Что такое меморандум — значение слова и примеры из различных областей его применения

Обновлено 22 июля 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «меморандум» появилось в русском языке недавно и ещё не стало устоявшимся.

Термин используют для обозначения юридических документов, которые отличаются по целям и содержанию.

Рукопожатие

Поэтому человеку, далёкому от юриспруденции, не всегда понятно, чем, например, меморандум отличается от правового заключения или служебной записки. В этой статье вы глубже познакомитесь с понятием и узнаете, в каких сферах оно применяется.

Меморандум — это...

Латинское слово memorandus переводится как «достойный упоминания». От него и произошло понятие memorandum. Последнее обозначает информацию, которую следует запомнить или учесть.

Меморандум оформляется в виде документа (что это такое?) и обладает двумя признаками:

  1. Затрагивает интересы обеих сторон.

    Цель меморандума – решить общую проблему, найти компромисс (что это?).

    Например, в меморандуме о намерениях продавец и покупатель прописывают количество, качество и характеристики продукции, порядок доставки, стоимость. Юристы компаний стремятся подобрать условия, которые устроят обе стороны сделки и позволят быстрее заключить договор.

  2. Не имеет юридической силы.

    Положения memorandum сторонам исполнять желательно, но необязательно. Нередко в международных отношениях страны прямо указывают в тексте документа на отсутствие юридической силы.

    Исключение составляет меморандум, в котором перечисляются обстоятельства, исключающие страховой случай, когда страховая компания получает право не возмещать ущерб застрахованному лицу. Положения обязательны к исполнению, потому что включены в договор (что это такое?).

    Страховой полис

Меморандумами называют и серьёзные дипломатические акты, и небольшие записки внутри организаций.

Чтобы у вас не возникало путаницы, приведём конкретные примеры сфер, где применяется термин.

Меморандумы в международных отношениях

В дипломатической практике меморандум – это документ, в котором подробно раскрывается вопрос, имеющий значение для двух или более государств.

В частности, там могут присутствовать следующие сведения:

  1. формы совместной деятельности: обмен опытом, координация мероприятий и национальных программ, создание общих производственных предприятий и рабочих групп, консультирование, организация встреч и конференций;
  2. обоснование позиции страны со ссылками на законы, статистику, прогнозы.
Флаг

Международный акт подписывают представители от обоих государств, например, руководители министерств (ведомств). Часто memorandum прилагается к дипломатической ноте.

Договорные отношения и варианты меморандумов

Иногда компании составляют меморандум о взаимопонимании перед тем, как заключить контракт на поставку продукции или инвестиционный договор.

В США аналогом такого документа выступает письмо о намерениях. Там стороны прописывают желательные условия будущего сотрудничества, например, границы цены.

Как правило, структура меморандума выглядит так:

  1. введение – актуальность темы (это как?), иногда приводится краткое резюме компании (рынки и продукты, персонал, цель и миссия, финансовые показатели);
  2. мотивировочная часть – правовой анализ и оценка вопроса со ссылками на законодательство;
  3. резолютивная часть – конкретные предложения по решению проблемы, ожидаемые результаты и последствия при бездействии;
  4. заключительная часть – общие выводы.

Также название «меморандум» может присваиваться исходящим письмам с напоминанием важной информации или извещением об изменениях.

Например, когда компания информирует контрагента (кто это?) о том, что скоро истекает срок оплаты поставленной по контракту продукции. Или банк извещает клиента о списании средств со счёта за ежегодное обслуживание.

Внутренний документооборот

До сих пор речь в статье шла только о внешних меморандумах. А есть ещё и внутренние – записки и справки служебного характера.

Документы

Например, о создании рабочей группы для реализации нового проекта. Руководство организации само определяет, какие бумаги называть меморандумами.

Юридические услуги

Термин приглянулся и юридическим конторам. Адвокаты предоставляют клиентам не только устные, но и развёрнутые письменные консультации.

Последние оформляются в виде меморандума – произвольного документа, в котором подробно излагается мнение юриста со ссылками на законодательство и оценкой перспективности спора.

По сути, это упрощённый вариант правового заключения. Разница в том, что меморандум составляется для клиента, а правовое заключение – для суда.

Страхование и меморандумы

Понятие встречается и в страховых полисах, особенно в сфере морского права.

Меморандум – это раздел с перечислением обстоятельств, при которых застрахованному лицу не выплачивают страховку.

Например, страховщик (кто это такой?) не признаёт страховым случаем возгорание транспортного средства старше 10 лет, повреждения в результате буксировки, попадание во внутренние полости посторонних предметов.

Выводы

Таким образом, меморандум – это письменный документ, который содержит важные сведения по какому-либо вопросу. Носит информационно-справочный характер и необязателен к исполнению. Часто применяется в дипломатических отношениях между государствами.

Российское законодательство не даёт легального определения термина, поэтому меморандумами называют много документов как внутренних, так и внешних. Но их объединяет общая цель – акцентировать внимание на проблеме.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Комментарии и отзывы (3)

Василий

Если меморандумы подписываются между государствами, но при этом не имеют юридической силы для сторон, то зачем он вообще нужен, этот меморандум?

Помню, Украина отказалась от ядерного оружия, как раз подписав меморандум, даже там гарантии какие-то были со стороны России, США и ещё какого-то государства. Выходит зря Украина отказалась от ядерных вооружений, ведь взамен получила ни к чему не обязывающий документ.

Дмитрий

Василий: она вообще много чего зря сделала, но отказ от ядерного оружия был далеко не самым негативным (для страны) деянием. Выбора то в этом случае у них особо не было.

Олег

Это всего лишь заявление о намереньях. Лучше заключать полноценный договор, если его предмет действительно важен.