, в меморандуме о намерениях продавец и покупатель прописывают количество, качество и характеристики продукции, порядок доставки, стоимость. Юристы компаний стремятся подобрать условия, которые устроят обе стороны сделки и позволят быстрее заключить договор.
  2. Не имеет юридической силы.

    Положения memorandum сторонам исполнять желательно, но необязательно. Нередко в международных отношениях страны прямо указывают в тексте документа на отсутствие юридической силы.

    Исключение составляет меморандум, в котором перечисляются обстоятельства, исключающие страховой случай, когда страховая компания получает право не возмещать ущерб застрахованному лицу. Положения обязательны к исполнению, потому что включены в договор (что это такое?).

    Страховой полис

Меморандумами называют и серьёзные дипломатические акты, и небольшие записки внутри организаций.

Чтобы у вас не возникало путаницы, приведём конкретные примеры сфер, где применяется термин.

Меморандумы в международных отношениях

В дипломатической практике меморандум – это документ, в котором подробно раскрывается вопрос, имеющий значение для двух или более государств.

В частности, там могут присутствовать следующие сведения:

  1. формы совместной деятельности: обмен опытом, координация мероприятий и национальных программ, создание общих производственных предприятий и рабочих групп, консультирование, организация встреч и конференций;
  2. обоснование позиции страны со ссылками на законы, статистику, прогнозы.
Флаг

Международный акт подписывают представители от обоих государств, например, руководители министерств (ведомств). Часто memorandum прилагается к дипломатической ноте.

Договорные отношения и варианты меморандумов

Иногда компании составляют меморандум о взаимопонимании перед тем, как заключить контракт на поставку продукции или инвестиционный договор.

В США аналогом такого документа выступает письмо о намерениях. Там стороны прописывают желательные условия будущего сотрудничества, например, границы цены.

Как правило, структура меморандума выглядит так:

  1. введение – актуальность темы, иногда приводится краткое резюме компании (рынки и продукты, персонал, цель и миссия, финансовые показатели);
  2. мотивировочная часть – правовой анализ и оценка вопроса со ссылками на законодательство;
  3. резолютивная часть – конкретные предложения по решению проблемы, ожидаемые результаты и последствия при бездействии;
  4. заключительная часть – общие выводы.

Также название «меморандум» может присваиваться исходящим письмам с напоминанием важной информации или извещением об изменениях.

Например, когда компания информирует контрагента (кто это?) о том, что скоро истекает срок оплаты поставленной по контракту продукции. Или банк извещает клиента о списании средств со счёта за ежегодное обслуживание.

Внутренний документооборот

До сих пор речь в статье шла только о внешних меморандумах. А есть ещё и внутренние – записки и справки служебного характера.

Документы

Например, о создании рабочей группы для реализации нового проекта. Руководство организации само определяет, какие бумаги называть меморандумами.

Юридические услуги

Термин приглянулся и юридическим конторам. Адвокаты предоставляют клиентам не только устные, но и развёрнутые письменные консультации.

Последние оформляются в виде меморандума – произвольного документа, в котором подробно излагается мнение юриста со ссылками на законодательство и оценкой перспективности спора.

По сути, это упрощённый вариант правового заключения. Разница в том, что меморандум составляется для клиента, а правовое заключение – для суда.

Страхование и меморандумы

Понятие встречается и в страховых полисах, особенно в сфере морского права.

Меморандум – это раздел с перечислением обстоятельств, при которых застрахованному лицу не выплачивают страховку.

Например, страховщик не признаёт страховым случаем возгорание транспортного средства старше 10 лет, повреждения в результате буксировки, попадание во внутренние полости посторонних предметов.

Выводы

Таким образом, меморандум – это письменный документ, который содержит важные сведения по какому-либо вопросу. Носит информационно-справочный характер и необязателен к исполнению. Часто применяется в дипломатических отношениях между государствами.

Российское законодательство не даёт легального определения термина, поэтому меморандумами называют много документов как внутренних, так и внешних. Но их объединяет общая цель – акцентировать внимание на проблеме.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Десерт
* Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Комментарии и отзывы


Текст Вашего сообщения:

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписаться на новые комментарии к этой статье