Развитие ребенка по месяцам до 1 года и по годам до 5 лет — что должен уметь

Обновлено 13 марта 2024 Просмотров: 123 588 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый родитель должен осознавать, что рождение малыша – это не только радость, но и большая ответственность.

Постоянно нужно следить за его физическим и психологическим развитием, чтобы он рос здоровым и в благоприятных условиях.

Многим кажется, что в первые месяцы жизни грудничку достаточно только много спать и в промежутках просыпаться, чтобы покушать.

Но нужно следить, чтобы поочерёдно развивались навыки, которые соответствуют конкретному периоду. Поэтому давайте разбираться, что должен уметь ребёнок в 1, 2, 3, 4, 5 месяцев и вплоть до возраста 5 лет.

Малыш

Что должен уметь ребёнок в 1 месяц

На самом раннем этапе грудничку свойственны безусловные (врожденные) рефлексы, которые они должны воспроизводить.

К ним относится «сосательный»: если легонько провести пальцем по губам ребёнка, он скрутит их в трубочку, пытаясь его пососать.

Если прикоснуться к стопе, то малыш её отдёрнет. Так проявляется «подошвенный» рефлекс. В самом названии «хватательного» понятно, что если положить палец или какой-то небольшой предмет в ручку, то она сожмёт объект.

Даже если дитя спит большую часть в сутки, и всего около 3 часов бодрствует, то он всё равно изучает окружающую среду и готов получать сигналы из мира, активно развиваться.

Что должен уметь ребёнок в 1 месяц:

  1. внимательно рассматривать лицо родителя или малознакомого человека, который наклонился к его кроватке;
  2. водить глазами за красочным предметом возле лица;
  3. если в глаза попал яркий свет, прищуривать их;
  4. поворачивать голову на звуки;
  5. узнавать родителей по голосу;
  6. если чувствует плохо, то плакать – звать на помощь маму или папу;
  7. хвататься за предмет, но не мочь его крепко сжать;
  8. когда лежит на животе, пытаться приподнять голову.

В 2 месяца

В следующем месяце дитя спит уже меньше – до 18 часов в сутки. Снижается сильный тонус мышц, поэтому он может с ещё большей активностью и пластичностью реагировать на окружающие факторы.

В 2 месяца ребенок должен уметь следующее:

  1. точно следить глазами за предметом, которым перед ним двигают;
  2. встречать взглядом и оживляться на того, кто подходит к кроватке, и также провожать;
  3. распознавать смех и улыбаться в ответ;
  4. поворачивать голову в сторону, откуда издаётся шум;
  5. поворачивать голову вбок, когда лежит на животе;
  6. тянуть в рот свои пальцы и посасывать;
  7. отчётливо агукать и издавать звонкие отделённые звуки.

В 3 месяца

В 3 месяца грудничок значительно отличается от того, каким его принесли с роддома. Малыш больше нуждается в компании родителей и часто просится на руки.

В этот период более ярко выражает свои эмоции, улучшается координация движений.

Мама

Итак, в 3 месяца он уже должен:

  1. привлекать внимание родственников;
  2. плакать с разной интонацией, чтобы поделится своими «чувствами», и громко смеяться;
  3. крутить головой;
  4. приподниматься на локти, когда лежит на животе;
  5. переворачиваться со спинки на бок;
  6. когда берут на руки, поджимать к телу ножки и ручки;
  7. крепко держать игрушку и тянуть в рот.

В 4 месяца

Прошла первая четверть года, и малыш адаптировался к окружающей среде, после долгого нахождения внутри матери. Любит не только изучать свои пальцы, но и может засмотреться на проезжающую машину через окно.

В 4 месяца ребенок начинает:

  1. улыбаться в ответ и агукать;
  2. узнавать родителей и других людей, которые часто подходят к малышу;
  3. проявлять интерес ко всем объектам вокруг, особенно – к своему отражению в зеркале;
  4. не только крепко держать игрушку в руке, но и трясти ею, стучать по столу или кроватке;
  5. выказывать негативные эмоции, если дали не тот предмет, который нравится и хотел;
  6. лежа на животе, поднимать плечи вместе с головой;
  7. переворачиваться с живота на спину, и наоборот.

В 5 месяцев

Период 5 месяцев характеризуется замедлением физического роста, и на передний план выходит психическое развитие. Дитя обретает новые навыки и совершенствует те, которые уже были.

В 5 месяцев ребенку свойственно:

  1. гулить и лепетать;
  2. целеустремлённо выбрасывать игрушку на пол, если перестала быть интересной;
  3. различать маму с папой от их знакомых, которых раньше не видел, и реагировать на них негативно или настороженно;
  4. уметь занять себя на несколько минут, играясь каким-то интересным предметом;
  5. рассматривать изображения в книгах и журналах;
  6. лежа на животе, поднимать верхнюю часть туловища на вытянутых руках.

В 6 месяцев (полгода)

В полгода малыш впервые попробует что-то после молока или смеси. И продолжит активно познавать окружающий мир уже с новых ракурсов. Этот возраст настолько динамичный и насыщенный в новых умениях, как и 3-ий месяц.

Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев:

  1. перекладывать предметы с одной руки в другую;
  2. дотягиваться до игрушек, которые висят перед ним;
  3. проползти 1-2 метра;
  4. пытаться сесть;
  5. пытаться встать с помощью стенки кровати или близких;
  6. увлечённо слушать, что говорят родители, и пытаться повторить за ними звуки и ритм.

В 7 месяцев

В этот период дитя начинает понимать простые запреты родителей, и прислушивается к ним. Разделяет предметы на любимые и нет. Больше внимания уходит на изучение движения и функций своего тела.

Что должен уметь ребёнок в 7 месяцев:

  1. переживать или плакать, когда от него уходит мама в другую комнату;
  2. понимать простую речь близких;
  3. активно ползать;
  4. вставать, держась за опору;
  5. сидеть;
  6. пить из чашки, есть ложкой;
  7. класть маленькие предметы в посуду, коробки;
  8. запоминать очередность каждодневных процедур: купания, собирания на прогулку.

В 8 месяцев

Большая часть движений малыша занимает ползанье. А в эмоциональном плане не только пытается понять, что ему говорят, но и сам хочет высказать своё «мнение».

Что должен уметь ребёнок в 8 месяцев:

  1. настойчиво лепетать;
  2. проползать длинные дистанции;
  3. пробовать вставать у опоры и делать неуверенный шажки;
  4. повторять за родителями: хлопать в ладоши, кивать головой;
    На прогулке
  5. когда сажают на горшок – не вставать;
  6. кусать твёрдую еду;
  7. уверенно сидеть.

В 9 месяцев

В этом возрасте малыш активно и энергично жестикулирует. Может самостоятельно передвигаться по всей территории квартиры. Чувствует очень сильную привязанность к матери.

Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев:

  1. самостоятельно сидеть, чтобы ничто не подпирало спинку;
  2. ползти на четвереньках, а не на животе;
  3. перебирать ножками возле опоры;
  4. играть в «ладушки»;
  5. строить башню из нескольких кубиков;
  6. рвать на кусочки бумагу;
  7. говорить слоги, которыми постоянно называет один и тот же предмет;
  8. переворачивать картонные страницы в детских книгах;
  9. когда мама просит показать на свои части тела, успешно выполнять.

В 10 месяцев

Дитя успешно подражает взрослым, пытается повторить за ними несложные действия. Таким методом подражания учится многим важным в жизни вещам. А также предпочитает мелкие игрушки, развивая свою моторику.

Что должен уметь делать ребёнок в 10 месяцев:

  1. без негатива воспринять отучение от груди;
  2. выбирать любимую игрушку из предложенных;
  3. если родители спрашивают, то уметь показывать не только на части тела, но и предметы, которые часто используются;
  4. пытаться удивить или рассмешить близких с помощью мимики;
  5. интересоваться другими детьми;
  6. доставать предметы, которые далеко находятся, с помощью других (например, швабры);
  7. жевать еду.

В 1 год

В первый год своей жизни малыш сталкивается с частыми запретами и рамками поведения. Поэтому реагирует на них очень бурно, часто «не соглашаясь». Не зря период называется кризисным.

Что должен уметь ребёнок в год:

  1. говорить «мама», «папа» и пару других простых слов;
  2. ходить, держась за руку родителей, или самостоятельно;
  3. радостно реагировать на вид любимой еды;
  4. собирать большую башенку из кубиков;
  5. когда спрашивают конкретное животное, показывать его на картинке среди других;
  6. продевать руки и ноги в отверстия одежды, когда её натягивают родители;
  7. скатывать шарик и колбаски из пластилина;
  8. различать эмоции родителей, когда они довольны его поведением, или нет;
    Завтрак
  9. играть с игрушками в «дочки-матери».

Что должен уметь ребенок в 2 года

За целый год дети активно развивают свою речь и передвижение, за которым не всегда могут углядеть родители.

Шляпка

Что должен уметь ребёнок в 2 года:

  1. бегать;
  2. без помощи спускаться и подниматься по лестнице;
  3. переступать через яму или лужу;
  4. пробовать рисовать;
  5. попадать по мячу ногой;
  6. уметь аккуратно кушать;
  7. играть с пластилином, крупами;
  8. называть несколько цветов и геометрических фигур;
  9. показывать на пальцах сколько лет;
  10. самостоятельно ходить на горшок;
  11. продолжить стих, который учил с родителями, если называть первые строки к рифме;
  12. слушать рассказы, которые ему читают, и запоминать некоторые фрагменты.

В 3 года

Ещё один кризис случается в этот период детства. Мальчики и девочки чётко осознают себя как отдельную личность. Поэтому часто перечат родителям, пытаясь утвердиться.

Что должен уметь ребёнок в 3 года:

  1. говорить короткими предложениями;
  2. рассказать небольшой стих;
  3. знать свои имя и фамилию;
  4. искать отличия между предметами;
  5. рисовать линии и разукрашивать;
  6. спокойно оставаться несколько дней без родителей;
  7. самостоятельно кушать, одеваться, чистить зубы и мыть руки;
  8. уверенно играть мячом.

4 года

Теперь малыш будет вести себя более управляемо, и родители смогут немного расслабиться. Он будет больше прислушиваться и «идти на компромиссы».

Что должен уметь ребёнок в 4 года:

  1. балансировать на бревне или на одной ноге;
  2. залезть на вертикальную лестницу;
  3. развивать большую скорость на трёхколёсном велосипеде;
  4. иметь словарный запас до 2 000 слов;
  5. свободно разговаривать со взрослыми и детьми;
  6. петь песни и рассказывать более объёмные стихи;
  7. считать до 10, и может запомнить алфавит;
  8. играть и находить общий язык с другими детьми;
  9. задавать вопросы: «Почему?»;
  10. проявлять заботу о других: дарить цветы, кормить собаку, помогать;
  11. самостоятельно надевать носки, нижнее бельё, застёгивать большие пуговицы.

В 5 лет

Активно начинает общаться со своими сверстниками и пытается построить дружеские отношения, хочет стать частью общества. Поскольку это дошкольный возраст, то учится выполнять задания и развивать мышление.

Игра в мяч

Что должен уметь ребёнок до 5 лет:

  1. сосредоточиться на чем-то до 30 минут или больше;
  2. знать дни недели и время суток;
  3. использовать абстрактные понятия;
  4. удерживать в памяти несколько историй за раз;
  5. произносить правильно все звуки («р» может быть исключением);
  6. иметь словарный запас до 3 000 слов;
  7. понимать, что другим тоже может быть больно или страшно;
  8. играть в сюжетные игры с другими;
  9. складывать пазлы;
  10. выполнять указания родителей.

Все нормы являются приблизительными, и нужно учитывать, что каждый ребёнок развивается в индивидуальном темпе.

Но если слишком отличается от указанных пунктов, стоит обратиться к специалисту, который поможет родителям и ребёнку наверстать упущенное.

Комментарии и отзывы (3)

Tany

Отличная статья! Много нового для себя узнала. Всем мамочкам рекомендую к прочтению.

Галина

Сейчас все стремятся сделать из своих детей вундеркиндов, не понимая, что только делают им хуже.

Мария

Все дети очень разные. Конечно, должны быть какие-то ориентиры, но если ребенок чего-то не умеет, что якобы положено ему по возрасту, это совершенно не повод считать его отстающим.

Ваш комментарий или отзыв