Что такое Административное Право — определение, принципы, источники и методы регулирования
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Административное право регулирует такие общественные отношения, в которых граждане обычно не хотят участвовать.
Никто не любит стоять в очередях к чиновникам, платить штрафы, оформлять справки и другие документы. То есть, связываться с исполнительной властью.
А приходится. Потому что административное право – это главный инструмент регулировки и контроля в руках государства.
Определение понятия Административное Право — что это
Административное право — это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти.
Юристы выделяют три подхода к понятию: отрасль, наука и учебная дисциплина. Рассмотрим каждый из них.
Отрасль.
Отрасль – это совокупность правовых норм, которые охватывают одну из сфер жизни общества. Например, конституционное право разграничивает полномочия трёх ветвей власти, решает вопросы суверенитета, территории, гражданства.
А какую сферу общественных отношений регулирует административное право? Публичную, управленческую, связанную с поддержанием порядка в обществе.
Предмет административного права (как отрасли) – это отношения, которые играют важную роль для всех граждан страны, а не отдельных людей. Они возникают в те моменты, когда государство реализует исполнительную власть.
Таблица 1 «Административное право: примеры отношений, входящих в предмет отрасли»
Отношения Где содержатся правовые нормы Разграничение полномочий между законодательными и исполнительными органами власти Федеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.1999г. Порядок прохождения государственной службы Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004г. Выдача лицензий Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011г. Регистрационный учёт граждан по месту проживания (пребывания) Закон № 5242-1 от 25.06.1993г. Реализация государственной валютной политики Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003г. Публичная отрасль включает в себя подотрасли и институты. В частности, она охватывает отношения в области налогов, финансов, военного дела, таможни, экологии и природопользования.
Некоторые юристы выделяют даже две отдельные отрасли административного права: управленческое и деликтное.
Первое регулирует отношения, которые складываются в связи с государственным управлением, в том числе внутриорганизационные (вопросы иерархии и разграничения полномочий в органах власти).
Второе помогает поддерживать общественный порядок и устанавливает ответственность за нарушение административно-правовых норм.- Наука.
Наука «административное право» – это деятельность учёных, которые изучают отрасль с одноименным названием. А именно её историю, предмет, метод, источники, перспективы развития. Конечная цель науки сводится к тому, чтобы предлагать пути совершенствования законодательства. - Учебная дисциплина.
Это программа, которую будущие юристы изучают в ВУЗах. Она частично пересекается с наукой.
Принципы отрасли административного права
Каждая отрасль опирается на принципы. Это фундаментальные идеи, которым должны соответствовать все правовые нормы. Они прямо применяются в том случае, если в статьях закона равной юридической силы есть противоречия.
Одни принципы административного права прямо закреплены в законодательстве (например, в статьях 1.4-1.6 КоАП, 2 Конституции), другие вытекают из смысла нормативно-правовых актов . Вот три основные идеи законодателя.
- Равенство всех перед законом.
Ответственности по КоАП подлежат все правонарушители, независимо от каких-либо признаков: пола, возраста, веры и так далее. Не только обычные граждане, но и другие субъекты административного права (органы власти, чиновники, организации) обязаны соблюдать закон. - Разделение властей.
Исполнительная и законодательная ветви власти не вмешиваются в деятельность друг друга. Каждый государственный орган имеет свой предмет ведения. Приоритет интересов личности.
Органы государственного управления при реализации исполнительной власти не должны нарушать основные права и свободы человека, закреплённые в Конституции.
Изъятия из этого правила устанавливаются законом и только при наличии веских оснований (например, изъятие собственности, добытой незаконным путём).
В законодательстве есть и другие принципы. В частности, презумпции невиновности , законности, гласности, ответственности.
Источники и методы правового регулирования
Источники административного права – это официальные документы, в которых присутствуют административно-правовые нормы.
Речь идёт о Конституции, международных договорах, законах, актах Президента, Правительства и так далее. Примеры были приведены в таблице 1. Важный источник деликтного права – КоАП РФ.
Методы правовой отрасли – это основные подходы к регулированию общественных отношений, входящих в её предмет.
Они бывают двух видов:
- императивные (запреты и предписания);
- диспозитивные (дозволения).
Как вы уже догадались, методы административного права преимущественно императивные. Например, государство устанавливает предписания в виде легального оформления бизнеса, получения паспорта, явки в казённое учреждение при получении письма. Законодатель запрещает нарушать ПДД, уклоняться от уплаты налогов, хулиганить на улицах.
Дозволений в отрасли мало, но они всё же есть. Например, гражданин вправе обжаловать решение чиновника, но не обязан.
Заключение
Административное право – это система правовых норм, которые охватывают широкий круг публичных отношений.
Если говорить простыми словами, оно регулирует исполнительную власть государства и всё, что с ней связано.
Пока что кодифицирован только институт административной ответственности (КоАП). Другие нормы собрать в единый нормативно-правовой акт затруднительно, потому что отрасль затрагивает самые разные отношения, и последние постоянно меняются.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Комментарии и отзывы (2)
Да какое там равенство перед законом, попробуйте пьяного судью задержать или прокурора, им можно в таком состоянии садиться за руль, депутаты тоже неприкосновенны, вот, на этих двух примерах видно, что нет никакого равенства перед законом.
Само административное право усложнилось, сейчас, в век компьютеризации и автоматизации, чиновников больше чем в СССР, бюрократия страшная, а всё для того, чтобы с трудового народа последнее содрать и усложнить гражданам путь для реализации своих прав.
Василий: а на вскидку скажите, в какой стране все обстоит не так, как Вы описали. Вот уж ее жители посмеются...
Идеалы они на то и идеалы, чтобы быть не достижимыми.
Ваш комментарий или отзыв