Развитие ребенка по месяцам до 1 года и по годам до 5 лет — что должен уметь
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый родитель должен осознавать, что рождение малыша – это не только радость, но и большая ответственность.
Постоянно нужно следить за его физическим и психологическим развитием, чтобы он рос здоровым и в благоприятных условиях.
Многим кажется, что в первые месяцы жизни грудничку достаточно только много спать и в промежутках просыпаться, чтобы покушать.
Но нужно следить, чтобы поочерёдно развивались навыки, которые соответствуют конкретному периоду. Поэтому давайте разбираться, что должен уметь ребёнок в 1, 2, 3, 4, 5 месяцев и вплоть до возраста 5 лет.
Что должен уметь ребёнок в 1 месяц
На самом раннем этапе грудничку свойственны безусловные (врожденные) рефлексы, которые они должны воспроизводить.
К ним относится «сосательный»: если легонько провести пальцем по губам ребёнка, он скрутит их в трубочку, пытаясь его пососать.
Если прикоснуться к стопе, то малыш её отдёрнет. Так проявляется «подошвенный» рефлекс. В самом названии «хватательного» понятно, что если положить палец или какой-то небольшой предмет в ручку, то она сожмёт объект.
Даже если дитя спит большую часть в сутки, и всего около 3 часов бодрствует, то он всё равно изучает окружающую среду и готов получать сигналы из мира, активно развиваться.
Что должен уметь ребёнок в 1 месяц:
- внимательно рассматривать лицо родителя или малознакомого человека, который наклонился к его кроватке;
- водить глазами за красочным предметом возле лица;
- если в глаза попал яркий свет, прищуривать их;
- поворачивать голову на звуки;
- узнавать родителей по голосу;
- если чувствует плохо, то плакать – звать на помощь маму или папу;
- хвататься за предмет, но не мочь его крепко сжать;
- когда лежит на животе, пытаться приподнять голову.
В 2 месяца
В следующем месяце дитя спит уже меньше – до 18 часов в сутки. Снижается сильный тонус мышц, поэтому он может с ещё большей активностью и пластичностью реагировать на окружающие факторы.
В 2 месяца ребенок должен уметь следующее:
- точно следить глазами за предметом, которым перед ним двигают;
- встречать взглядом и оживляться на того, кто подходит к кроватке, и также провожать;
- распознавать смех и улыбаться в ответ;
- поворачивать голову в сторону, откуда издаётся шум;
- поворачивать голову вбок, когда лежит на животе;
- тянуть в рот свои пальцы и посасывать;
- отчётливо агукать и издавать звонкие отделённые звуки.
В 3 месяца
В 3 месяца грудничок значительно отличается от того, каким его принесли с роддома. Малыш больше нуждается в компании родителей и часто просится на руки.
В этот период более ярко выражает свои эмоции, улучшается координация движений.
Итак, в 3 месяца он уже должен:
- привлекать внимание родственников;
- плакать с разной интонацией, чтобы поделится своими «чувствами», и громко смеяться;
- крутить головой;
- приподниматься на локти, когда лежит на животе;
- переворачиваться со спинки на бок;
- когда берут на руки, поджимать к телу ножки и ручки;
- крепко держать игрушку и тянуть в рот.
В 4 месяца
Прошла первая четверть года, и малыш адаптировался к окружающей среде, после долгого нахождения внутри матери. Любит не только изучать свои пальцы, но и может засмотреться на проезжающую машину через окно.
В 4 месяца ребенок начинает:
- улыбаться в ответ и агукать;
- узнавать родителей и других людей, которые часто подходят к малышу;
- проявлять интерес ко всем объектам вокруг, особенно – к своему отражению в зеркале;
- не только крепко держать игрушку в руке, но и трясти ею, стучать по столу или кроватке;
- выказывать негативные эмоции, если дали не тот предмет, который нравится и хотел;
- лежа на животе, поднимать плечи вместе с головой;
- переворачиваться с живота на спину, и наоборот.
В 5 месяцев
Период 5 месяцев характеризуется замедлением физического роста, и на передний план выходит психическое развитие. Дитя обретает новые навыки и совершенствует те, которые уже были.
В 5 месяцев ребенку свойственно:
- гулить и лепетать;
- целеустремлённо выбрасывать игрушку на пол, если перестала быть интересной;
- различать маму с папой от их знакомых, которых раньше не видел, и реагировать на них негативно или настороженно;
- уметь занять себя на несколько минут, играясь каким-то интересным предметом;
- рассматривать изображения в книгах и журналах;
- лежа на животе, поднимать верхнюю часть туловища на вытянутых руках.
В 6 месяцев (полгода)
В полгода малыш впервые попробует что-то после молока или смеси. И продолжит активно познавать окружающий мир уже с новых ракурсов. Этот возраст настолько динамичный и насыщенный в новых умениях, как и 3-ий месяц.
Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев:
- перекладывать предметы с одной руки в другую;
- дотягиваться до игрушек, которые висят перед ним;
- проползти 1-2 метра;
- пытаться сесть;
- пытаться встать с помощью стенки кровати или близких;
- увлечённо слушать, что говорят родители, и пытаться повторить за ними звуки и ритм.
В 7 месяцев
В этот период дитя начинает понимать простые запреты родителей, и прислушивается к ним. Разделяет предметы на любимые и нет. Больше внимания уходит на изучение движения и функций своего тела.
Что должен уметь ребёнок в 7 месяцев:
- переживать или плакать, когда от него уходит мама в другую комнату;
- понимать простую речь близких;
- активно ползать;
- вставать, держась за опору;
- сидеть;
- пить из чашки, есть ложкой;
- класть маленькие предметы в посуду, коробки;
- запоминать очередность каждодневных процедур: купания, собирания на прогулку.
В 8 месяцев
Большая часть движений малыша занимает ползанье. А в эмоциональном плане не только пытается понять, что ему говорят, но и сам хочет высказать своё «мнение».
Что должен уметь ребёнок в 8 месяцев:
- настойчиво лепетать;
- проползать длинные дистанции;
- пробовать вставать у опоры и делать неуверенный шажки;
- повторять за родителями: хлопать в ладоши, кивать головой;
- когда сажают на горшок – не вставать;
- кусать твёрдую еду;
- уверенно сидеть.
В 9 месяцев
В этом возрасте малыш активно и энергично жестикулирует. Может самостоятельно передвигаться по всей территории квартиры. Чувствует очень сильную привязанность к матери.
Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев:
- самостоятельно сидеть, чтобы ничто не подпирало спинку;
- ползти на четвереньках, а не на животе;
- перебирать ножками возле опоры;
- играть в «ладушки»;
- строить башню из нескольких кубиков;
- рвать на кусочки бумагу;
- говорить слоги, которыми постоянно называет один и тот же предмет;
- переворачивать картонные страницы в детских книгах;
- когда мама просит показать на свои части тела, успешно выполнять.
В 10 месяцев
Дитя успешно подражает взрослым, пытается повторить за ними несложные действия. Таким методом подражания учится многим важным в жизни вещам. А также предпочитает мелкие игрушки, развивая свою моторику.
Что должен уметь делать ребёнок в 10 месяцев:
- без негатива воспринять отучение от груди;
- выбирать любимую игрушку из предложенных;
- если родители спрашивают, то уметь показывать не только на части тела, но и предметы, которые часто используются;
- пытаться удивить или рассмешить близких с помощью мимики;
- интересоваться другими детьми;
- доставать предметы, которые далеко находятся, с помощью других (например, швабры);
- жевать еду.
В 1 год
В первый год своей жизни малыш сталкивается с частыми запретами и рамками поведения. Поэтому реагирует на них очень бурно, часто «не соглашаясь». Не зря период называется кризисным.
Что должен уметь ребёнок в год:
- говорить «мама», «папа» и пару других простых слов;
- ходить, держась за руку родителей, или самостоятельно;
- радостно реагировать на вид любимой еды;
- собирать большую башенку из кубиков;
- когда спрашивают конкретное животное, показывать его на картинке среди других;
- продевать руки и ноги в отверстия одежды, когда её натягивают родители;
- скатывать шарик и колбаски из пластилина;
- различать эмоции родителей, когда они довольны его поведением, или нет;
- играть с игрушками в «дочки-матери».
Что должен уметь ребенок в 2 года
За целый год дети активно развивают свою речь и передвижение, за которым не всегда могут углядеть родители.
Что должен уметь ребёнок в 2 года:
- бегать;
- без помощи спускаться и подниматься по лестнице;
- переступать через яму или лужу;
- пробовать рисовать;
- попадать по мячу ногой;
- уметь аккуратно кушать;
- играть с пластилином, крупами;
- называть несколько цветов и геометрических фигур;
- показывать на пальцах сколько лет;
- самостоятельно ходить на горшок;
- продолжить стих, который учил с родителями, если называть первые строки к рифме;
- слушать рассказы, которые ему читают, и запоминать некоторые фрагменты.
В 3 года
Ещё один кризис случается в этот период детства. Мальчики и девочки чётко осознают себя как отдельную личность. Поэтому часто перечат родителям, пытаясь утвердиться.
Что должен уметь ребёнок в 3 года:
- говорить короткими предложениями;
- рассказать небольшой стих;
- знать свои имя и фамилию;
- искать отличия между предметами;
- рисовать линии и разукрашивать;
- спокойно оставаться несколько дней без родителей;
- самостоятельно кушать, одеваться, чистить зубы и мыть руки;
- уверенно играть мячом.
4 года
Теперь малыш будет вести себя более управляемо, и родители смогут немного расслабиться. Он будет больше прислушиваться и «идти на компромиссы».
Что должен уметь ребёнок в 4 года:
- балансировать на бревне или на одной ноге;
- залезть на вертикальную лестницу;
- развивать большую скорость на трёхколёсном велосипеде;
- иметь словарный запас до 2 000 слов;
- свободно разговаривать со взрослыми и детьми;
- петь песни и рассказывать более объёмные стихи;
- считать до 10, и может запомнить алфавит;
- играть и находить общий язык с другими детьми;
- задавать вопросы: «Почему?»;
- проявлять заботу о других: дарить цветы, кормить собаку, помогать;
- самостоятельно надевать носки, нижнее бельё, застёгивать большие пуговицы.
В 5 лет
Активно начинает общаться со своими сверстниками и пытается построить дружеские отношения, хочет стать частью общества. Поскольку это дошкольный возраст, то учится выполнять задания и развивать мышление.
Что должен уметь ребёнок до 5 лет:
- сосредоточиться на чем-то до 30 минут или больше;
- знать дни недели и время суток;
- использовать абстрактные понятия;
- удерживать в памяти несколько историй за раз;
- произносить правильно все звуки («р» может быть исключением);
- иметь словарный запас до 3 000 слов;
- понимать, что другим тоже может быть больно или страшно;
- играть в сюжетные игры с другими;
- складывать пазлы;
- выполнять указания родителей.
Все нормы являются приблизительными, и нужно учитывать, что каждый ребёнок развивается в индивидуальном темпе.
Но если слишком отличается от указанных пунктов, стоит обратиться к специалисту, который поможет родителям и ребёнку наверстать упущенное.
Комментарии и отзывы (3)
Отличная статья! Много нового для себя узнала. Всем мамочкам рекомендую к прочтению.
Сейчас все стремятся сделать из своих детей вундеркиндов, не понимая, что только делают им хуже.
Все дети очень разные. Конечно, должны быть какие-то ориентиры, но если ребенок чего-то не умеет, что якобы положено ему по возрасту, это совершенно не повод считать его отстающим.
Ваш комментарий или отзыв