Что такое теология — определение (это наука или нет), история понятия, современная теология

Обновлено 29 марта 2024 Просмотров: 59 849 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Религия имеет огромное влияние на жизнь человечества даже сейчас, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, а ученые на Большом Адронном Коллайдере открыли «частицу Бога».

Правда, назвали ее сперва «goddamn particle» — «чертовой, или проклятой частицей», но ведь и вопрос о Боге — самый «проклятый» из всех, что стояли перед людьми за всю историю нашей цивилизации.

Накал страстей не угасает: страшные войны за веру ведутся на нашей планете прямо сейчас.

Богословие

*«Богословие — это всегда разговор с Богом».
Протоиерей Георгий Завершинский

Феномен религии и веры изучают философия, религиоведение, история. Но есть еще одна дисциплина, которая демонстрирует взгляд на веру изнутри, опираясь на присущие конкретной религии догматы и священные книги.

Это теология — наука о религии с позиции верующих. О ней и поговорим в этой статье.

Определение понятия Теология — что это

Теология — древнегреческое слово θεολογία, которое дословно обозначает «слово о Боге» (θεός — Бог и λόγος — слово). В русском языке наравне с греческим термином употребляется его синоним — богословие.

Теология — это гуманитарная наука, изучающая Бога и веру в Бога. Но познание Господа в богословии нельзя назвать беспристрастным. Это познание религиозной картины мира изнутри.

Теолог трактует Слово Божье и постигает первопричину всего сущего исходя из постулата, что Бог есть, опираясь на догматы, признанные церковью. При этом Бог, вера и догматы будут для каждой религии свои.

Теология в большей степени затрагивает три теистические религии, признающие существование Бога-творца: иудаизм, христианство, ислам.

Знаки

Главное отличие теологии от религиоведения в позиции исследователя. Религиовед стоит как бы над предметом, анализирует форму и содержание, ищет сходства, различия и закономерности в развитии религиозных институтов. Религиоведением может заниматься даже атеист, а вот богословием — вряд ли.

«Теология есть наука в высочайшем смысле и о наивысших вещах».
Альберт Великий, средневековый немецкий философ-теолог

Разум и мышление в теологии подчиняются вере и нужны в качестве инструментов для истолкования «слова Божьего». Истины Откровения не постигаются разумом.

История термина теология

Термин «теология» появился в Древней Греции. Его использовали при разговоре о происхождении и жизни многочисленных античных богов, то есть, скорее в значении мифологии.

Аристотель, например, называл теологом Гомера. В то же время у Аристотеля появляется новое значение теологии как «первой философии», исследующей первопричины бытия, сегодня мы называем это метафизикой.

Боги

*Античные боги

На ранних этапах становления христианства богословы не использовали термин теология, потому что не хотели никаких ассоциаций с языческими мифами. Но постепенно слово все же входило в христианскую литературу.

Уже во II–III веках теология начинает пониматься как знание о Боге и познание Бога, но не интеллектуальное, а скорее интуитивное, мистическое.

В Средневековье рождается схоластика — это теология, интегрированная в философию. Складывается более привычное для нас значение теологии как упорядоченной системы понимания веры.

Огромную роль в этом сыграл итальянский теолог-схоласт Фома Аквинский (1225–1274), посвятивший себя систематизации дискурса о христианской вере. Наравне с термином «теология», он употребляет синоним sacra doctrina — священное учение.

«Тогда как предметы других наук могут быть обозначены только словами, особенностью этой науки является то, что ее предметы обозначаются как словами, так и сами по себе суть знаки».
Фома Аквинский, «Сумма теологии»

Святой Фома Аквинский

*Сандро Боттичелли, «Святой Фома Аквинский»

В то же время в Европе развивается сеть университетов, где вершиной обучения становятся богословские факультеты. Появляется звание магистра теологии, получив которое человек занимал важное положение в средневековом обществе.

Ренессанс со своим гуманизмом расставил свои акценты в понимании теологии.

Философ, «князь гуманистов» Эразм Роттердамский (1469–1536) настаивал, что эта наука не должна ограничиваться логическими размышлениями о Боге и систематизацией божественного. Теология охватывает не только рациональную сторону человека, но и эмоциональную: чувства, душу, эмоции, страсти.

Последователь и оппонент Эразма Роттердамского Мартин Лютер (1483–1546) считал, что теология не должна быть теоретической наукой. Это практическая дисциплина, в основе которой лежат отношения между Богом и человеком.

Два полюса теологии

Биполярная структура теологии заложена в самом названии термина. Оно предполагает двоякое толкование.

  1. С одной стороны, это «Слово Бога», то есть иррациональное Откровение.

    Откровение Божье — это разнообразные проявления Бога и его воли в человеческом мире. Уже само существование этого мира — Божественное откровение. Одной из важных составляющих Откровения являются священные тексты.

    У каждой религии они свои: Библия у христиан, Тора у иудеев, Коран у мусульман, даже в индуизме есть священные книги, которые можно отнести к богооткровенным, например, четыре Веды.

    Книги
    *Священные книги: Тора, Библия, Коран
  2. С другой стороны, это «слово о Боге», то есть рациональные попытки расшифровать, объяснить и систематизировать Откровение.

Эта двуполярность формирует главную внутреннюю проблему богословия. Для теистических религий характерно личностное общение с Богом. Верующий стремится разглядеть лик Бога, а всевидящий Бог непрестанно следит за человеком, требует от него исполнения своей воли.

В такой ситуации цена ошибки, неверного, еретического трактования Божественного Откровения приобретает катастрофический для человека сценарий, так как делает его Спасение невозможным.

Логика, холодный рассудок, призванные в теологии объяснять и трактовать Откровение, предполагают отстраненный взгляд на предмет познания. Но это немыслимо для верующего, так как у него слишком интимные отношения с этим самым «предметом».

Свечи

Отсюда появляется еще одна точка зрения, что теология — это диалог человека с Богом.

Бог непостижим, он не может становиться предметом логического анализа. Мы не можем говорить о Нем, но мы можем говорить с Ним.

Теология в современной России

Система образования в России отличалась от европейской с их средневековыми университетами, которые создавались ради теологических факультетов. У нас же христианская наука о Боге была вынесена в отдельную структуру: духовные училища, семинарии и академии. Здесь формировалось духовное сословие.

Площадь

*Ярославская духовная семинария

XIX и начало XX века ознаменовался в России появлением целой звездной плеяды философов-богословов. В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Л.И.Шестов, Н.А.Бердяев — эти имена представителей русской религиозной философии знают во всем мире.

Но с приходом советской власти богословие в России было истреблено: физически уничтожались ученые-теологи, закрывались духовные семинарии и академии, разрушались церкви. Настала эра воинствующего атеизма.

В западных университетах богословские факультеты до сих пор входят в состав давно уже светских университетов. Это дань традиции. В Российских светских вузах теологии в принципе никогда не было, поэтому отношение к этой дисциплине весьма неоднозначное в научных кругах.

Первый шаг по интеграции богословского направления в систему высшего образования России был сделан только в 1992 году, а научная специализация «Теология» появилась в 2015. В то же время реанимируется традиционное духовное образование.

Автор статьи: Елена Румянцева

Комментарии и отзывы (3)

Илья

Статья хорошая.Спасибо!

Ева

В жизни много необъяснимого, потому люди придумывают различные теории, чтоб успокоить свой разум и больше не искать ответы. Принцип тот же, что и в случае с первобытным человеком, который обожествлял огонь, так как не понимал принцип работы этого природного явления. Что касается науки, она должна быть беспристрастной, независимо от предмета изучения.

Денис

Наука ну очень на любителя. Вот мне к примеру не интересно что-либо про религии даже слушать, так как я знаю — Бог один и он повсюду. А все религии созданы как безотказный инструмент разъединения народов и управления ими. Так что можно назвать преступными попытки внедрить предметы религиозной направленности в Российских школах во времена ельцинизма.

Ваш комментарий или отзыв